В этом году Екатеринбург живёт под знаком своего 300-летнего юбилея. Ельцин Центр, ставший частью новейшей истории города и значимым местом культурной и общественной жизни, подготовил к празднику большую специальную программу мероприятий, пик которых пришелся на 18 августа – День города.
Накануне Дня города в холле кино-конференц-зала Ельцин Центра была открыта выставка работ екатеринбургских стрит-фотографов Евгения Комолова и Дмитрия Фёдорова «Плотность города», представляющая два разных видения Екатеринбурга и подхода к созданию уличной фотографии. Дмитрия Фёдорова увлекают динамика и энергия центра столицы Урала нулевых и начала 2010-х, а Евгения Комолова – вневременное пространство тихих дворов Уралмаша.
– Выставка показывает город с позиции двух фотографов, которые выбирают совершенно разные точки фиксации для своих работ, – отметила куратор выставки, директор Арт-галереи Ельцин Центра Светлана Усольцева. – В работах Дмитрия Фёдорова – это центр Екатеринбурга, где всегда бурлит жизнь, где мы видим и слышим мегаполис, а у Евгения Комолова – отдалённые районы, дворы Уралмаша и Эльмаша, показывающие город и человека в нём. Это выставка не про городскую архитектуру, а про ощущения людей в большом городе, и если у Дмитрия Фёдорова мы растворяемся в потоке городской жизни, то у Евгения Комолова – в пространстве Екатеринбурга, в его воздухе и том, что происходит вокруг.
Дмитрий Фёдоров увлёкся фотографией ещё в середине 90-х годов, работал фотокорреспондентом в газете «Уральский университет», сотрудничал с ведущими местными изданиями и региональными филиалами российских СМИ. Он мастер «скрытой съёмки», его объектив выхватывает в потоке улиц яркие сюжеты и персонажи. Победитель Открытого екатеринбургского фотоконкурса в 2007 году, финалист международного фотоконкурса «Европа и Азия: Диалог культур».
Евгений Комолов, чьи работы напоминают кадры из фильмов, начал снимать город в 2019 году. Чаще всего в объективе Евгения оказываются отдалённые районы Екатеринбурга. Фотограф отдаёт предпочтение свободным пространствам и ясным формам, которые можно найти в архитектуре и на просторах разреженных улиц.
Усольцева подчеркнула, что представленные на выставке фотохудожники совершенно по-разному выбирают дистанцию для своих работ: Фёдоров подходит максимально близко к жителям города, он как бы внедряется в их жизнь, Комолов же фиксирует Екатеринбург на расстоянии, он выбирает роль наблюдателя, а не участника событий.
– Работы фотографов мы не стали разделять на части, нам было важно показать два совершенно разных взгляда, смешать их, как смешиваются картины города в жизни и глазах его жителей. Холл кино-конференц-зала – не замкнутое пространство, люди попадают в него с двух сторон и проходят мимо зафиксированных художниками кадров, которые мы в городской суете зачастую не замечаем. Зрители как бы встраиваются в поток улиц: шорохи, разговоры людей и шаги станут своеобразной озвучкой для этой выставки.
19 и 20 августа Музей Бориса Ельцина посвятил свои основные мероприятия истории Екатеринбурга и его жителей. На экранах музейной экспозиции Лабиринта истории ХХ века посетители увидели мультимедийную выставку «Представляя город» с фрагментами кинохроники, запечатлевшей различные сюжеты из жизни города.
Во всех 11 локациях Лабиринта истории фотографии и хроника на экранах рассказывали о том, как переживал город свои основные исторические вехи, как он выглядел век или полвека назад. Экскурсии по выставке в течение двух дней проводила директор музея Бориса Ельцина Анна Бородулина, напомнившая посетителям о том, что ещё в начале ХХ века Екатеринбург был небольшим провинциальным городом, численность населения которого составляла не более 43 тысячи человек. Однако оставаясь уездным городом Пермской губернии, он одновременно был административным центром всей горнозаводской промышленности Урала.
К 1913 году число жителей в Екатеринбурге значительно выросло. В это же время местный фотограф Вениамин Метенков начал вести кинохронику городской жизни. Посетители музея смогли увидеть уникальную съёмку торжеств по случаю 50-летия отмены крепостного права в 1911 году, открытие памятника Александру II на Кафедральной площади (сегодня Площадь 1905 года) и закладку большого музея имени этого российского императора на Дровяной площади перед зданием строящегося Оперного театра, открытого в 1912 году.
Именно в здании Оперного театра 26 октября (по старому стилю) 1917 года было провозглашено, что власть в городе переходит в руки Исполнительного комитета Екатеринбургского Совета депутатов. Кинохроники и фотографий того бурного для города периода практически не сохранилось, но остались кадры того, как в апреле 1918 года из Тобольска в Екатеринбург были привезены бывший император Николай II и его семья. Это был путь в один конец: спустя три месяца царская семья и члены её свиты были расстреляны большевиками в полуподвальном помещении дома Ипатьева.
В ноябре 1924 года новая власть переименовала Екатеринбург в Свердловск, который в годы первых пятилеток, а затем в течение Великой Отечественной войны становится одним из крупнейших индустриальных центров страны. Хроника тех лет показывает грандиозные стройки и архитектуру конструктивизма, оставляя за кадром бараки, землянки и рубленые дома, в которых ютились строители светлого коммунистического будущего.
К концу 50-х годов прошлого века Свердловск превратился в один из крупнейших городов СССР, но при этом оставался одним из самых закрытых мест в стране из-за обилия сосредоточенных тут предприятий военно-промышленного комплекса. В столицу Урала могли попасть только официальные делегации из стран социалистического лагеря, хотя были и исключения из этого правила. Так, на кадрах, снятых 28 июля 1959 года, можно увидеть вице-президента США Ричарда Никсона, который вместе с женой прилетел в Свердловск с официальным визитом.
Хроника начала 90-х годов запечатлела выступление Бориса Ельцина, возглавлявшего в 1976-1985 годах Свердловский обком КПСС, на митинге возле кинотеатра «Космос» в ходе кампании по выборам в народные депутаты РСФСР. В августе 1991 года уже в статусе президента России он возглавляет сопротивление ГКЧП, и кадры с Ельциным на танке облетают весь мир.
После поражения путча, в сентябре 1991 года Свердловску было возвращено прежнее название, и в истории Екатеринбурга началась новая большая глава.
В День города Музей Бориса Ельцина также пригласил жителей и гостей Екатеринбурга на марафон экскурсий «Свердловская школа», рассказывающий о выдающихся горожанах, благодаря таланту, энергетике и креативности которых город приобрел свой особый облик. О тех, кто прошёл в городе школу жизни и творчества, создавая уникальный культурный код Екатеринбурга. Героями экскурсий стали поэт Илья Кормильцев, режиссёр Алексей Балабанов, композитор Евгений Родыгин, скульптор Эрнст Неизвестный и художник Эрик Булатов.
Сотрудники музея в ходе марафона рассказали о значимых работах и важных событиях в жизни Эрнста Неизвестного – всемирно известного скульптора, философа и художника, родившегося в Свердловске; судьбе Евгения Родыгина, чьи песни почти полвека назад стали визитной карточкой Урала. «Уральская рябинушка», «Белым снегом», «Свердловский вальс» звучали по всей стране и покорили сердца миллионов слушателей; познакомили с творчеством знакового режиссера постсоветской России – Алексея Балабанова, который также был рок-музыкантом, военным переводчиком, публицистом и интервьюером.
Илья Кормильцев вошел в историю как выдающийся поэт и автор текстов песен свердловских рок-групп. Благодаря его стихам «Наутилус Помпилиус» и другие музыкальные коллективы Урала стали известны на всю страну в переломную эпоху конца 1980-х - начала 1990-х. Посетителям музея удалось познакомиться с его ранним творчеством, карьерой книгоиздателя и узнать о роли поэта в создании свердловского рок-клуба.
Завершила марафон экскурсия, посвященная жизни и творчеству художника Эрика Булатова, которого исследователи причисляют к фигурам московского концептуализма. Один из самых значимых российских художников XX века волей случая родился в Свердловске и в Свердловске же выиграл первый в жизни художественный конкурс. В 2015 году в Музее Бориса Ельцина была создана и выставлена его картина «Свобода».