День рождения президента

10 февраля 2019 г.Татьяна Филиппова, Денис Каменщиков
День рождения президента

1 февраля, в день рождения Бориса Ельцина, почтили память первого президента России на Новодевичьем кладбище в Москве и в Ельцин Центре в Екатеринбурге.

Музей Бориса Ельцина подготовил к дню рождения первого президента России сразу несколько проектов. Кто-то прошёл квест «Признаются и гарантируются». А кто-то предпочёл познакомиться с коллекцией подарков, преподнесённых Борису Николаевичу в разное время и по разным поводам. От макета тяжёлого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», подаренного Ельцину экипажем корабля, до кинжала эпохи Иудейского Царства (6-8 век до н.э.), который подарил президенту России премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.

На Президентской площади на втором этаже музея гостям было предложено перелистать «фотоальбом» Бориса Ельцина. Фотоэкскурсия «Ельцин в фотообъективе» была построена в хронологическом порядке: от первых детских фотографий с мамой Клавдией Васильевной до протокольных съёмок президента Российской Федерации, запечатлённого на официальных приёмах, переговорах и саммитах с лидерами мировых держав, многие из которых, как, например, канцлер Германии Гельмут Коль или президент Франции Жак Ширак стали для Бориса Николаевича настоящими друзьями. Ельцин-школьник с одноклассниками по школе-семилетке в Березняках. Ельцин-школьник с одноклассниками в березняковской школе №1 имени Пушкина, куда ему пришлось перевестись после конфликта с классным руководителем в школе-семилетке. Ельцин-студент с волейбольным мячом. Ельцин-студент на танковом полигоне во время учёбы на военной кафедре. Первая фотография с будущей супругой Наиной Гириной. И ещё множество снимков с Наиной Иосифовной – во время сплава по Чусовой, в походе на Эльбрусе, в отпуске на Аляске, на днях рождения и юбилеях, далее везде. Вплоть до трогательных фотографий в осеннем парке – уже на пенсии, после ухода с должности президента.

Ельцин на картошке. На субботнике. На встрече с работниками фабрики «Уралобувь». На встрече с однокурсниками. На первомайской демонстрации. На заседании Верховного совета РСФСР. Со студентами. С военными. С Михаилом Горбачёвым и Егором Лигачёвым. С Юрием Никулиным и Олегом Басилашвили. С Виктором Черномырдиным и Анатолием Чубайсом. С внуками. Снова с супругой. Всего 113 фотографий, многие из которых можно увидеть в постоянной экспозиции «Семь дней».

Museum after hours

Видео: Александр Мехоношин

Здесь же на Президентской площади в десять часов вечера и завершилась музейная часть праздничной программы к дню рождения Бориса Ельцина. Известный московский электропоп-дуэт Celebrine – Катя Celebrine и Илья Дмитриев (Alien Delon) – представили специальный мультимедийный проект MUSEUM AFTER HOURS: 1989 / 2019 – «Музей после закрытия». Встав к синтезатору, Катя сняла трубку старого дискового городского зелёного телефона и «позвонила» Ельцину.

– Алло! Добрый вечер, Борис Николаевич! Алло! Алло! Мы вам поиграем на день рождения? Поздравим...

На огромном экране за спиной музыкантов появляется Ельцин. Он бодрым шагом идёт по своему московскому кабинету. Съёмка любительская. В нижнем левом углу дата: 30.01.89. Ельцин снимает трубку.

– Да!

Музейное пространство наполняется электронной музыкой и мельтешением спецэффектов кислотных цветов. Перетекающие друг в друга, переплетающиеся, скрещивающиеся и разлетающиеся в разные стороны линии, спирали, круги, квадраты, ромбы и прямоугольники сверкают, мигают и бьют по глазам. На их фоне Борис Ельцин усаживается за стол напротив видеокамеры и начинает говорить. Монолог сопровождается субтитрами. Изображение дробится, дублируется на экраны поменьше, установленные по периметру зала. Вновь становится размером с огромный экран. Перемежается черно-белым мельканием, который на профессиональном сленге телевизионщиков называется «снег» и появляется на экране телевизора, когда нет сигнала. Илья Дмитриев миксует ритмы и звуки. Катя Celebrine поёт. Это вокализ – пение без слов. Голос просто следует за музыкой. Борис Николаевич за спиной дуэта говорит о необходимости реформ. О судьбе России. О неизбежности перемен. Жестикулирует. Бьёт кулаком по столу. В объектив не смотрит. Только на собеседника. Съёмка любительская и видеокамера заметно трясётся. В кадр изредка попадает макушка ельцинского визави. Напротив сидит гость из Свердловска – только что назначенный директор только что – в 1988 году – открытого Уральского музея молодёжи Владимир Быкодоров.

– Я вдруг понял, что с той встречи прошло ровно 30 лет, – у Быкодорова горят глаза, – а этого видео никто и никогда не видел. И речь здесь не столько о моей коллекции, сколько о новом большом проекте. И он гораздо шире, чем просто мой личный видеоархив. Дело в том, что жизнь у меня получилась и получается весьма многообразная, и чего только в ней не было. Каких только замечательных встреч с потрясающими людьми. Борис Ельцин, Андрей Сахаров, Александр Сокуров, Эрнст Неизвестный. Это фантастика. А поскольку до недавних пор я приближался к возрасту, как считалось по законодательству, пенсионера – то есть, «шесть точка ноль». И собирался на покой. А сейчас вдруг счастливо став не пенсионером, потому что до отметки «шесть точка пять» мне ещё расти и расти, я вдруг понял, что обладаю уникальной сокровищницей и на покой мне пока рано. А что с ней делать? Как она должна работать? И я решил запустить проект, который назвал очень «скромно» – «Архив Быкодорова». Это совокупность редких материалов и документов, где моя жизнь, жизнь моей семьи и моих друзей пересекаются самым невероятным образом с жизнью страны и мира. Будем постепенно это показывать.

– Идеям не изменяю и продолжаю бороться, – говорит с экрана в январе 1989 года Ельцин, – и буду!

Музыка стихает. Зрители переглядываются. Трут глаза. Аплодируют. На экранах в ночное небо взлетают влетают и рассыпаются золотыми искрами гроздья салюта.

По словам директора Музея Бориса Ельцина Дины Сорокиной, MUSEUM AFTER HOURS – это новый музейный формат, который впервые был опробован в Президентском центре на День конституции.

– И я очень надеюсь, что он у нас приживётся, потому что это удивительная и уникальная возможность посмотреть на экспозицию с новых ракурсов и в новом преломлении, – отметила Дина Сорокина. – Мы приглашаем молодых исполнителей – музыкантов, композиторов, мультимедийных художников, работающих на пересечении самых разных форматов. Главная идея – под совсем другим ракурсом посмотреть на темы, близкие нам. И, конечно же, взгляд нового поколения, которое не застало Бориса Николаевича, здесь особенно интересен. В таких неординарных и неожиданных композициях мы и будем исследовать темы исторические и не только. И всё это будет сопровождаться уникальными музыкальными сетами, как это было сегодня с дуэтом Celebrine. Для нас это станет дополнительной возможностью создать совершенно новый контент и поддержать молодых исполнителей.

Следующий MUSEUM AFTER HOURS запланирован на 12 апреля – День космонавтики.

Насыщенной оказалась музыкальная программа. Ее открыл в пространстве Атриума джаз-хор Свердловской Государственной детской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного работника культуры РФ Марины Макаровой. Хор девочек в нарядных костюмах, белых беретах и галстуках-бантах более часа радовали публику духовными песнопениями, сложными вокализами и другими музыкальными произведениями современных композиторов разных стран мира.

Основная часть публики – друзья и родители, пришедшие поддержать своих одаренных чад – сопровождала выступление бурными аплодисментами. К окончанию концерта, собралось много слушателей и на балконах 2 и 3 этажей. Юных исполнителей не отпускали еще более получаса, аплодируя легендарным произведениям.

Музыкальная программа продолжилась концертом «Соло-рояль в российском кинематографе». Его вел заcлуженный артист РФ, блистательный пианист Алексей Гориболь. Это первая часть из музыкального цикла «Послушайте!», подготовленного специально для Ельцин Центра.

Он рассказал, что в эпоху немого кино фортепианное сопровождение было неотъемлемой частью любых кинопоказов. Тапёрами успели поработать многие известные музыканты и композиторы. В том числе советский классик Дмитрий Шостакович. Это подарило ему бесценный опыт, который он использовал при создании оригинальных партитур к фильмам. С появлением звукового кино возникло оркестровое сопровождение, и рояль был лишь частью этой музыки.

Понятие соло-рояль в российский кинематограф вернул Микаэл Таривердиев в легендарной картине Михаила Калика «До свиданья, мальчики».

Музыка в фильме, по словам Гориболя, одна из важнейших составляющих. Она способна усиливать эмоции, подчеркивать настроение, выражать отношение к герою или обстоятельствам, в которых он оказался. Музыка не просто иллюстрирует изображение, она обогащает и углубляет его. Зачастую музыка становится визитной карточкой фильма.

В течение вечера Алексей Гориболь и Павел Коновалов, иногда в четыре руки, исполняли музыку Микаэла Таривердиева, Исаака Шварца, Леонида Десятникова.

Во втором отделении концерта о работе над музыкой к фильмам рассказал специальный гость вечера, мастер российского кино, педагог, кинорежиссер Сергей Соловьев.

В концерте прозвучала музыка Исаака Шварца, написанная к фильмам «Спасатель», «Избранные», «Мужские портреты», «Станционный смотритель», «Мелодия белой ночи», «Сто дней после детства». А также музыка Микаэла Таривердиева к фильмам «До свиданья, мальчики», «Русский регтайм», «Ольга Сергеевна», «Мой младший брат», «Маленький школьный оркестр», «Семнадцать мгновений весны». Алексей Гориболь и Павел Коновалов исполнили музыку Леонида Десятникова к фильмам «Подмосковные вечера», «Мания Жизели», «Москва», «Прикосновение», «Мишень».

В заключение прозвучала знаменитая тарантелла из альбома «Зарисовки» для фортепиано в четыре руки Валерия Гаврилина к фильму-балету «Анюта». Алексей Гориболь напомнил присутствующим, что 1 февраля – день рождения не только у Бориса Николаевича, но и у величайшей балерины Екатерины Максимовой. Как раз в эти минуты, подчеркнул Гориболь, в Большом театре начинается вечер ее памяти.

Одновременно с концертом «Соло-рояль в российском кинематографе» в Образовательном центре проходило знакомство с записями оркестра musicAeterna. Ночные прослушивания оказались одним из любимых форматов художественного руководителя Пермского оперного театра, легендарного дирижера Теодора Курентзиса.

Никита Лебедев – директор оркестра musicAeterna – представил слушателям записи канонического исполнения Сюиты №3 Петра Ильича Чайковского.

Кроме того, Никита прокомментировал последние записи оркестра и обсудил их со слушателями, педагогами и студентами музыкальных учебных заведений Екатеринбурга. Получилась выездная сессия популярного проекта Пермского театра оперы и балета «Лаборатория современного зрителя».

В рамках этого же проекта поздним вечером в пространстве салона Cosmotheca для обладателей карт лояльности Ельцин Центра состоялась творческая встреча с Теодором Курентзисом. Его собеседником стал известный пианист, музыкальный деятель и друг Алексей Гориболь. Гостей представила публике первый заместитель директора Президентского центра Б.Н. Ельцина Людмила Телень.

Сегодня музыканты решили поговорить о самом известном и одновременно самом загадочном русском композиторе Петре Ильиче Чайковском. Алексей Гориболь поинтересовался у своего собеседника, как менялось его отношение к Чайковскому в процессе профессионального становления. Теодор высказал предположение, что человек, пребывающий в беспечном, благополучном состоянии, вряд ли сможет постигнуть суть Чайковского. Скорее композитор открывается тем, кто переживает смятение и боль. Личный опыт сострадания позволяет глубже понять Чайковского. При погружении смыслы, как матрешки, открываются один за другим, говорит Теодор. В нем и потрясающая наивность, и бесконечная красота – огромный диапазон. Чайковского не получится воспринимать через эстетику.

– Чайковский – это скорая помощь! – образно говорит Теодор.

– Надо мне запомнить это определение, – шутит Алексей Гориболь.

Музыканты обсудили 4 симфонию Малера, назвав ее самой «чайковской» симфонией композитора. Ее финал – угасающие пульсации, как слабеющее биение сердца – прямо отсылает слушателя к 6 симфонии Петра Ильича, главному, по мнению Гориболя, симфоническому произведению композитора.

Диалоги проходили в полной тишине. Музыканты не злоупотребляли специальной терминологией. Их рассуждения были понятны самой широкой публике. Мероприятие традиционно затянулось, никто не хотел прерывать общение музыкантов. Их с удовольствием слушали и присутствующие на встрече коллеги Теодора Курентзиса – музыканты из «musicAeterna». Их выступление в филармонии было запланировано на следующий день, 2 февраля.

Последние гости покинули салон Cosmotheca ближе к часу ночи, оживленно беседуя и делясь впечатлениями.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.