Публичная программа выставки «Новый пейзаж»

14 марта 2018 г.
Публичная программа выставки «Новый пейзаж»

15 марта в Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге начинает работу выставка «Новый пейзаж». Это выставочный проект, объединяющий в пространстве Арт-галереи семь художественных взглядов на трансформацию постсоветского пейзажа. Партнер и участник проекта компания «Брусника».

Художники: Пётр Антонов, Лиза Фактор, Александр Гронский, Валерий Нистратов, Максим Шер, Сергей Новиков, Анастасия Цайдер. Авторы идеи – Пётр Антонов, Анастасия Цайдер.

Открытие выставки состоится 15 марта в 19:30 в Арт-галерее Ельцин Центра для всех желающих. Сбор гостей с 19:00. На открытие вход свободный.

Выставка «Новый пейзаж» впервые обобщает фотографические исследования постсоветского пейзажа как способа осмыслить новую культуру. Отслеживая изменения антропогенного ландшафта от индустриального к постиндустриальному, художники фиксируют и иные трансформации: от плановой экономики к рыночной, от советского к российскому. Собранные вместе проекты – свидетельства радикальных изменений ландшафта и культуры, беспрецедентных по интенсивности и масштабу.

Работы Лизы Фактор, хронологически самые ранние из представленных, обращаются к Сибири как российскому пространству, частично освоенному, но по факту – покинутому снова. Александр Гронский в проекте «Меньше единицы» рассматривает те части России, где плотность населения составляет меньше одного человека на квадратный километр. «Документы природы» Валерия Нистратова, сделанные вдоль границ главного мегаполиса страны, изучают видимые примеры вторжения новой экономической системы в природу, фиксируют точки пересечения освоенных и неосвоенных пространств. Проекты Максима Шера и Петра Антонова рассматривают, как смена экономической и политической парадигмы изменяет городскую среду. В Grassroots Сергея Новикова современный российский пейзаж становится грандиозной декорацией для любительских футбольных матчей. «Аркадия» Анастасии Цайдер, как и проект Валерия Нистратова, рассматривает взаимодействие человека и природы, но в противоположность первому, не находит в нём оппозиции, а напротив – подчеркивает слои сосуществования города и природы-сорняка, не требующей ухода или охраны, всегда готовой занять пространства, для нее не предназначенные.

В отечественной фотографической традиции критическое осмысление пейзажа происходит во второй половине девяностых и достигает своего пика в 2010-е. Художники живо отреагировали на социальные сдвиги и фиксировали привнесенные ими парадоксы. Одна из подобных точек фиксации, уже ставшая для нас повседневностью, – агрессивное проникновение человека на территорию природы, интервенция в советский городской ландшафт, уплотнение его структуры, нарушение ритмов, кустарные операции с внешностью.

Разрастание жилых территорий за городскую черту, строительство типовых торговых и деловых центров, формирование нового городского ландшафта – все эти явления объединяет процесс возникновения нового, постсоветского пейзажа.

ПУБЛИЧНАЯ ПРОГРАММА ВЫСТАВКИ

В рамках выставки с 16 марта по 27 мая пройдет публичная программа, включающая в себя дискуссии, лекции и кинопоказы, посвященные вопросам изучения культурного ландшафта, урбанистики и современной фотографии.

Куратор программы – Дмитрий Безуглов – куратор Интеллектуальной платформы 4 Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург)

Публичная программа выставки «Новый пейзаж» представляет несколько разных подходов к описанию и концептуализации «постсоветского пространства»: привлекая методы, используемые в экономической географии, социологии пространства, теории города и документальной фотографии, мы приглашаем слушателей и участников вместе поразмышлять над тем, какие типические черты отличают постсоветский ландшафт, который мы, предположительно, населяем.

События программы рассчитаны на студентов гуманитарных и архитектурных специальностей; исследователей и ценителей документальной фотографии; культурологов, работающих с феноменами «постсоветского», – и, наконец, тех, кто потребляет и производит культурные продукты, концептуально переосмысляющие советское наследие: от шарфов Гоши Рубчинского и футболок СПУТНИК 1985 до фильмов «Движение вверх» и «Легенда-17».

Программа разделена на три блока:

  • «Производство пространства» (март)
  • «Предваряя благоустройства» (апрель)
  • «Декультуризация быта» (май)

Каждый блок состоит из лекции, круглого стола и публичной презентации одного из фотографов, участвующих в экспозиции, и захватывает месяц работы экспозиции.

Свободный вход, по регистрации по тел. 312-43-20 или по почте art-gallery@ycenter.ru

«Производство пространства»

В марте запускается первый блок публичной программы – «Производство пространства». Он подготавливает почву для предметных разговоров и посвящен методологиям исследования пространства. Насколько взгляд застройщика на депрессивный район города отличается от взгляда горожан, этот район населяющих? Насколько образы города отличаются у специалистов, поддерживающих жизнеспособность города? Как существуют и описываются исследователями города – депрессивные «не-пространства», лишенные прежних функций, просвечивающих в самой пространственной организации? И, наконец, возможно ли единовременно говорить о прагматике и онтологии пространства?

16 марта, 15.00

Открытая дискуссия «Как создаётся пространство?»

Дискуссия посвящена представлениям о пространстве, которые определяют оптики участников «Нового пейзажа». Каким образом они толкуют «постсоветское пространство»? Какие «ключи» из области социальной географии, социологии, культурных исследований позволяют декодировать изображения и помогают фотографам упорядочивать создаваемые серии? В обсуждении затронем методы конструирования и определения «пространства» в художественной кураторской практике, фотодокументалистике и социальной географии.

Участники: Алексей Масляев – куратор, культуролог, заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА); Петр Антонов – художник и фотограф, Александр Гронский – художник и фотограф, Анастасия Цайдер – художник и фотограф, Сергей Новиков – художник и фотограф, Максим Шер – художник и фотограф, Валерий Нистратов – художник и фотограф.

Модератор – Дмитрий Безуглов

17 марта, 15:00

Презентация книги Максима Шера «Палимпсесты», посвященной жизни городов постсоветского пространства. Модератор — Дмитрий Безуглов. После встречи — экскурсия автора по выставке «Новый пейзаж».

27 марта, 19.30

Лекция Александра Филиппова «Социология пространства: старые проблемы и новые перспективы»

Лектор – Александр Филиппов, социолог, философ, главный редактор журнала «Социологическое обозрение», руководитель Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ.

Александр Филиппов представит проект социологии пространства: дисциплины, проблематизированной Георгом Зиммелем, и, казалось, безнадежно проигравшей «производству пространства» Анри Лефевра, оказывавшему значительное влияние на критическую и художественную мысль в течение полувека. Критической оценке подвергнутся представление о «социальном пространстве», метафоризировавшемся благодаря вторжениям иных дисциплин в городские исследования, а также метафоры «потока» и «текучести», столь прочно ассоциирующиеся с новым глобализированным миром. Концептуальная модель, предлагаемая в рамках лекции, послужит отличным подспорьем для анализа работ, представленных на экспозиции «Новый пейзаж». Лекция адресована всем, кто интересуется и занимается проблемами урбанистики, социологии города, архитектуры и планирования.

«Предваряя благоустройства»

В апреле стартует второй блок публичной программы - «Предваряя благоустройства».

Пейзажи и ландшафты, представленные на экспозиции, существуют в отрыве от тотального благоустройства, охватившего Россию в преддверии Чемпионата мира по футболу. Они являют собой и возможную «чистую страницу», являясь не-местами, пустотами и разрывами в осмысленной ткани города, и пространство сопротивления функционализации. Как возможно их существование? В этом блоке мы говорим о том, как в критической городской теории мыслятся «не-места», и почему документация и сохранение этих «не-мест» значима в независимости от магистральной линии облагораживания пространств.

10 апреля, 19.30

Лекция «Советский отпечаток в жанре пейзажа»

Арт-галерея Ельцин Центра

Лектор: Татьяна Круглова – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры этики, эстетики, теории и истории культуры УрФУ имени Бориса Ельцина (Екатеринбург)

Советский ландшафт и жанр пейзажа в изобразительном искусстве – два явления, между которыми нет отношений прямого соответствия. Культурный ландшафт СССР – вещь объективная, поддающаяся измерению, описанию и объяснению. Как говорит Владимир Каганский, даже если все книги и справочники «сгорят», документы исчезнут, ландшафт все равно останется безмолвным свидетелем и следом того, что сделали люди с пространством, в котором живут. Пейзаж – совсем другое дело, он подчиняется законам репрезентации, зависит от дискурса, причем не только того, который сложился в истории этого жанра, но и множества других: социалистического или ностальгически-почвенного, индустриального или экологического, идеологического или литературного, и т.д.

Для советского художника жанр пейзажа многофункционален и спасителен: пейзаж – полигон возможностей для самореализации в условиях идеологического доминирования, безразмерный набор стратегий компромисса между социальным и частным, масштабным и камерным, природным и урбанистическим. Он – та форма, в которой проверяется мастерство в советской академической живописи, внутренняя эмиграция, в которую всегда можно укрыться от непереносимости государственного заказа, наконец, всегда открытая ниша рынка. По истории советского пейзажа можно прочитать историю страны как карту освоения или растраты пространства, увидеть скрытые конфликты взглядов, мест и позиций, понять, как внешний мир – природа, город, деревня, – насыщаются знаками времени, как меняется культурно-антропологический тип.

14 апреля, 15.00

Панельная дискуссия

Модератор: Дмитрий Безуглов. Участники: Олег Паченков, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург); Алексей Новиков, кандидат географических наук, профессор, декан НИУ ВШУ, президент компании Habidatum (Москва).

Открытая дискуссия посвящена тому, как в современном российском обществе, заявляющем городское благоустройство как одну из магистральных линий развития, сосуществуют безразличие к депрессивным районам, грандиозным неосвоенным пространствам и увлеченность ревитализацией и запуском новых пространств, открытых для горожан. Участники и слушатели также обсудят выключенность малых городов из общей линии благоустройства, а также функции фотографии как, предположительно, инструмента беспристрастной документации социального беспорядка.

Исследователи, участвующие в дискуссии, обратятся к своей полевой работе, часто проходящей в условиях, точно зафиксированных художниками выставки.

24 апреля, 19.30

Арт-галерея Ельцин Центра

Лекция Бориса Клюшникова «Деревья, автомобили, фигуры людей, различные типы ограждений»

Лектор: Борис Клюшников – философ и историк искусства, методолог искусствознания, преподаватель кафедры кино РГГУ (Москва)

12+

«Декультуризация быта»

В мае публичную программу выставки «Новый пейзаж» продолжает третий блок - «Декультуризация быта».

Объекты – жилые дома, трассы, складские помещения, амбары, – упорядоченные генпланом и выхваченные фотографами из повседневности, сохраняют «меты» своей изначальной функции. Взятые в совокупности, они показывают функцию, которую им предписывали создатели, существовавшие в логике иной государственности. Они продолжают быть послами истаявшего социального порядка в обновленном мире. Какие приметы советской власти и советского порядка мы можем прочитывать в этих объектах?

12 мая, 15.00

Лекция «Новый пейзаж в глобальном мире»

Лектор: Артём Беркович – куратор Центра фотографии «Март» (Екатеринбург)

Понимание жанра пейзажа как репрезентации пространства, измененного человеком и цивилизацией, преобладает в фотографии последних десятилетий. На лекции куратора Центра фотографии «Март» Артема Берковича будут показаны работы приверженных этому направлению фотографов из Соединенных Штатов и Латинской Америки, Японии и Китая, Ближнего Востока и Австралии. Что общего и в чем отличия у принадлежащих к разным культурам авторов, избравших для себя универсальное медиа фотографии? Можно ли в современном глобальном мире говорить о национальных школах, о влиянии на современного фотографа истории и традиции его страны?

19 мая, 15.00

Лекция «Неисчерпаемое «советское» и культурная урбанизация. Почему мы не перестанем говорить о советских городах?»

Лектор: Михаил Ильченко – старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН (Екатеринбург)

«Советское» продолжает оставаться ключевой символической фигурой в жизни стран бывшего СССР. Оно отторгается, критикуется, реконструируется, превращается в культ, но независимо от этого остаётся способным производить новые смыслы, дискурсы и нарративы. Как «советское» воспринимается сегодня в меняющихся культурных и политических контекстах, и что даёт ему символическую подпитку? В настоящей лекции речь пойдёт о территориях старой советской городской застройки – пространствах, в которых «советское» не только сохраняет свою символическую мощь, но по-прежнему ощущается тактильно и физически.

24 мая, 19.30

Артист-ток Александра Гронского

26 мая, 15.00

Панельная дискуссия

Модератор: Дмитрий Безуглов

Участники: Михаил Ильченко – кандидат политических наук, доцент кафедры социокультурного развития территории Екатеринбургской академии современного искусства; Василий Сигарев – кинорежиссер, драматург (Екатеринбург).

Свободный вход, по регистрации по тел 312-43-20 или по почте art-gallery@ycenter.ru

Программа дополняется и корректируется, следите за обновлениями.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.