Борис Бернаскони: «Архитектура должна стать программой»

9 ноября 2019 г.Татьяна Филиппова
Борис Бернаскони: «Архитектура должна стать программой»

В Ельцин Центре 29 октября Борис Бернаскони рассказал о том, как создавался архитектурный облик первого в России президентского центра. Встреча прошла на дискуссионной площадке книжного магазина «Пиотровский».

Борис Бернаскони – один из самых молодых и известных российских архитекторов. В неполные двадцать четыре года открыл собственное архитектурное бюро, разработавшее Ельцин Центр, «Гиперкуб» и «Матрекс» в Сколково, снискавшее множество международных премий в области архитектуры и дизайна, обошедшее на конкурсе проект самой Захи Хадид, который, впрочем, не был реализован.

– Архитектура – это политика, – говорит Борис. – Она всегда выражает то, что происходит в обществе. Форма следует за содержанием. Конструктивизм, сталинский стиль, «хрущёвки» – они таковы, потому что таким было общество. Это сообщение на уровне системы ценностей. По сегодняшней российской архитектуре видно: уровень сообщения чудовищно низкий.

Ельцин Центр для него, подчеркнул Бернаскони, не архитектура, а медийная суперграфика. В начале встречи Борис уточнил, есть ли в аудитории архитекторы и дизайнеры. Оказалось, подавляющее большинство.

– Ну, тогда вы должны понимать, – продолжил Бернаскони, – как трудно вписать новый проект, особенно если это символ города, в оболочку уже существующего здания. Когда всё начиналось, возник вопрос, может быть, снести этот «недострой» конца 90-х, который даже не был правильно законсервирован. Его сложно было приспособить к музею, архиву и библиотеке. Поначалу планировалось разместить только их. Но потом, когда начали рассуждать, что такое Президентский центр, возник естественный вопрос, почему ему отведено так мало функций. Почему не сделать эти функции более интерактивными и разнообразными. Аудитория библиотеки и архива невелика. У музея, конечно, есть своя аудитория, но она скоро закончится. Ну, сходят люди один раз, посмотрят. Может быть, сходят второй раз. Чтобы привлечь сюда людей, архитектура должна стать программой.

У Бориса Бернаскони возникло предложение добавить к трём основным ещё много разных функций: выставочное пространство, кафе и рестораны с разным функционалом, кинозал, концертную площадку, книжный магазин. И чтобы не просто книжный магазин, а магазин-клуб, как сейчас. Дополнительные функции становятся важным аспектом любого объекта. Если архитектура не создает трафик, не может быть просто городским ландшафтом, она должна создавать ту самую среду, которая генерирует активность: человеческие потоки, финансовые транзакции, социальные связи.

– И мы придумали, что Ельцин Центр должен стать производителем культурного контента, который, поскольку это всё-таки Президентский центр, сразу становится неким сообщением. Если бы Ельцин Центр был создан только частными лицами, наверное, это сообщение было бы менее значимым. И, возможно, не было бы услышано. Но в данном контексте, благодаря Указу о президентских центрах, весь функционал здания становился неким посланием, которое формирует моду и тренды в области культуры. По сути, это производство культуры.

Архитектор обратил внимание на то, что медиафасад здания тоже становится частью этого послания. Это визуализация того концепта, который транслирует здание. Фасад подключён к той программе, которая существует внутри. Это, конечно, дорогое удовольствие, но это и важная часть проекта – медийное подключение к городу.

– Сделан он довольно просто, – поясняет Борис. – Это оболочка с тремя слоями: тёплый контур, сам медиафасад и алюминиевая перфорированная оболочка, которая, кстати, стала своеобразной айдентикой здания. Обычно медиафасад это просто экран. Но здесь важно то, что у эстетики есть свой алгоритм. Мы придумали некий паттерн – несколько отверстий, которые формируют уникальный дизайнерский рисунок. Он же становится элементом всего фирменного стиля Ельцин Центра. Это важная часть медийной суперграфики, которую ты можешь унести с собой в виде значка, кружки, блокнота или футболки. Это память, которую ты можешь взять с собой.

Медиафасад закрыл здание, с которым было непонятно, что делать. Бернаскони предложил оставить всё, как есть. Но добавить несколько объектов, которые будут интеграцией нового объёма в уже существующее здание. Случайно или нет, но здесь произошёл тот же эффект, что и с самим первым президентом России, когда новые общественно-политические и экономические формы интегрировались в мощное советское основание. Это стало определенным символом с точки зрения архитектуры самого Ельцина.

– И отдельное наше достижение, – говорит Борис – что нам удалось сделать медиафасад, который работает не на рекламу. Контент здесь в основном художественный, либо он рассказывает о том, что происходит внутри. Это важнейшая часть айдентики. Так как это про архитектуру, а не про коммерческую трансляцию рекламы 24/7. Мы пригласили художника из Германии, который сделал серию работ социального содержания специально для Ельцин Центра. Тем более, что у этого фасада довольно сложная геометрия, как говорил Ельцин, это было его любимое слово – в виде «загогулины».

Наиболее посещаемыми пространствами Президентского центра являются рестораны и кафе. Горожане освоили и полюбили их. Борис рассказал, что перед бюро стояла нелёгкая задача создать новую эстетику и при этом сделать отсылку в 90-е.

Кафе «1991» было тем объектом, который начал функционировать одновременно с музеем и книжным магазином. Мы взяли за основу элементы эстетики 90-х. Электронные жидкокристаллические часы, характерные для того времени, превратили в фирменный стиль. И само кафе по пропорциям, по расстоянию между столиками абсолютно из того времени. Там больше места, чем в обычных современных кафе, очень плотных и тесных. Здесь больше света, воздуха, цветов и много латуни. Точно так, как в эстетике общепита конца 80-х и начала 90-х.

Гигантские цифры «1991» и сегодня находятся на стилобате перед входом в кафе. Сам стилобат – площадка, откуда можно увидеть целиком весь фасад, стал центральной площадью Ельцин Центра. К нему ведёт парадная лестница. Здесь расположен фонтан и главный вход в здание. Здесь проходят масштабные городские мероприятия. Это любимое место отдыха горожан.

На плане проекта, который Борис подготовил к презентации, видно, что стилобат переходит в пешеходный мост через реку Исеть. Однако, нужный городу мост так и не появился, не вписался в планы комитета по градостроительству и архитектуре.

Отдельно архитектор остановился на выставочном пространстве – арт-галерее Ельцин Центра.

– Мы долго думали с чего начать и поняли, что естественно надо показать знаковое искусство 90-х. Пригласили известного куратора галереи «XL» Елену Селину. На тот момент существовал уже сложившийся пул художников 90-х. Мы попросили её подготовить специальную экспозицию, в которой она собрала потрясающий материал. Выставка расположилась на двух уровнях и показывала самые интересные, культовые работы 90-х. Этой выставкой мы сразу задали высокий стандарт галереи, потому что качество этой выставки было намного выше качества многих выставок в Москве и Санкт-Петербурге. В качестве примера могу привести выставку графики Эрика Булатова. Это уникальная, потрясающая выставка. Ее пока не было нигде кроме Екатеринбурга. Очень надеюсь, что Ельцин Центр будет экспортером контента, который производится здесь. Изначально так и планировалось, но, конечно, для этого нужны большие ресурсы и огромная поддержка. Это всегда сложно, не хватает средств и времени, но я горжусь, что выставки из Ельцин Центра уезжают в столицу. Так и должно быть.

Встреча с Борисом Бернаскони в Ельцин Центре

Завершающую часть своей лекции Борис посвятил музею и его одному из самых интересных пространств – залу Свободы.

– Здесь нам удалось реализовать интерактивную идею записи посетителей в режиме архивации, чтобы потом транслировать эти записи на колоннах свобод. Так обычный посетитель вдруг становится одним из медийных лиц и наряду с политиками и деятелями культуры рассказывает о своём понимании свободы, как о части основного закона Российской Федерации. Таким образом, музей не просто транслирует историю 90-х. Посетитель осознаёт себя частью этой истории. И это, возможно, самое важное, что происходит с ним в стенах музея

Борис Бернаскони ответил на многочисленные вопросы аудитории и представил книгу, посвященную истории проекта «Гиперкуб. Как сделано первое здание в «Сколково», осуществлённого его архитектурным бюро.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.