«Война, которой не было»: разговор о чеченской трагедии

1 марта 2017 г.Татьяна Филиппова
«Война, которой не было»: разговор о чеченской трагедии

В репетиционной аудитории театральной платформы «В Центре» прошел предварительный показ спектакля в постановке Семена Серзина «Война, которой не было» по чеченским дневникам Полины Жеребцовой «Муравей в стеклянной банке». Премьера в Ельцин Центре в Екатеринбурге – 4 марта.

В спектакле участвуют всего три актера: Екатерина Соколова, Дмитрий Зимин и Иван Попов. И все же действие больше похоже на моноспектакль – на сцене постоянно находится только одна актриса. Повествование идет от первого лица.

Мужчинам принадлежит гитарный перебор и несколько реплик.

На импровизированной сцене, среди обломков, на стуле в белом девичьем платье, уже знакомая театралам Ельцин Центра по другим спектаклям, Екатерина Соколова в роли девочки-подростка. Она прочитывает день за днем, страницы дневника Полины Жеребцовой. Первая запись появляется в апреле 1994 года.

Девочка пишет: «Здравствуй дневник!» Ничего не предвещает беды.

Потрясение начинается с пронзительных кадров довоенного Грозного – большого, зеленого города с милыми кавказскими особнячками и новостройками, похожими на тысячи советских новостроек. Мы видим лица стариков и детей, красивых женщин, народные пляски, звонкую чеченскую песню. Чистое, ясное небо. Заснеженные вершины кавказских гор. В каждом кадре солнце.

Потом экран гаснет. На нем отбиваются только даты.

И снова страницы дневника. Но теперь в них – боль, страх, ужасы и тяготы войны. Сквозь отчаяние и недоумение проскальзывают воспоминания мирного времени – внимание мальчиков, ссоры с девочками, отношения с соседями и одноклассниками – эмоции и впечатления мирного времени – наивные, сумбурные, милые.

Их корректирует война, которая не прекращается даже во время перемирия – война в мыслях, переживаниях, разговорах.

Не простое по восприятию театральное действие. Минимум декораций: стул и куча строительных обломков. Одна актриса. Полумрак. И только даты-даты-даты, которые ты пытаешься, но не можешь вспомнить, потому что они не коснулись тебя лично.

Тем страшнее примерять эти картинки на себя. И особенно страшно от того, что эта исповедь принадлежит девочке-подростку. Простыми детскими словами она описывает будни мирного населения в зоне военных действий. Постоянно хочется есть. Рядом погибают люди. Страх неизвестности не дает уснуть. День и ночь сравнялись в хаосе войны. Полина и ее чеченский друг всерьез думают о том, что они умерли и все что с ними происходит, уже не может им навредить.

Так много вокруг ушло в небытие, что девочке кажется, эту брешь ничем не залатать, через нее утекают человеческое тепло и сама жизнь. Так страшно, что временами ей кажется, что все это дурной сон, но нет сил проснуться.

Спектакль заканчивается песней-плачем, более похожей на камлание. Ее виртуозно исполняет Катя Соколова. Все очень понятно: прошлого не вернуть, близких и родных не вернуть, как не вернуть детство и веру во все хорошее. И совершенно непонятно, как с этим жить?!

В завершение странно выглядит с высоты птичьего полета – новый Грозный, город-праздник, гигантские небоскребы из стекла и бетона, возведенные заново мечети и минареты, фонтаны, широкие проспекты, сверхмощная ночная иллюминация…

Мы давно живем в мирное время, но каждый день должны помнить, какую страшную цену заплатили за мир.

До или после спектакля по билету на него можно будет посетить экспозицию в музее «Чеченская трагедия».

Другие новости

Лекция

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии
Об удивительной судьбе финского гражданина Ивана Антонова, который построил Городок чекистов, рассказал урбанист Никита Сучков – исследователь авангардной архитектуры, автор и руководитель проекта «Дни конструктивизма на Урале», основатель и руководитель Музея конструктивизма «Ячейка F», старший научный сотрудник Музея Москвы. Его лекция состоялась 7 августа в Арт-галерее Ельцин Центра в рамках событийной программы выставки «Как строилась советская власть»
13 августа 2019 г.
Выставка

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии
В Круглом зале Ельцин Центра в рамках фестиваля «Неделя японских искусств» 5 августа открылась фотовыставка Марии Голомидовой «Ночь в Японии».
13 августа 2019 г.
Лекция

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»
28 июля в Ельцин Центре выступила Залина Маршенкулова — ведущая телеграм-канала «Женская власть», создательница сайта Breaking Mad, участница кампании #нивкакиерамки. Она поговорила с аудиторией о феминизме.
9 августа 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.