Медиафасад Ельцин Центра во второй раз за 2019 год стал экраном для демонстрации нового аудиовизуального искусства. Случился второй фестиваль «Луч». Вечером 30 и 31 августа здесь показывали работы современных художников. Несмотря на холод и дождь, на стилобате и набережной городского пруда собрались сотни зрителей, чтобы посмотреть показ. Было непривычно ярко, но не менее интересно и внутри Ельцин Центра.
– Музыка – не окно в другой мир, а продукт современной культуры, – будто зачитывая манифест, чеканил субботним днём на своей лекции в Медиазале художник Алексей Таруц. – Идёшь мимо завода – и слышишь, как работают станки. Идёшь мимо ночного клуба – и слышишь гул басов. Из проезжающей мимо машины слышишь не только песню, но и работу акустической системы, способы обработки звука современными средствами и так далее.
Алексей Таруц изучал кинорежиссуру на Высших курсах сценаристов и режиссеров, затем теорию искусства новых медиа в Открытой школе Манеж/МедиаАртЛаб. В своих перформансах он активно использует современные возможности цифровой обработки звукового сигнала.
Например, в работе Ratmir Vanbuuren Taruts Алексей зачитывает переведенный на русский язык текст одной из композиций голландского диджея Армина Ван Буурена, будто бы призывая из загробного мира рэпера Ратмира, друга Тимати, погибшего в автокатастрофе более десяти лет назад. Голос Таруца из-за обработок звучит на пару октав ниже, что создаёт лёгкий потусторонний эффект. «Это работа – исследование тёмной эйфории EDM / Trance мега-событий и акселерационистской проблематики современной культуры», – поясняет художник.
В своём выступлении в галерее Ельцин Центра Алексей кричал в микрофон поверх интуитивно угадываемых сэмплов, чередуя техно с гитарным боем «Гражданской обороны».
Второй фестиваль «Луч»
Видео: Александр Поляков
Еще один участник музыкального перфоманса в галерее – московская художница Кира Вайнштейн, выступающая под псевдонимом Kira Lao.
Кира недавно закончила Школу Родченко (Москва), её дипломным проектом стало устройство, преобразующее химическую реакцию в звуковой сигнал. В галерее Ельцин Центра Кира представила песни со своего нового альбома «Тревожный опыт», вдохновением для которого стала депрессия – болезнь, которой художница, по её признанию, была подвержена на протяжении последних нескольких лет, и из которой она начала выходить посредством терапии и погружения в искусство.
Корреспонденту сайта Ельцин Центра Кира сообщила, что ей очень понравился Екатеринбург, и она хотела бы задержаться в городе на более долгий срок.
Арт-галерея Ельцин Центра стала основной площадкой второго «Луча». Здесь были выставлены порядка 20 работ видеохудожников. Выставку «Цифровая перспектива» к фестивалю подготовила куратор Санкт-Петербургской медиа-арт-лаборатории CYLAND Виктория Илюшкина. Она собрала аудиовизуальные работы Бориса Казакова, Маши Годованной, Виктории Илюшкиной, Антона Хлабова, а также Дмитрия Лурье, Максима Свищёва (YOmoYO), Франчески Фини и Александра Антипина – художников из Рима, Москвы, Петербурга и других городов.
На экране в атриуме Ельцин Центра днём была показана работа Максима Свищёва «Цветы материализма».
Другое его произведение транслировалось вечером на медиафасаде вместе с работами Вадима Эпштейна (Москва) и Антона Эльфильтра (Екатеринбург).
Ещё одним интересным событием в рамках фестиваля стал показ экспериментального фильма AIDOL художника и режиссёра Лоуренса Лека (р. 1982, Франкфурт-на-Майне). Это виртуозно сделанная CGI-фантазия, история угасающей звезды виртуальной поп-сцены по имени Дива, и искусственного интеллекта по имени Гео, начинающего автора песен. Действие происходит в 2065 году в реальности сетевых компьютерных игр и сопровождается оригинальным саундтреком, также написанным режиссёром.
– Фестиваль нового аудиовизуального искусства «Луч» – это платформа, на которой встречаются зрители, начинающие авторы и опытные профессионалы аудиовизуального искусства, – описал событие директор Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских. – Здесь есть как пространство для эксперимента, так и возможность увидеть признанные работы художников и музыкантов, использующих видео, свет и цифровые технологии. Мы хотим, чтобы в Екатеринбурге и, шире – в России, формировалась художественная и музыкальная сцена, которая бы разговаривала на одном языке с международным сообществом и создавала по-настоящему современное аудиовизуальное искусство.
Второй «Луч» стал знаковым событием для культурного сообщества Екатеринбурга, и вероятнее всего, в скором времени в Ельцин Центре пройдет третий фестиваль аудиовизуального искусства.