Как надо работать на заводе, в офисе и дома

7 декабря 2020 г.Марина Соколовская
Как надо работать на заводе, в офисе и дома

Выставка «Гастев. Как надо работать» открылась в Ельцин Центре 3 декабря. Экспозиция размещена на третьем этаже, в Круглом зале. Вход свободный, без возрастных ограничений. Выставка рассказывает об Алексее Капитоновиче Гастеве (1882–1939) — поэте, исследователе, революционере, ученом, организаторе Центрального института труда (ЦИТ) и основателе системы НОТ (научной организации труда) в СССР. Посетить выставку можно до 24 января 2021 года.

Алексей Капитонович Гастев (1982 – 1939) был одной из ключевых фигур в советской культуре 1920–1930-х годов, его идеи и практические разработки оказали влияние на процесс индустриализации в СССР. Сегодня его идеи рациональной организации труда вдохновляют тех, кто внедряет принципы бережливого производства. В Екатеринбурге проходит конкурс лидеров производительности на Кубок им. А.К. Гастева. Оказалось, что принципы созданного Гастевым Центрального института труда (ЦИТ) важны не только для владельцев конвейерных производств, но и для тех, кто планирует работу сотрудников «на удаленке». Логистика, продажи, удаленная работа вне офиса – для всего можно применять идеи рациональной организации труда. Революционер и авангардист, Гастев отстаивал идеи свободы. Он утверждал, что работать надо без авралов и перенапряжения, а по плану. Он предполагал, что свобода обеспечивается контролем над трудовыми процессами, и рабочий должен стать руководителем станков, а не винтиком производственной машины.

Выставка была создана и впервые показана в Центре авангарда – галерее «На Шаболовке» объединения «Выставочные залы Москвы» в Москве в 2019 году. Куратор выставки Александра Селиванова, один из крупнейших сегодня специалистов о советской культуре 1920–1930-х годов, пригласила к работе над выставкой всех, кто так или иначе занимался изучением Алексея Гастева: Максима Осовского, Кирилла Захарова, Ирину Сироткину, Любовь Пчёлкину, Анну Пронину, Антона Карманова, Ивана Атапина, Александру Новоженову и Алексея Ткаченко-Гастева, правнука Алексея Капитоновича. Как правило, историки изучали Гастева-революционера, литературоведы – Гастева-поэта и т. д. В годы большого террора Алексей Гастев был арестован и расстрелян, его архив рассеян и частично уничтожен. Команде выставки пришлось по крупицам собирать истории и документы об Алексее Гастеве.

– Фигура Гастева важна не только для 1920–1930-х, а глобально для XX века. С одной стороны, этот человек важен лично для меня, потому что меня очень занимают подобные ренессансного типа личности эпохи авангарда, которые истово пытались преобразовать мир вокруг себя и оказывались совершенно несправедливо вычеркнуты из истории. Я вижу одной из основных задач Центра авангарда восстановление справедливости и открытие этих фигур, – считает Александра Селиванова. – С объективной стороны, Гастев, конечно, необычайно важен именно как человек, которые сформулировал ключевые положения, касающиеся тайм-менеджмента и вообще менеджмента. Он сформулировал изнутри индустриальной эпохи пути, которые наметили выходы из тупика – механистического, жесткого положения человека в фордовском конвейере. Для Гастева работающий человек должен превратиться в интеллектуала, который управляет трудовыми производственными процессами и является не объектом, а субъектом. Его интеллектуальные усилия были направлены перпендикулярно тому, что делали вся советская пропаганда и партийная программа. Он говорил на самом деле о свободе, которая достигается при помощи достижения сверхумений. Сверхвыучка и сверхумения дают свободу.

Во время открытия выставки Александра Селиванова провела экскурсию и рассказала о Гастеве-революционере, публицисте, поэте и создателе Центрального института труда. Социалист, член РСДРП, Гастев боролся за права рабочих, участвовал в организации забастовок, что привело к ссылке, эмиграции и нелегальному проживанию в царской России. Старый большевик, общавшийся с Лениным, Гастев увлекся идеями анархо-синдикализма, которые отстаивал даже на допросах в НКВД. Поэт-модернист, печатавшийся в одних сборниках с Велимиром Хлебниковым и Владимиром Маяковским, он любил Сергея Есенина. Его сборник «Поэзия рабочего удара» воспринимался современниками как пример новой пролетарской культуры (сделав Алексея Гастева наряду с Александром Богдановым одним из ее идеологов в 1920-е годы), но и сегодня «Поэзия рабочего удара» и «Пачка ордеров» вдохновляют художников, музыкантов, исследователей.

В 1921 году Алексей Гастев основал Центральный институт труда, который стал заниматься исследованиями в области организации трудовых процессов. Созданное при ЦИТе акционерное общество «Установка» консультировало предприятия и готовило для них рабочих. Особо значимой эта деятельность стала в годы первых пятилеток, когда по методу ЦИТ обучали рабочих для заводов, строившихся в Сталинграде, Магнитогорске, Свердловске и других городах. Психотехническая, биомеханическая и другие лаборатории ЦИТ изучали трудовые движения, создавали тренажеры и помогали своим ученикам отрабатывать на них рациональные и экономные движения, необходимые людям разных профессий. На выставке можно увидеть реконструкции установок, которые помогали проверять тремор рук, тренировать концентрацию внимания или отрабатывать движения кисти или локтевого сустава. Зрители могут взаимодействовать с этими установками и почувствовать на себе метод ЦИТ.

Эта сторона деятельности Алексея Гастева привлекает на выставку и зрителей. Одна из зрительниц, Наталья Махаева, поддерживает идеи бережливого производства:

– Гастев сегодня – это хорошие проекты в нашей экономике, которая поставила себе задачу повышения производительности труда. Он был первопроходцем идеи организовать труд рационально. Его принципы обогатились идеями американского и японского менеджмента и вернулись к нам. Эффективный менеджмент занимается повышением производительности и улучшением трудовых условий человека, чтобы человеку было комфортно и классно работать, чтобы он на своем месте ощущал не потогонную систему, а работал удобно эргономично и тратил здоровья столько, сколько требуется, а не «рвал пуп». Бережливое производство без потерь касается не только станков и производственных линий – это также про жизнь в офисе.

Для Ельцин Центра выставка «Гастев. Как надо работать» была трансформирована. Если для галереи «На Шаболовке» показ выставки «Гастев. Как надо работать» – первый опыт повтора выставки на другой площадке, для Ельцин Центра выставка стала первым опытом другого рода. Впервые на выставке помимо основного кураторского текста размещен его вариант, созданный по стандарту easy-to-read, простой и понятный для чтения.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.