Школа инклюзивных проектов: первая встреча

10 марта 2018 г.Ксения Каминская, Татьяна Филиппова
Школа инклюзивных проектов: первая встреча

В Ельцин Центре в Екатеринбурге 19 февраля прошла первая встреча участников Школы инклюзивных проектов. Они собрались за «круглым столом» чтобы познакомиться и обсудить то, в чем они могли бы друг другу помочь.

Куратор инклюзивных проектов Елена Возмищева рассказала, что школа создана на базе Ельцин Центра для того, чтобы объединить возможности активистов города в этой сфере. Многие участники согласились с тем, что совместными усилиями изменить отношение к людям с особыми потребностями будет значительно проще.

Первое занятие носило ознакомительный характер. На повестке дня были два главных вопроса: личный опыт в сфере инклюзии каждого из присутствующих и их ожидания от посещения школы. Из восемнадцати собравшихся человек кто-то уже имеет богатый опыт и готов им делиться. Другие, наоборот, только начинают вникать в инклюзивное пространство.

Ирина Дурасова и Антон Умников занялись вопросом доступных для людей с инвалидностью парковок. Елена Мастюгина – профессиональный хореограф, поэтому планирует открыть студию инклюзивных танцев. Сотрудница «Ньютон-парка» Любовь Чепурная хочет проводить инклюзивные экскурсии. А Карина Ким совсем недавно создала отряд юных волонтеров и ищет тех, кому их помощь будет полезна. Все они пришли в школу, чтобы получить совет, найти наилучшее направление развития для своих будущих проектов.

За одним столом с новичками оказывались опытные люди, которых было решено пригласить в качестве спикеров на следующие занятия. Президент благотворительного фонда «Возрождение» Татьяна Хамитова обещала рассказать о том, как правильно создавать некоммерческие организации и писать заявки на гранты. Руководитель автономной некоммерческой организации «Открытый город» Анна Клещева готова поделиться опытом работы с детьми, которые имеют нарушения интеллектуального развития.

Таким образом, в течение беседы участники поняли, что инклюзию можно развивать в самых разных направлениях деятельности. Определив достаточно широкое поле для обсуждения и взаимодействия, встречаться они будут дважды в месяц. Но инклюзию на встрече не только обсуждали. Саму школу можно назвать инклюзивной, потому что в ней есть участник с инвалидностью Максим Прокопьев, который учится в Высшей школе экономики по специальности медиа-продюсер наравне со студентами без инвалидности.

Обучение в только что открытой школе в Ельцин Центре начинается с мастер-классов екатеринбургских экспертов, которые расскажут новичкам о своем опыте реализации инклюзивных проектов и дадут практические советы о том, с чего начать осуществление своей идеи. В планах приезды специалистов и из других городов. Помимо индивидуальных встреч, участники будут посещать мероприятия инклюзивной программы Ельцин Центра. По итогам обучения они обретут полезные знакомства, знания и единомышленников. Через три месяца каждый «ученик» школы инклюзивных проектов презентует собственный проект перед «одноклассниками» и начнет делать первые шаги к его реализации.

Инклюзивное направление программ в Ельцин Центре стартовало в 2018 году лекциями Татьяны Хижняковой, PR-директора ассоциации «Особые люди», директора по развитию группы компаний «Ньютон» и мамы особенного подростка. В лекциях «Говорим и пишем об инклюзии правильно» и «Инклюзия – новое понятие масс-культуры» она подробно рассказала об отношении к инклюзии в обществе и на государственном уровне, как оно развивается и приближается к норме.

Сегодня много говорят и пишут об инклюзии. Уровень инклюзии в обществе иллюстрирует степень правовой защищённости граждан, обеспечения их прав и свобод. Но что это такое – инклюзия – не каждый может сказать уверенно. Inclusion – в переводе с английского – включение. Процесс включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь становится неотъемлемой частью современной культуры общения и взаимодействия. Общественные институты призваны соответствовать индивидуальным потребностям личности. Инклюзия противодействует дискриминации граждан, принадлежащих к различным группам социальных меньшинств.

В ее основе лежат такие важные международные правовые акты как «Всеобщая Декларация прав человека», принятая ООН в 1948 году, «Декларация прав ребенка», предложенная мировому сообществу ООН в 1959 году, разработанная ЮНЕСКО в 1960 году «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования».

А также более поздние правовые акты:

  • «Декларация социального прогресса и развития» (ООН, 1969);
  • «Декларация о правах инвалидов» (ООН, 1975);
  • «Всемирная программа действий в отношении инвалидов» (ООН, 1982); «Конвенция о правах ребенка» (ООН, 1989);
  • «Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов» (ООН, 1993);
  • «Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями» (Испания, 1994);
  • «Гамбургская декларация об обучении взрослых» (Германия, 1997);
  • «Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств» (Сенегал, 2000);
  • «Конвенция о правах инвалидов» (ООН, 2006).

Сегодня, говоря о людях с инвалидностью, мы должны иметь в виду не ограниченные возможности, а особые потребности. Нарушение здоровья, действительно, является серьезной проблемой. Но мы не должны воспринимать людей с инвалидностью пассивными получателями минимума услуг, удовлетворяющих базовые потребности.

Проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью, помимо медицинских, носят социальный характер: раздельное образование, недооценка возможностей, дискриминация при трудоустройстве, предрассудки и стереотипы, недоступная среда, недоступный транспорт.

Татьяна рассказала, как, на ее взгляд, должен быть выстроен процесс обучения, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных и иных особенностей, не изгоняются, а включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без данных особенностей. Обучение осуществляется в школах общего типа, учитывающих особые образовательные потребности учеников и оказывающих им необходимую специальную поддержку. Хотелось бы, чтобы дети с особыми образовательными потребностями обучались совместно с их сверстниками без особенностей, а не в специально выделенных классах при общеобразовательной школе.

Инклюзивная культура должна быть нормой в демократическом обществе. И это, в первую очередь, система ценностей, в которой на первый план выходят личные качества человека, а не его особенности. Именно эти качества – основа общих достижений в ходе инклюзивного взаимодействия. Культура взаимоотношений между людьми подразумевает комфорт, безопасность, терпимость и принятие особенностей каждого участника процесса. Она должна проявляться во всех сферах жизни: от построения безбарьерной среды до специально выстроенной HR-политики предприятий.

Спикер подробно остановилась на проблеме существующих рисков в формировании доступной инклюзивной среды. В первую очередь, формальная инклюзия или «имитация» инклюзии – реализация права на общее образование детей с ОВЗ формально, поверхностно, на словах, когда детей с ОВЗ принимают в общеобразовательные учреждения, не приводя в соответствие эти учреждения, участников образовательного процесса, не создавая условия для инклюзии. Опасность имитации возникает вследствие того, что при определенных организационных условиях инклюзивное образование может стать финансово выгодным для учреждения. Также опасна «Волевая» инклюзия – массовый переход к инклюзивному образованию посредством «давления сверху», без учета специфики образовательного учреждения, без подготовки участников образовательного процесса. Источником проблем может быть российская традиция осуществления реформ в крупных масштабах, минуя этап отработки механизмов организации инклюзивного образования в режиме экспериментальных площадок. И наконец, «дикая», «стихийная», неуправляемая инклюзия – обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении по выбору родителей, по месту жительства, но без создания специальных условий и учета их индивидуальных возможностей. Сегодня в Москве уже организована электронная запись в образовательные учреждения по территориальному принципу. Эта практика одобрена министром и рекомендована к распространению в других городах.

Люди с инвалидностью активно борются за равные права и возможности. Помочь им в этом как раз и призван новый проект Ельцин Центра – Школа инклюзивных проектов. ШИП готова оказывать просветительскую, информационную, консультационную и коммуникативную поддержку всем участникам процесса.

Вторая встреча участников Школы инклюзивных проектов запланирована на 12 марта. Регистрация по ссылке.

Другие новости

Лекция

Искусственный интеллект как помощник для врача

Искусственный интеллект как помощник для врача
Использование искусственного интеллекта в медицине приведёт к качественно новому уровню диагностики различных заболеваний и поможет врачам планировать лечение, утверждает биофизик Максим Шараев. Его л…
16 апреля 2024 г.
Библионочь

Библионочь-2024 в Ельцин Центре

Библионочь-2024 в Ельцин Центре
20 апреля Ельцин Центр традиционно присоединится к всероссийской акции «Библионочь». В фокусе нашей программы – научная фантастика как особый взгляд на реальность, в котором сосуществуют и утопизм, и …
12 апреля 2024 г.
Выставка

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»

Приглашение к диалогу: медиации по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся»
Арт-галерея Ельцин Центра в Екатеринбурге предложила своим посетителям вместо традиционных экскурсий по выставке «Я люблю тебя, ничего не бойся» медиации, предполагающие диалог между зрителем и искусс…
12 апреля 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.