Кинематографический 2024 год в России стал полем для острых дискуссий, неожиданных открытий и столкновения традиций с новыми художественными вызовами. Вячеслав Шмыров, киновед и руководитель Киноклуба Ельцин Центра в Екатеринбурге, в своей лекции 25 февраля подвёл итоги года, проанализировав результаты фестивалей, премий и главные события в отечественном кино.
Три главные кинопремии: различия и противоречия
Три ключевые отечественные кинопремии — «Золотой орёл», «Белый слон» и «Ника» — опираются на разные традиции и принципы. Это объясняет разночтения в их оценках и фаворитах. Например, фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита», ставший лауреатом «Белого слона» в шести номинациях, остался незамеченным премией «Золотой орёл».
«Премия, курируемая Никитой Михалковым, «Мастера и Маргариту» не заметила в упор. Это говорит о том, что у разных конкурсов есть разные правила и критерии отбора», — прокомментировал эксперт.
Якутское кино: феномен национального кинематографа
— Одной из ярких тенденций года стало продолжение развития якутского кино, — отметил Вячеслав Шмыров. — Этот уникальный феномен возник из желания зрителей видеть фильмы на родном языке и при минимальном финансировании приобрёл заметный успех.
Важным событием 2024-го стало появление якутского фильма «Кончится лето», в котором главные роли исполнили Макар Хлебников и номинант на «Оскар» Юра Борисов. Картина участвовала в Роттердамском кинофестивале (International Film Festival Rotterdam, IFFR). Несмотря на то, что она была представлена вне основной конкурсной программы, её заметили в международном киносообществе.
«Якутия, где не так много городов, где нет этой собранности населения, вдруг захотела смотреть фильмы на якутском языке. Как результат — появились свои национальные режиссёры, которые не заканчивали ни ВГИК, ни высшие курсы», — отметил эксперт.
Отсутствие «Кинотавра» и его последствия
Исчезновение кинофестиваля «Кинотавр» создало информационный вакуум, повлиявший на восприятие кинопроцесса. Если раньше этот фестиваль формировал картину года для индустрии, теперь кинокритики и киноведы сталкиваются с разрозненными данными. Новая модель премии «Белый слон» помогла восполнить этот пробел, позволив более детально оценить фильмы. «Мы оказались в сложном положении, потому что практически ни в одной голове не было целостной картины кинематографического года», — отметил Шмыров.
Дебютанты: новые лица и художественные направления
Минувший 2024 год ознаменовался появлением большого количества дебютантов. Среди них выделяются фильм «Вечная зима» режиссёра Николая Ларионова, а также «Чистый лист» Полины Ковалёвой.
По мнению эксперта, современное авторское кино уходит в провинцию — многие из этих фильмов сняты не в Москве, а в небольших городах, что формирует новый социальный срез. «Наше кино ушло из столиц. Магнитогорск, Ярославль, Казань — вот места, где снимаются важные фильмы. Там, где виден настоящий социальный нерв», — подчеркнул Вячеслав Шмыров.
«Мастер и Маргарита»: экранизация с голливудским оттенком
Фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» стал не только самым обсуждаемым, но и самым спорным проектом года. Режиссёр привнёс в экранизацию стилистику, опыт и приёмы Голливуда, что вызвало противоречивую реакцию зрителей. Несмотря на успех в прокате, премия «Золотой орёл» проигнорировала картину, что указывает на существующие разногласия в оценке художественной ценности фильма. «Локшин вышел на съёмочную площадку совершенно не заражённым мифом романа Михаила Булгакова, он привнёс голливудские приёмы, и это сыграло свою роль», — отметил Шмыров.
Российское кино в международном контексте
На международных фестивалях российское кино в 2024 году присутствовало фрагментарно. Фильм «Кончится лето» участвовал в Роттердаме, но вне основной конкурсной программы. В то же время участие российских актёров в международных проектах, таких как «Анора», стало поводом для обсуждения феномена российской актёрской школы за рубежом. «Попадание Юры Борисова в номинацию на «Оскар» — это не случайность, а признание российской актёрской школы», — уверен Вячеслав Шмыров.
Прошедший 2024 год показал, что российский кинематограф переживает трансформацию. Новые авторы, региональные кинематографии, переосмысление традиционных сюжетов и поиск новой зрительской аудитории стали ключевыми тенденциями года. Вопрос о будущем кино остаётся открытым: куда двинется российский кинопроцесс в условиях новых вызовов?
«Кинопроцесс есть, он просто спрятан, как река, которая течёт под землёй. Нам надо искать пути, чтобы вновь сделать его видимым», — резюмировал Вячеслав Шмыров.