19 августа – первый день насыщенной событиями программы Ельцин Центра, посвященной 25-летию победы над ГКЧП.
Днем в книжном магазине «Пиотровский» состоялась презентация трехтомника книги «Фотография – образ жизни» культового российского фотографа Александра Тягны-Рядно, также участника выставки «Август 91-го. Люди на площади», открывшейся накануне в Арт-галерее. Александр работает в прессе с 1984 года в качестве фотографа и фоторедактора в журналах «Журналист», «Меценат», Moscow Magazine, Fly&Drive, Travel+Leisure, газетах «Советская культура», «Известия», «Собеседник». Представила коллегу Ольга Белан – журналист, редактор, писатель-публицист.
Она рассказала, что Александр – автор нескольких фотокниг и альбомов: «Святослав Фёдоров», «Елена Образцова», «Утренние острова», «Норильск», «Сибирь на все времена», «Пятьдесят городов». С текстами ему помогает супруга – поэт Татьяна Щербина. Вместе они путешествуют и снимают новые циклы фотографий. Так появились «Франция: магический шестиугольник», «Иерусалимский синдром», «Горячая Армения», «Полёт над гнездом Грифона».
– Я люблю все новое. Взять все и повернуть на 180 градусов. Однажды я занялся цветной фотографией, хотя до сих пор люблю черно-белую, – рассказал Александр Тягны-Рядно. – Вдруг понял, сколько нюансов ускользает от меня: целый мир цвета и ритма. Свои серии я не оставляю, продолжаю их дополнять. Так, после выставки «Homo scriptum», посвященной писателям, я продолжил снимать, и теперь в трехтомнике есть целая глава о них. И так со всем, что я люблю и снимаю.
Авторская экскурсия по выставке «Август-91. Люди на площади» с участием фотографов
Видео: Александр Поляков
Одну из самых известных своих фотографий черно-белого советского периода Александр назвал «Проспект Ленина», на которой запечатлены полуразрушенный бревенчатый дом и вход в него, наполовину утопленный в землю.
– Мне казалось это глубоко символично: 70 лет Октябрьской революции, проспект Ленина, обещание светлого будущего – и вот-те на. Я и не думал, что его когда-нибудь пропустят. Однако этот снимок был напечатан самым большим газетным форматом А-2 – во всю газетную полосу, уже как символ несостоятельности советской власти.
Более 40 персональных и 200 коллективных выставок в Великобритании, Испании, Италии, России, Франции, теперь и в Ельцин Центре. Свою книгу Александр Тягны-Рядно передал руководителю Архива Президентского центра Бориса Ельцина Дмитрию Пушмину.
Следующим мероприятием специальной программы Ельцин Центра, посвященной 25-летию победы над ГКЧП, стала презентация уникального экспоната выставки «Август 91-го. Люди на площади» – российского триколора, который был поднят над Белым домом в Москве 22 августа 1991 года. Виктор Ярошенко, почетный хранитель триколора, в 1991 году министр внешних экономических связей в российском правительстве, рассказал историю флага.
Популярным среди молодежи артефактом выставки стала портативная пишущая машинка «Москва». Желающим разрешали на ней печатать. Из проб «пера и каретки» сложился целый стенд молодежных посланий.
Презентация российского триколора, поднятого над Белым домом 22 августа 1991 года
Видео: Александр Поляков
В лекционном зале Арт-галереи вечером состоялась публичная дискуссия «Тревожный август 91-го. Надежды и итоги». Публика – горожане и гости города, представители общественных движений и организаций, – начала прибывать за полчаса до дискуссии.
В дискуссии приняли участие Лев Гудков – директор Аналитического центра Юрия Левады, главный редактор журнала «Вестник общественного мнения»; Дмитрий Травин – научный руководитель Центра исследования модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге; Виктор Воронков – директор Центра независимых социологических исследований, президент Европейской ассоциации исследователей трансформации.
Модератор дискуссии, главный научный сотрудник Института философии и права Уральского отделения РАН Сергей Мошкин предложил строго придерживаться регламента: 15 минут каждому спикеру для изложения своей версии событий, затем вопросы, реплики, выступления. И обратил внимание собравшихся на три, на его взгляд, значимых факта, которые подтверждают самое горячее участие свердловчан в августовских событиях 91-го года.
– Уже 20 августа с раннего утра на площади 1905 года появились многочисленные пикеты, – напомнил Сергей Мошкин. – Шахта «Уральская» первой объявила политическую забастовку. Ее поддержало 120 предприятий. Именно сюда, в Свердловск (только через месяц он станет Екатеринбургом), Борис Ельцин отправил дублирующий состав своего правительства на случай крайнего обострения ситуации в Москве.
Дмитрий Травин, первый спикер, рассказал, что, конечно, основные события происходили в Москве. В Ленинграде было довольно тихо. По радио выступил мэр города Анатолий Собчак и успокоил горожан. Да, попытка переворота была, но путч провалился.
– Да и странный это был путч, не похожий ни на чилийский вариант 1973 года, ни на польский 1982-го, и совсем не похож на вооруженное восстание 1917 года, – Травин предложил свою версию событий. – За два года путем несложных манипуляций Михаил Горбачев сосредоточил всю власть в своих руках. Он был генеральным секретарем партии и одновременно президентом Советского Союза. Накануне подписания Союзного договора эта ситуация очень многим не нравилась. Горбачев встречался с заговорщиками – это доподлинно известно. Они предлагали вернуть прежнее коллегиальное руководство страной и быть ему первым среди равных. Реформы свернуть, или сделать так, чтобы они сами постепенно сошли на «нет». Горбачев на это не пошел, а законных механизмов убрать демократически выбранного президента не было. И все бы у них получилось, не появись на пути новый лидер, которого они не учли – опальный Ельцин, которого поддержал весь народ. Когда это случилось, оставался один выход – делать путч по-настоящему. Но Язов сказал: «Мы что, собрались стрелять в свой народ? Я такого приказа не отдам!» И путч развалился, а вместе с ним автоматически рухнула старая система.
Виктор Воронков напомнил собравшимся, какой фразой заканчивается трагедия Александра Пушкина «Борис Годунов»: «народ безмолвствует».
– Дело в том, что советский народ не любит протестовать. Даже после сталинских репрессий в годы оттепели люди о чем-то сомнительном говорили на кухнях. Партийное руководство годами покупало народную лояльность. Они как будто договорились: «Мы вас не преследуем, а вы демонстрируете нам свою лояльность». Так оно и было, пока не случилась перестройка. Горбачев открыл шлюзы народного недовольства, и количество желающих высказать его взлетело от 7 до 40 процентов. Выборы 1989-90 года показали, что народ не хочет КПСС и винит ее во всех своих несчастьях. Партия стала резко терять свою власть, которая, как сказал Дмитрий Травин, сосредоточилась в руках одного человека. Это была тихая революция, но, как известно, плодами революции пользуются не те, кто ее делает. Карьера Горбачева закатилась в один день. Все они недооценили Ельцина – блестящего политика, умеющего принимать сложные решения и не боящегося ответственности.
Воронков напомнил собравшимся, как быстро менялись политические роли Ельцина: крепкий хозяйственник, партийный изгой, всенародно избранный президент Российской Федерации. И каждая эта его роль, каждая новая ступень в политической карьере имела в обществе множество сторонников. Победа Ельцина и народа была неизбежна.
Лев Гудков не хотел предаваться воспоминаниям в силу того, что в воспоминаниях со временем происходят некоторые подмены. А вот цифры статистики говорят объективно.
– ВЦИОМ уже 19 августа проводил свои опросы в крупных городах и столицах союзных республик. Более 55 процентов осудили действия ГКЧП. В Москве был 71 процент осудивших действия заговорщиков. Через два дня эта цифра приблизилась к 89 процентам. Сентябрьские и октябрьские замеры показали то же однозначное отношение к августовским событиям. Самые высокие рейтинги были у Ельцина, Собчака и Силаева. Рейтинги Горбачева, как лидера, не оправдавшего надежд, резко упали. События воспринимались многими, как закат коммунистической эпохи, либо как смена эпох.
Лев Гудков с огорчением отметил, что опросы сегодняшнего дня показывают – более половины «взрослых» респондентов не могут точно воспроизвести последовательность событий 25-летней давности. А 90 процентов современной молодежи не способно оценить значимость тех событий.
На летней площадке Ельцин Центра вечером выступила группа «Ногу Свело!» и ее фронтмен Максим Покровский с концертом «Рок на баррикадах». Более тысячи человек приветствовали любимую группу.
– У вас потрясающий город, он мне так нравится! Боюсь, что в очередной раз просто останусь здесь, – рассказал Максим Покровский нашему корреспонденту. – Главное – публика: открытая, доброжелательная, мгновенно реагирует на любимую музыку. У нас во время концерта случились две технических неполадки, так бывает на открытых площадках. Я нервничал, но принимали так тепло, что это было уже неважно. Мы много ездим, но не всегда располагаем временем побывать в значимых местах. То, что мы успели увидеть в Ельцин Центре – замечательно, удобно, красиво, хорошо. Если сюда приходят люди, значит, такие центры им нужны. Мы не говорим о политике, и нам бы очень хотелось, чтобы в нашей стране можно было жить и не принадлежать ни к каким политическим или общественным течениям, а просто заниматься своим любимым делом, отдавая ему все силы.
Про путч, который устроил ГКЧП, могу сказать немного, поскольку был довольно молодым человеком. Было реально страшно. Но люди объединялись, говорили, что надо что-то делать куда-то идти. Каждый задавал себе вопрос: «Что я могу сделать?»
Специальная программа Ельцин Центра, посвященная 25-летию победы над ГКЧП, продолжилась 20 августа авторскими экскурсиями по выставке «Август-91. Люди на площади».
С полудня в Арт-галерее почти одновременно стартовали экскурсии, которые провели писатель Борис Минаев, руководитель Архива Президентского центра Бориса Ельцина Дмитрий Пушмин, фотографы, чьи работы были представлены здесь же на выставке: Дмитрий Борко, Юрий Феклистов, Александр Тягны-Рядно, Андрей Порубов, Сергей Крылов. Они отвечали на вопросы, делились воспоминаниями, рассказывали истории знаменитых кадров, некоторые из них обошли весь мир.
В лекционном зале Арт-галереи состоялась творческая встреча с авторами известных работ, посвященных трем тревожным дням в августе 1991 года. В ней участвовали не только столичные фотографы и репортеры, но и фотографы-участники местных событий. Студенты искусствоведческих ВУЗов, начинающие фотографы, журналисты задавали вопросы, касающиеся не только профессионального мастерства, но и личного отношения к событиям. Надо ли дистанцироваться от того, что происходит по ту сторону объектива. Юрий Феклистов выразил общее мнение, сказав о том, что невозможно гражданские чувства отделить от профессионализма. Хочешь или нет, твое отношение читается в каждом кадре. Да и сами кадры выстраиваются благодаря личному отношению. Другое дело, что ты не должен его кому-либо навязывать. Но и это получается не всегда.
В экспозиции Музея Бориса Ельцина «Второй день» в зале «Баррикады», посвященной событиям августа 1991 года, состоялось настоящее театральное действие – читка пьесы «Олимпия» Ольги Мухиной, в которой участвовали актеры городских театров и зрители. Это дебют театрального направления Ельцин Центра, которое курируют Наталья Санникова и Ярослава Пулинович.
Театральная читка пьесы «Олимпия» Ольги Мухиной в экспозиции Музея Ельцина «День второй»
Видео: Александр Поляков
Дебют явно удался. И особенно привлекательным показался сам формат некоего театрального действия в экспозиции музея. Это произвело сильнейшее впечатление не только на зрителей, но и самих сотрудников музея. Актеры признавались, что пространства, может быть, и было маловато, но зато оно обязывало и «играло само за себя».
– Это наш первый шаг и первый опыт. Если все пройдет успешно, мы обязательно будем это направление развивать, – сказала Ярослава Пулинович на пресс-конференции перед читкой.
Вечером в кино-конференц-зале режиссер Владимир Алеников представил свой фильм «Пробуждение», посвященный августовским событиям 1991 года.
Он рассказал свою историю совместного переживания с тысячами москвичей, которые встали на защиту демократических завоеваний.
– Мне позвонили ранним утром мои друзья из Америки и спросили: «Что у вас там происходит? Ты что, ничего не знаешь? У вас же правительственный переворот! Выгляни в окно!». Я выглянул, – вспоминал Владимир Алеников, – и увидел танки на Ленинском проспекте. Так для меня началась эта история. Я включил телевизор –там «Лебединое озеро». Радио молчит. Я стал звонить друзьям, узнал чуть больше того, что рассказали мои американские коллеги. У меня была маленькая бытовая видеокамера, формата 8 мм. И мы с сыном Филиппом отправились к Белому дому. Там было много моих коллег, но никто не снимал. Все рабочие камеры были под замком. Я понял, что снимать надо обязательно. К вечеру, когда стало понятно, что будет штурм, я отвез сына домой. Нарезал бутербродов, набрал всякой еды и вернулся на баррикады. Но успел еще посмотреть программу «Время». Она была вся как возврат в застойное прошлое и только один небольшой сюжет, как глоток свежего воздуха, рассказывал о событиях, происходящих в Москве. Его практически «обманным» путем, за плитку шоколада и в последний момент, поставил журналист Сергей Медведев. Уже потом он сделал головокружительную карьеру на телевидении, но тогда очень сильно рисковал. Именно сюжет с Ельциным на танке позвал москвичей на баррикады.
Фильм рассказывает обо всех трех днях народного противостояния путчистам. Его эпилог – похороны жертв этого противостояния, когда, казалось, на улицы вышла вся Москва. Прошло двадцать пять лет, но некоторые кадры из этого, по сути любительского фильма, страшно смотреть до сих пор. Это документальный ответ тем, кто говорит, будто путч был ненастоящим, и жертвы будто бы виноваты сами.
Зрители аплодировали фильму, мужеству режиссера и его героям, которые были на баррикадах в те тревожные дни.
Народная трибуна отметила 25-летие победы над ГКЧП
Народный Университет российского конституционализма в Ельцин Центре провел 21 августа Народную трибуну, посвященную 25-летию победы над ГКЧП. Тема, заявленная для обсуждения, называлась «Политический Чернобыль советской тоталитарной системы» и рассматривала причины, сущность и исторические последствия августовского путча.
Ведущий Трибуны Геннадий Бурбулис пригласил к диалогу тех, кто был участником сопротивления ГКЧП здесь, в Свердловске. Начал встречу Анатолий Гребенкин, в то время –заместитель председателя Свердловского областного совета народных депутатов. Он рассказал, как узнал о путче, как мобилизовались депутаты, как сработала система оповещения граждан. Как оборудовали бункер для резервного правительства во главе с Олегом Лобовым, предотвратили штурм Свердловска Еланской дивизией, как прорывались на Областное телевидение, чтобы зачитать обращение Ельцина к россиянам, как опечатывали обком партии. Срочно – за ночь – сшили огромный российский триколор, чтобы поднять его над Белым домом.
Тамара Алайба – депутат городского совета, член «стачкома» в 1991 году – рассказала, что мощной силой выступили ее коллеги, депутаты городского совета.
– Они призвали руководителей предприятий к политической забастовке, – напомнила она, – и многие откликнулись. На те предприятия, где администрация сомневалась, выезжали наши ребята. Вторым мощным фронтом выступила местная «Демократическая Россия». И третьей силой стали местные журналисты. «Студия Город» с первых минут была с нами. Они вели трансляцию, они призывали горожан выходить на улицы и протестовать.
Владимир Зыков, в то время редактор «Студии Город», сказал, что выбор был простой: либо возвращаться в коммунистическое прошлое, либо отстаивать демократическое будущее. Многие люди выражали свое мнение в защиту Ельцина. Но не было никого, кто бы выступил за ГКЧП ни тогда, ни сегодня.
– Этот небольшой документальный фильм, который мы сейчас посмотрели, я воспринимаю как одну из профессиональных вершин в своей биографии. Как-то судьба мне больше не предоставляла возможности жить на изломе событий. Так получается, что этот путч ГКЧП – самое важное событие в моей профессиональной деятельности. Эти дни дали возможность многим людям проявить свои лучшие качества.
Геннадий Бурбулис начал Народную трибуну, перефразировав знаменитые строчки Александра Кушнера: времена не выбирают, в них живут и побеждают.
– Хотелось бы понять, уяснить, осмыслить, обсудить с новыми поколениями граждан, что же произошло в те дни, какие исторические уроки нам были преподаны этими четырьмя днями, – обратился Бурбулис к слушателям. – Масштаб потрясений, которые последовали за путчем, позволяет определить его как «политический Чернобыль советской тоталитарной империи». Я хочу попробовать вместе с вами понять и, возможно, пережить заново потрясения августа 1991 года, распознать «политическую радиацию», порожденную им и осмыслить ее суть в рамках вызовов и угроз XXI века с позиции тех надежд и устремлений, которые мы переживали в то время и которыми наполнены сегодня.
К диалогу присоединились участники событий двадцатипятилетней давности, представители разных поколений и профессий, молодежи и студентов, активисты ветеранских и гражданских объединений.
В совет мудрецов, который избирается на каждом заседании Трибуны, в этот раз вошли: Татьяна Мерзлякова – уполномоченный по правам человека в Свердловской области, Тамара Алайба – ректор Института международных связей, доктор исторических наук, Лев Закс – ректор Гуманитарного университета, доктор философии, Александр Александров – федеральный инспектор по Свердловской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе.
Директор Музея Бориса Ельцина Дина Сорокина представила фрагмент фильма Владимира Аленикова «Пробуждение» и пригласила присутствующих на вечерний показ фильма Сергея Лозницы «Событие». Премьера «События» прошла 26 мая 2016 года в Берлине. Фильм о том, что происходило в Ленинграде 19-21 августа 1991 года.
В материалах Народной трибуны полностью была представлена сводная хроника тревожных событий, составленная из разных проверенных источников и наиболее полно, поминутно, представляющая их последовательность.
Многие выступавшие говорили о ключевой роли президента-реформатора Бориса Ельцина в победе над путчем. Ельцин сумел мобилизовать нацию, призвать москвичей «живым кольцом» окружить Белый дом, встать на защиту демократических завоеваний.
Кто-то вспомнил, что благодаря сюжету Сергея Медведева, вышедшему в программе «Время» 19 августа, поезда в Москву шли переполненные. Люди ехали угрюмые, молчаливые, не знающие, чего им ждать – это было страшно. От этого возникало ощущение беды. Те, у кого был личный транспорт, прорывались в Москву.
Участники событий говорили о большом душевном подъеме и чувстве единства среди россиян.
Журналист Сергей Моканин, представитель молодого поколения, которое заняло очереди к микрофонам, сказал, что если бы даже не было путча, что-то такое должно было произойти, чтобы продемонстрировать силу единства и мощь народного сопротивления, чтобы сами люди поверили в себя.
Геннадий Бурбулис прокомментировал предшествовавшие путчу события, начиная с марта 1989-го и до декабря 1991-го, когда распался Советский Союз, что уже являлось следствием путча. Рассказал о параде суверенитетов, как это проводилось в жизнь и к чему привело, полностью опровергнув обвинение в адрес Ельцина о развале Союза, наглядно, документально показав движение каждой республики к выходу из СССР.
Вопросы и обсуждения, смену тем и выступления спикеров сопровождала живая музыка инструментального трио «Лето».
По завершении работы Народной трибуны ее участники остались на премьеру фильма Сергея Лозницы «Событие». Фильм завершил специальную программу Ельцин Центра, посвященную 25-летию победы над ГКЧП.