24 июня танцовщик и хореограф Мария Козева представила в Ельцин Центре свою новую работу соло «Вальс-фантазия». Это второй показ в рамках музейного проекта «Перформансы в зале Свободы».

Постоянная программа танцевальных перформансов в Музее Бориса Ельцина стартовала 27 мая выступлением куратора проекта Екатерины Жариновой. Исполнители второго и третьего показов – ее коллеги Мария Козева и Александр Петражицкий – профессиональные танцовщики современного танца из Екатеринбурга, участники фестиваля «Малоформатный».

Мария Козева. «Перформансы в зале Свободы»

24 июня Мария Козева представила перформанс на музыку Михаила Глинки. «Вальс-фантазия» или «Скерцо в форме вальса» – лирическая поэма о любви, произведение, занимающее особое место в творчестве композитора. Вальс был написан в 1839 году, после знакомства с Екатериной Керн, дочерью Анны Керн, которой Пушкин посвятил знаменитые строки «Я помню чудное мгновенье». Чудное мгновение пережил и сам Глинка. Мелодия любви ассоциировалась у композитора с вальсом. В звуках вальса, звучавшего в бальных залах XIX века, слышались и надежда на счастье, и угроза разлуки.

«Исходными моментами, от которых отталкивается автор в своей постановке, являются совсем не очевидные «очевидности», принадлежащие реальности существования каждого человека – его тело, земное притяжение, опора. Задачей автора становится пластический «перевод» этих моментов в танцевальные «видимости», «наблюдаемости» и «проживаемости». Музыкальная основа – это своеобразный диалог с произведением русского композитора М.И. Глинки «Вальс-фантазия», – говорится в программке перформанса.

Мария Козева принадлежит к первому поколению профессиональных танцовщиков современного танца в Екатеринбурге. За время работы в известном коллективе «Провинциальные танцы» (1995–2002 годы) участвовала в постановках Татьяны Багановой и Натальи Широковой. Работала с зарубежными хореографами Анук ван Дайк, Кристин Брунель и Иоахимом Шлёмером. В 2002 году Анук пригласила Марию участвовать в своем следующем проекте «Diva», работа над которым велась в Амстердаме. Во время работы в Екатеринбургском театре танца под руководством Олега Петрова с 2002 по 2007 год участвовала в постановках зарубежных хореографов – Пала Френака, Аттилы Гергейи и Балаша Баранёя. Наряду с активной исполнительской деятельностью постоянно ставила сама. Работала с детьми и взрослыми в Школе современного танца ЕЦСИ и Институте танца. С 2015 года Мария заведует отделением хореографии в лицее имени Дягилева. Преподает на факультете современного танца Гуманитарного университета с его основания.

Показ в зале Свободы собрал не только поклонников современного танца, но и учеников мастера, уже вполне состоявшихся танцовщиков и хореографов.

Пространством для танца стал весь зал: от соло на фоне масштабного полотна Эрика Булатова, до продолжения в противоположном конце зала Свободы у стены, состоящей из множества зеркальных пластин. Танцовщица отражалась в каждой из них. Изображение распадалось на несколько великолепных соло. Зрители задавались вопросом: было ли это задумкой хореографа или спонтанным эффектом естественного освещения.

После двадцатиминутного выступления состоялось обсуждение. Его провела Наталия Курюмова, культуролог, музыкальный критик, преподаватель. Она рассказала, как изменилось ее собственное состояние после просмотра перформанса. До премьеры она чувствовала себя усталой, но в результате пошла и ни секунды не пожалела.

– Сразу выздоравливаешь, чувствуешь себя на подъеме, – подчеркнула Наталья. – Благодаря Марии Борисовне и волшебной музыке Глинки.

Благодарность звучала и в словах Галины Минакиной, ученицы Марии Козевой, приехавшей из Костромы.

– Для меня Мария Борисовна прежде всего учитель. Учитель с большой буквы. Я ей очень благодарна, – сказала она. – Восхищаюсь её умным телом, в котором работает каждая клеточка. И ваше погружение в музыку или музыки в вас – все это красиво и очень волнующе.

– Даже не знаю, как это назвать, – призналась другая ученица Марии Козевой, Анастасия Меланич. – Пластическая поэзия? Для себя я еще не могу это сформулировать. Это действие не ограничено временными рамками. Оно продолжает в нас существовать. Мне нравится эта прекрасная неназываемость. Я восхищена ею и Марией Борисовной и хочу ее за это поблагодарить.

– За короткое время мы почувствовали правду жизни. Целая жизнь пронеслась перед глазами, – продолжила Наталия Курюмова. –От самых ранних надежд, до поздних разочарований, потерь и расставаний. А может быть, все это было одно мимолетное мгновение.

Публика благодарила исполнительницу за проникновенное, берущее за душу пластическое действие, а Мария Козева в свою очередь поблагодарила всех, кто нашел время в воскресный вечер посетить новую музейную программу «Перформансы в зале Свободы».

– Согласитесь, мы можем что-то выдумывать, сочинять, но, чтобы это реализовалось, нужны усилия, нужно нечто, куда все это можно привнести. Одному человеку это не под силу. И если бы не Катин импульс, не знаю, состоялось бы это выступление. Когда Катя Жаринова пригласила меня в этот проект, она только спросила, что я буду делать через три-четыре месяца, и процесс в голове уже пошел. Я очень люблю эту музыку. Она абсолютно современна, многослойна, многогранна, постоянно рождает новые ассоциации и смыслы. Особенно здесь, в зале Свободы. Танец, как сама жизнь не заканчивается. Попробуйте остановиться. Вас обязательно подхватит какой-нибудь сквознячок и понесет. Иногда я не знаю, чего хочу. В жизни столько разных сквозняков, только успевай их ловить. И тогда твое движение, твой танец становятся чем-то, что подхватывают эти сквозняки. Когда это происходит, я счастлива.

Мария пригласила всех любителей современного танца на спектакль-перформанс Александра Петражицкого «Переотражение», который состоится 29 июля в зале Свободы. Вход по билету в музей.