Александр Хант: «У людей общее настроение – отыграться»

21 мая 2020 г.
Александр Хант: «У людей общее настроение – отыграться»

В очередном выпуске онлайн-цикла Ельцин Центра «Скоро в кино» режиссер фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александр Хант рассуждает о перспективах малобюджетного кино и делится мыслями о том, как после пандемии может сложиться судьба его новой картины «Межсезонье».

Интервью записано 1 мая 2020 года.

Коронавирус не подкосит наш мир. Всё вернётся, и вернётся гораздо быстрее, чем нам кажется. Мы обязательно выкарабкаемся из ямы, в которую погрузилась экономика. У людей общее настроение – отыграться, вернуть былые позиции, и после карантина, я думаю, будет такая хорошая энергетика, которая позволит расти. Мы всё ещё проходим такой период, когда про болезнь и карантин нам захочется забыть. Поэтому я не думаю, что в фильмах, в историях пандемия займёт какую-то ключевую позицию или какую-то большую нишу, хотя наверняка кто-то этой темой воспользуется.

Моя работа проектная и непостоянная. Если у меня есть фильм, то я им занимаюсь, а когда у меня фильма нет, то я фактически как бы безработный. Поэтому в силу моей профессии карантин мне даётся легче. Я сейчас как раз монтирую фильм, поэтому моя жизнь не сильно изменилась: я продолжаю работать, я продолжаю монтировать и у меня нет какого-то реального ощутимого воздействия от пандемии на собственную жизнь.

Жизнь кинотеатров уже не будет прежней. Мне кажется, что прокату придётся заново изобретать какие-то идеи и думать, как привлечь зрителя. Есть примеры, когда нестандартная работа со зрителем приводит к каким-то впечатляющим результатам – кинотеатр «Победа» в Новосибирске умудряется зарабатывать на документальном кино. Я представляю малобюджетный независимый кинематограф, и для меня на данный момент важно попасть в такую коллаборацию, при которой кинотеатры будут заинтересованы в моем фильме как в кино, которое может приносить деньги. Я стремлюсь к тому, чтобы моя работа попала к зрителю прежде всего через кинотеатр, поэтому мне кажется, что такое испытание может сыграть нам на руку в этом движении.

Пиратство как катастрофа киноиндустрии

Есть одна большая проблема, которая затрагивает всех – кинотеатры, онлайн-площадки и создателей фильмов – это пиратство. Онлайн-площадки с одной стороны – возможность, а с другой стороны – упущение. И так будет до тех пор, пока мы не сможем научиться в интернете делать лицензионные кинотеатры, пока существуют пиратские сайты, которые при показе фильмов без лицензии зарабатывают на рекламе приличные деньги, которые обходят стороной индустрию. Мы сейчас общаемся с разными онлайн-площадками, которые заинтересованы купить наш новый фильм и устроить у себя его премьеру, но это для меня проблема, потому что я понимаю, что как только он окажется в кинотеатре "Яндекса", на Start или ещё где-то, то он точно появится на пиратских сайтах. Я выступаю за интернет и считаю, что наше кино постепенно перекочёвывает туда из кинотеатра, однако очевидно, что при существующем положении вещей в нём сейчас кроется катастрофа для киноиндустрии.

Я не думаю, что, если я молодой режиссёр и снимаю малобюджетное кино, то мне сразу стоит ориентироваться лишь на интернет. Мне кажется, все равно нужно биться за прокат, нужно биться за зрителя в кинотеатре. Мой первый фильм гораздо лучше показал себя в интернете, и это действительно проблема малобюджетного кино. Чтобы попасть в кинотеатр и сделать так, чтобы на фильм пошли люди, нужно иметь очень приличный бюджет на прокат, который должен превышать бюджет самого фильма, а в моем случае таких денег просто нет. Фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» в кинотеатрах посмотрели примерно 23 тысячи зрителей, а это очень мало. В интернете фильм стал гораздо более смотрибельным и получилось так, что к нему интерес растёт в течение времени, хотя мы не занимались рекламой. Он жил своей жизнью и оказалось, что он интересен зрителю и количество просмотров было в разы больше, суммарно – это миллионы просмотров.

Было бы здорово, если бы эти просмотры конвертировались в какие-то средства или возможности, чтобы потом снимать фильмы дальше, а так получается, что я фильм отдаю в интернет, а он мне ровным счетом ничего не даёт взамен. И эту проблему необходимо как-то решать, хотя она сложная. Я знаю, что ей занимаются и есть шаги в нужную сторону, но этих шагов недостаточно. Думаю, что в интернете есть определённая сила и им не стоит пренебрегать. Для молодого режиссера, который делает малобюджетное кино, есть хороший шанс выстрелить, показать себя с помощью интернета. В моем случае так и произошло, и если бы фильм не набрал столько онлайн-просмотров, то, наверное, ко мне было бы меньше внимания.

«Межсезонье»

В июле прошлого года мы приехали в Екатеринбург снимать мой второй фильм «Межсезонье», и снимали его вплоть до конца января – наши съемки закончились незадолго до пандемии. Это история про двух подростков, про мальчика и девочку, сбежавших из дома, они отправляются в такое криминальное приключение, которое заканчивается драматично. Этот фильм мы делали на собственные средства без поддержки Фонда кино и кого-либо еще, абсолютно независимо. Хорошо, что получилось так, что основную работу мы сделали до карантина, если бы на съемки выпал режим самоизоляции, то тогда бы мы ощутимо пострадали, но сейчас оказались в том процессе работы, которому карантин не мешает. Я нахожусь сейчас в монтажном периоде и для этого у меня есть все необходимое. К сожалению, работа движется медленнее, но до конца года мы сделаем все работы по монтажу, звуку, цветокоррекции, графике.

Когда мы поймём, что в наших руках уже есть та материя, тот язык, та история, которую мы хотим видеть, то с этого момента мы начнём понимать дальнейшую перспективу и судьбу фильма. Наша задача определить, интересны ли мы фестивалям или же мы делаем прежде всего зрительское кино – а я именно так смотрю на наш фильм – и тогда мы начинаем думать о том, что делать нам с прокатом. Сейчас мы общаемся с дистрибьюторами, с возможными партнерами, чтобы построить план на продвижение и показ фильма.

Конечно, ковид сказался на личной и профессиональной жизни, но меня он никак не остановил, хотя я знаю, что очень сильно просел рекламный рынок. Предложений снимать рекламу, которые периодически приходят, сейчас стало в разы меньше. Многие компании сократили свои рекламные бюджеты, а реклама – это неплохой заработок для режиссеров, операторов. Мы, как и многие, проедаем деньги, которые у нас были, поэтому надеемся, что с окончанием карантина ситуация будет поправляться. Наша профессия очень сильно зависит от положения дел в экономике: чем лучше ситуация в стране экономически, тем больше у нас работы. Сейчас очевидно, что наша работа оказалась среди тех, кто пострадает в первую очередь.

Фильмы для искушённого зрителя

Могу сказать, что я ощутимо больше стал смотреть кино. Вот сейчас я смотрю фильмы Билли Уайлдера, но посоветую другим такие не простые фильмы, тяжелые истории, после просмотра которых будет как-то легче видеть то, что происходит вокруг. Например, документальный фильм про Индонезию «Акт убийства». Фильм «Антон тут рядом» Любови Аркус про мальчика с аутизмом – очень важная история, которая трогает по-настоящему. Посоветую фильм «Дикий, дикий пляж. Жар нежный» Александра Расторгуева, чтобы отбить желание ехать на море. Это такое интересное исследование про российский курорт, очень интересное наблюдение за нами. И ещё я посоветую фильм «Берлин. Симфония большого города» про кризис в Германии в 1920-х годах, который случился перед тем, как к власти пришёл Гитлер. Кстати, там тоже пустые улицы и вообще пространство, и это очень созвучно с тем, что сейчас у нас происходит.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.