Очередной сезон Театральной платформы «В Центре» завершился двумя премьерными спектаклями. Оба были приглашены к участию в театральном фестивале «Реальный театр», который ежегодно проходит в первых числах сентября в Екатеринбурге.
Это «Коллективные действия» в постановке Николая Русского и «Далеко» – Ильи Мощицкого. Об этом рассказала Наталья Санникова, руководитель театрального направления в Ельцин Центре.
– Нас пригласили в программу «OFF», потому что основная программа фестиваля уже была сверстана. Приглашают, как правило, премьерные спектакли. А у нас сразу два премьерных спектакля. Вам они показались необычными, спорными, вызывающими? Так это лучшая характеристика для фестивального спектакля.
– Кто их будет оценивать?
– Это не призовой фестиваль. Его особенность в том, что приезжают интересные критики, которые все эти спектакли смотрят, обсуждают, спорят – так появляется теоретическая база современного театра. В этом году на «Реальный театр» нас пригласил директор фестиваля Олег Лоевский. Он проводит этот фестиваль очень давно. Это один из старейших фестивалей страны. Он каждый раз говорит, что в последний раз. Потому что после фестиваля уже ничего не хочется. В общем, эта такая полу-игра, полу-усталость. Фестиваль состоится, конечно, не в последний раз.
– Почему Олег выбрал эти спектакли, он как-то комментировал?
– Он давно знаком с тем, что делает Николай Русский. Они встречались на лабораториях, которые проводит Олег. Николай – один из интересных лаборантов. И на самом деле «Коллективные действия» он пригласил не глядя, но уже был наслышан о нем. В своё время он оценил «Шпаликова» – замечательный спектакль, с которым мы объездили уже очень много фестивальных городов: Москву, Нижний Новгород, Челябинск, Санкт-Петербург. Он везде отлично прозвучал и стал заметным явлением. В Нижнем Новгороде мы, например, получили Гран-при – «Лучший спектакль фестиваля». А про «Коллективные действия» уже пошел слух, что Русский пошёл дальше. И если «Шпаликов» – это деконструкция человеческой истории, в которой нам приходится разбираться, то «Коллективные действия» – наоборот, конструирование мифа. Конечно, разговоры о спектакле дошли до Лоевского. Он решил, что спектакль надо брать.
– Вы будете дорабатывать спектакль? Или это готовый продукт, который вы будете представлять?
– Конечно, это готовый продукт и, тем не менее, хотелось бы, чтобы Николай успел провести парочку репетиций. Не знаю, насколько это удастся, и позволит ли его занятость. Но для нас это очень ответственная и волнительная история, потому что в программе этого фестиваля – театральные зубры, яркие режиссёрские имена: Тимофей Кулябин, Дмитрий Егоров, Дмитрий Волкострелов. Надеюсь, что у нас будет возможность провести несколько репетиций.
– Исполнители те же?
– Да. И хочу сказать, в этом спектакле у нас три актрисы: Дарья Акулова, Дарья Грешнова и Софья Чигаева, которые в прошлом году закончили Екатеринбургский театральный институт. В этом спектакле они выходят на сцену со своим учителем – Александром Фукаловым. Думаю, они будут готовы.
– Когда начнётся новый театральный сезон?
– 2 августа. Призываю наших постоянных зрителей внимательно следить за афишей и ничего не пропустить. Кроме того, у нас еще одна замечательная новость. Сведения о нас – Театральной платформе «В Центре» – войдут в новое издание «большой» Театральной энциклопедии.
Поделиться впечатлениями о спектакле «Коллективные действия» мы попросили начинающего драматурга и критика Илью Перцева, которому удалось побывать на премьере.
– Николаю Русскому не откажешь в оригинальной оптике и самобытности, сценаристу Ирине Васьковской – в драматургическом таланте, но спектакль «Коллективные действия» не всеми был принят однозначно, а кем-то даже не принят вовсе. Попробуем разобраться.
Начнем с того, что постановка не имеет четкого темпоритма, можно сказать, что она сделана мазками, как картина. Само чувство времени может изменить зрителю, и многочисленные рефрены этому способствуют. На сцене идут постоянные повторения. Для обывателя эти рефрены так же абсурдны, как для художников авангарда, о которых идёт речь, абсурдна жизнь рядового Homo Soveticus.
Режиссер показал замкнутый мир тонких и одержимых людей: авангардистов, концептуалистов, соц-артистов. Их интровертировала сама Родина, ведь коллективные действия художников идут вразрез с монолитными устоями своего времени. Они воспринимают советскую идеологию не более чем часть вселенской энтропии. И дописывают картину бытия с помощью самых обычных бытовых предметов. Вдруг будильник зазвонит для редких зрителей на стадионе, прорываясь сквозь снежную толщу. Но люди в большинстве своем спят, некоторые стоя, и не хотят просыпаться.
Художники дают ограниченному числу людей, альтернативную картину мира. Для кого-то они меняют вектор сознания в сторону свободы, кому-то «помогают» запутаться окончательно. В любом случае, они существуют в постоянном симбиозе со своими малочисленными зрителями и подпитываются от них тонкой струйкой реальной жизни. Каждый потребитель особого искусства для них ценен. В эпоху интернета такое трепетное отношение к зрителю практически утрачено. Нить человеческого общения сменилась витой парой. И об этом тоже напоминают нам «Коллективные действия».
Особо хотелось бы отметить работу Анны Донченко. Именно она ставила актерам пластику. Языком тела тут сказано многое, многое подхвачено и донесено. Чего только стоит пластический этюд со шпагатом или сцена любовного свидания. Как уже было сказано – спектакль содержит много рефренов, которые неуловимо разнятся. Это движение и есть наша с вами жизнь!
Мне кажется, что главное послание зрителю состоит в том, что московские концептуалисты стоически принимали жизненные обстоятельства. Своё творческое кредо они манифестировали на легендарном полотнище, растянутом на поляне подмосковного леса: «Я ни на что не жалуюсь, и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах».
Премьера спектакля «Далеко» (ближайший спектакль запланирован на 11 августа) под занавес театрального сезона и вовсе вызвала ажиотаж и бурное обсуждение. Режиссер Илья Мощицкий поставил спектакль по пьесе английского драматурга Кэрил Черчилл. Великолепное гротескное действие, отсылающее нас то к «Пикнику на обочине» братьев Стругацких, то к «Улитке на склоне», к хроникам вьетнамской войны или временам чилийской хунты. Впрочем, у зрителей возникали и более сложные ассоциации – кто-то видел в происходящем миры Карлоса Кастанеды, полные мистики и оккультизма.
– Так и задумывался спектакль, – пояснил Илья Мощицкий. – Каждый зритель сам достраивает собственную вселенную. Это и создает особое драматургическое напряжение.
В спектакле «Далеко» зритель оказывается внутри острой, парадоксальной действительности, в которой ему предстоит разобраться. У него появляется безопасная возможность на примере того, что «слава богу, слишком далеко», внимательно присмотреться к тому, что чересчур близко. У зрителя неожиданно возникают вопросы, которые мы редко задаем себе в повседневной жизни. Каждый сам исследует собственную реальность. Невозможно определить даже время действия, но Черчилл часто создает ситуацию исторического анахронизма, в её пьесах встречаются герои, жившие в разные эпохи, в разных странах. Внешний сюжет занимает ее гораздо меньше, чем сюжеты внутренних, интеллектуальных путешествий. Зритель сам прокладывает связующие нити в драматургических ходах и поворотах. И облегчённо вздыхает по окончанию спектакля, что это происходит всё-таки не с ним.
С окончанием сезона театральная жизнь в Ельцин Центре не заканчивается. В августе в Екатеринбурге пройдет VI международный фестиваль уличных театров «Лица улиц», приуроченный ко Дню города. Его организаторы – Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, Дирекция городских праздничных мероприятий и Ельцин Центр.
В этом году украшением фестиваля станут живые «зеленые сцены», оформленные участниками городского фестиваля ландшафтного искусства «Жизнь – это театр».
Ландшафтную концепцию сценического оформления разработал известный урбанист, ландшафтный архитектор, скульптор-монументалист, инженер-градостроитель Питер Финк из Великобритании.
Традиционное карнавальное шествие в сопровождении хэдлайнеров фестиваля – духовых оркестров – в этом году начнётся 17 августа в 18 часов от Ельцин Центра. У Театра драмы к пёстрой карнавальной процессии присоединятся участники Лаборатории уличного перформанса «Картония». Её кураторами в этом году стали художник Кейл Джонсон (Лос-Анджелес), перформер, продюсер Сергей Корсаков (Москва) и ходулист, режиссер театра «СоЛу» Маша Плаксина (Санкт-Петербург). Участники лаборатории присоединятся к процессии в авторских картонных костюмах и в сопровождении гигантских арт-объектов, созданных ими из обычного картона.
Завершится фестиваль масштабным театрализованным представлением Екатеринбургского театра кукол на Плотинке – главной сцене Исторического сквера.