Театральная платформа: от Хармса к Проперцию

1 июля 2021 г.Александра Новгородова
Театральная платформа: от Хармса к Проперцию

Театральная платформа «В Центре» завершила очередной сезон показом премьерного спектакля в постановке Максима Шкурина «Миндаль горький» по эпопее Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых» о событиях в Крыму 100-летней давности – в годы наступившего военного коммунизма.

Премьера спектакля состоялась в мае в рамках международной акции «Ночь музеев» и была тепло принята зрителем. Спектакль наследует традицию экзистенциального экспрессионизма. Каждая секунда – это хроника наступившего сто лет назад Страшного суда, в котором непонятно, кто судьи и за что судят. Спектакль повествует о том, как быстро человек теряет человеческую сущность, и как, оказывается, легко это может произойти с каждым.

Руководитель театрального направления в Ельцин Центре Наталья Санникова рассказала о новом опыте работы в непривычных условиях с необычными форматами в условиях пандемии и планах на будущий сезон.

– Очередной театральный сезон завершился, какие у вас впечатления от него? Чем он отличался от предыдущих?

– Сезон 20/21 отличался от всего предыдущего не только у нас. Пандемия повлияла на все театры, и каждый пытался в условиях ограниченного финансирования и ограниченной заполняемости зала искать новые подходы и новые возможности. Мы, как маленькая структура, в этом смысле мобильней больших организаций. В начале сезона было ясно, что несколько новых премьер нам не потянуть, и для привлечения зрителя нужны новые проекты, которые бы не потребовали больших финансовых затрат. Первое, что пришло в голову, – сделать проект с драматургами. Но драматургических лабораторий много. Нужно было придумать какой-то неожиданный ракурс. Так возник проект «Драматург меняет профессию», где мы дали возможность уральским драматургам попробовать себя в неожиданных амплуа, кроме амплуа драматурга, который сидит дома и пишет пьесу. Маша Конторович, например, в программе «Со скоростью пьесы» превратила процесс сочинения текста в нечто среднее между реалити-шоу и иммерсивным театром. Роман Дымшаков попробовал себя в качестве режиссера, – говорит Наталья Санникова.

«Со скоростью пьесы». В проекте драматурги показали, как рождаются пьесы. На свою профессиональную кухню они пригласили зрителей, чтобы вместе за полтора часа написать одноактную пьесу и принять участие в её первой читке. В форме игры зрители погрузились в теорию драматургии, сами придумывали события, героев, время и место действия. Известный драматург и педагог Маша Конторович, ученица Николая Коляды, озвучила профессиональный постулат легендарного учителя, он же повод к написанию пьесы: мысль, слово, характер, боль. Зрители определяли событийный вектор. Маша на ходу писала пьесу. Текст параллельно выводился на большой экран. Несколько раундов по семь минут. После каждого – обсуждение. И вот пьеса готова. К радостному удивлению всех участников, она звучала как самостоятельное законченное произведение.

Руководитель Театральной платформы «В Центре» рассказывает и о спектакле «Я пишу для букваря: Plug and Play». В нём на сцене присутствуют сразу четыре драматурга: Маша Конторович, Роман Козырчиков, Алексей Синяев, Алексей Еньшин, – и в реальном времени пишут пьесу, которую тут же разыгрывают актёры Екатерина Соколова и Кирилл Попов.

«Я пишу для букваря: Plug&play». Спектакль будет интересен каждый раз, сколько на него ни ходи, потому что ни одна показанная история не повторится. В нём уникально всё – и напряжённый труд актеров, требующий эмоциональной подвижности, способности быстро перестраиваться в соответствии со стремительно меняющимися обстоятельствами, предлагаемыми драматургами; и работа этих самых драматургов, режиссера и сценографа (где же еще можно увидеть создание спектакля?); и сам процесс рождения и воплощения стихийно рождающейся идеи, лишенный штампов и стереотипов. Театр перестает быть неведомым и загадочным Олимпом; он становится чем-то куда большим, приближенным к зрителю, своего рода масштабным социальным экспериментом, участники которого не должны бояться заглянуть внутрь себя самого.

По словам Натальи, спектакль «Взломанный» возник из лаборатории, которую Театральная платформа делала весной прошлого года. Его чуть-чуть докрутили, и получился спектакль, на который с удовольствием ходят зрители:

– Вообще в этом сезоне нам пришлось столкнуться с вещами, которых раньше мы никогда не делали, и в этом смысле пережили очень интересный опыт, – осмысляет итоги сезона Наталья Санникова. – Мультимедийный спектакль в музее Б.Н. Ельцина «Зачем я это помню», который работает через чат-бот в Telegram, возник как альтернатива спектаклю с артистами, которых было сложно собрать в пандемию, а результат получился очень интересным. Зато потом, в марте, устав от онлайна и бесконечных видеорядов, мы выпустили спектакль «Неважно себя чувствую», где, пожалуй, впервые за время существования Платформы не использовали видео. Можно сказать, вернулись к классическому «живому театру». Так что очень необычный во всех смыслах был сезон. С одной стороны, пришлось обращаться к проектам, которые не требуют больших затрат, долгой работы с артистами, к изобретению новых форм, с другой стороны – с каким наслаждением мы вернулись в конце сезона к живому театру. Весь этот опыт теперь, конечно, никуда от нас не уйдёт. Всё в копилку.

«Зачем я это помню». Постепенно зрители погружаются в разные реалии 90-х. Это и знакомый каждому мир маленькой девочки и её мамы, и «озвученный» мир полноправного свидетеля времени – московского троллейбуса, мир, собранный из тревожных голосов очевидцев чеченской кампании и многие другие. Зрители продвигаются по экспозиции вслед за комментариями бота, его рассуждениями о том времени, анекдотами, понятными, наверное, только тем, кто сам пережил 90-е. Один за другим, залы по частям складываются в панораму конца столетия. «Спектакль закончится только тогда, когда будет найдено новое определение слову «свобода», – беспристрастно констатирует бот. Потому что «свобода» в привычном нам понимании устарела и требует нового осознания. Возвращаясь из мира спектакля в реальный мир, зритель невольно спрашивает себя: «Зачем я это помню?». Ответ у каждого будет свой.

– Какие спектакли были отмечены критиками, какие были приглашены к участию в фестивалях?

– Гастрольная и фестивальная жизнь начала восстанавливаться, и наши спектакли, поставленные в этом сезоне, в следующем уже получили ряд предложений. Спектакль «Plug&play» оказался в афише фестиваля лучших спектаклей свердловской области «Браво!», а в ноябре приглашён в Челябинск на фестиваль «Камерата». Спектакль «Зачем я это помню» попал в основную программу Всероссийского фестиваля «Реальный театр», который состоится в Екатеринбурге в сентябре. Но, кроме этого, мы едем на гастроли в Москву, в Центр им. Мейерхольда (при поддержке Министерства культуры РФ и Росконцерта) с четырьмя спектаклями с 11 по 14 сентября. Это «Неважно себя чувствую» (авторы и режиссеры – Алексей Забегин и Владимир Антипов), «Шпаликов» (текст Рината Ташимова, режиссёр –Николай Русский), «Plug and Play» (режиссёр Дмитрий Зимин), «Взломанный» Алексея Синяева (режиссёр Дмитрий Зимин). А сразу из Москвы отправляемся в Санкт-Петербург, куда нас пригласили со спектаклем «Неважно себя чувствую» на Санкт-Петербургскую премию для молодых «Прорыв». Эта премия для петербургских спектаклей, но приглашает в качестве гостей выдающиеся спектакли, поставленные выпускниками Петербургской театральной академии в других городах.

– С какими новыми лицами довелось работать в этом сезоне, и стали ли они для вас открытием?

– У нас все лица старые, хотя молодые. Сергею Ермолину, например, автору одного из текстов спектакля «Зачем я это помню», 18 лет. Старые в том смысле, что мы все знакомы, и авторы, и режиссёры. Просто с молодыми авторами и режиссёрами интересней работать. Понятно примерно, чего ждать от состоявшихся мэтров (хотя бывают и тут неожиданности), а молодые всё время вынуждены что-то доказывать, и всё время что-то подтверждать, так что могут получиться интересные и неожиданные вещи.

– Что нас ждёт в новом сезоне?

– На осень у нас запланированы две премьеры. Одна из них – спектакль по элегиям Проперция, древнеримского поэта, в постановке молодого режиссера Александра Плотникова. Дело в том, что эти ребята – древнеримские поэты – стали изобретателями любви в сегодняшнем её понимании, со всеми страстями, нежностью, ревностью и безумствами. У греков и потом, в Средние века, представление о любви было совсем другим. А сегодня мы переживаем такой период, когда никто никого не слышит, когда все друг друга пытаются обвинить, и вот в это время хочется вернуть и зафиксировать чувство.

Вторая премьера – вообще-то для нас самих большая загадка. Мы собираемся поставить пьесу, победившую в конкурсе пьес о 90-х «Зачем я это помню?». Ельцин Центр принимал пьесы на конкурс с 1 марта по 30 апреля. За это время мы получили 176 пьес. Команда ридеров: Роман Козырчиков, Ярослава Пулинович, Александрина Шаклеева, Нияз Игламов, Анна Банасюкевич, Оксана Кушляева, Алексей Логачев и я, – добросовестно их прочли. Сейчас мы сформировали шорт-лист. А уже из него жюри (Александр Архангельский, Николай Сванидзе, Марина Давыдова, Людмила Телень, Алексей Федорченко и Виктор Рыжаков) выберет победителя. Вот её-то мы и поставим. Церемония награждения победителей конкурса состоится в августе. Что будет дальше – пока говорить не буду. Пока всё обсуждается. Есть интересные планы – на то они и планы, чтобы быть интересными, – обещает Наталья Санникова.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.