Первая мировая и рождение русского авангарда

5 октября 2024 г.Михаил Лузин
Первая мировая и рождение русского авангарда

О том, как на художников русского авангарда повлияла Первая мировая война, рассказал 24 сентября Глеб Ершов — кандидат искусствоведения, профессор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге. (ЕУСПб). Его выступление в Ельцин Центре в Екатеринбурге 24 сентября стало вторым в новом цикле «Советский авангард: координаты ненаступившего будущего», организованного совместно с ЕУСПб.

Период Первой мировой войны стал решающим для русского искусства, в особенности для авангарда. С августа 1914-го до перемирия 1918 года оно оказалось в изоляции: многие художники, ранее проживавшие за границей, были вынуждены вернуться в Россию. Но именно в этой изоляции сформировались основные художественные направления авангарда — супрематизм, конструктивизм и аналитический реализм, которые оказали колоссальное влияние на развитие искусства в целом.

«Сегодняшний лубок» Маяковского и Малевича

По мнению Глеба Ершова, очень точно изменение отношения общества к «германской войне» описывал в своей автобиографии Владимир Маяковский: от ура-патриотизма и шапкозакидательских настроений в дни объявления войны до постепенного осознания ужаса и отвращения, наступившего после первых тяжёлых боёв осенью 1914-го. В начале войны «патриотическим возбуждением» были охвачены многие художники. Например, Аристарх Лентулов в картине «Торжественное молебствие во славу русского воинства» изобразил ликующий настрой московской толпы, с яркими золотыми куполами и духовенством в малиново-золотых одеяниях.

— Это выглядело как светлый праздник, а не начало войны, — комментирует Глеб Ершов. — В его же картине «Битва победы» мы видим редкую для авангарда батальную композицию: генерала на коне, казаков, пушечные колёса, но всё преувеличенно яркое и «невсамделишное», как будто это не война, а озорной карнавал.

Работы художников авангарда того времени характеризуются влиянием кубофутуризма и орфизма, с кричащими красками и элементами народного искусства. Любовь к народной культуре (и возможность заработка) привели Казимира Малевича, Аристарха Лентулова, Давида Бурлюка и других художников к созданию лубочных рисунков для издательства «Сегодняшний лубок» — в нём вышло порядка 40 плакатов и 20 открыток пропагандистского содержания. Практически все подписи к ним сделал молодой Владимир Маяковский, который также был и автором многих иллюстраций.

— Можно сказать, здесь он оттачивал свой стиль в преддверии «Окон РОСТа». Делал это превосходно: двустишия сразу же впечатывались в сознание. «Не ходи австриец плутом — будешь битым русским кнутом», — цитирует Глеб Ершов.

Цвета плакатов и открыток были очень яркими, штриховка намеренно грубой, образы легко считывались, а подписи были «на грани» — это расчёт на крестьянскую массу, из которой главным образом и состояло русское воинство. По словам Глеба Ершова, футуристам очень нравился фовизм лубочного изображения: простота, свобода и энергия, которая сквозит в жанре. В этих произведениях, считает эксперт, не было ничего особо кровожадного — война в них передавалась как водевиль и весёлая «игрушка». Однако осознание трагизма происходящего пришло довольно скоро.

Из лубка в символизм и аналитический реализм

Уже в 1914-1915 годах многие «звёзды» русской культуры того времени оказываются на войне физически. Казимир Малевич служит чертёжником. Сергей Есенин и Александр Вертинский — в санитарных поездах. Кто-то оказывается и на передовой. Владимир Бурлюк, брат Давида Бурлюка, пропадает без вести. Художник Михаил Ларионов получает тяжёлое ранение. Восстановившись, он уезжает в Париж работать с Сергеем Дягилевым.

— Тот, кто хорошо знаком с его невероятно искромётным, гениальным искусством, поймёт, что после 1914 года Ларионов как живописец заканчивается. Ранение оказалось для него роковым, — комментирует Глеб Ершов.

Война и её ужасы коснулись всех творческих людей без исключения. И в творческой среде начинается уже не «лубочное» осмысление страшных событий. Интонация меняется на трагическую.

Художница и супруга Михаила Ларионова Наталья Гончарова создала графический альбом «Мистические образы войны», в котором война подаётся как грозное послание и испытание, которое человек должен преодолеть. Это серия из 14 литографий с изображениями ангелов, религиозных или геральдических символов, связанных с актуальными событиями. Например, литография «Видение» была вдохновлена газетными сообщениями о том, что у солдат на фронте возникали видения сияющего креста в небе или Богородицы. В этой работе впервые появляется некая «химерическая операция»: ангелы противостоят разрушительной силе человеческого оружия. Ещё один сильный образ — литография «Братская могила», где над поверженными телами стоит мощная фигура с распростёртыми крыльями и разведёнными руками. Это эпилог, реквием по погибшим, подытоживает Глеб Ершов.

Создатель аналитического искусства Павел Филонов издал в 1915 году антивоенную поэму «Пропевень о проросли мировой». В этом произведении, пропитанном идеями Велимира Хлебникова о создании «звёздного языка» — мирового языка будущего — художник отразил влияние войны на людей, разложение и разрушение человеческой природы. Этот же мотив заметен в его работе 1915 года «Германская война», которую Глеб Ершов назвал «российской Герникой»: здесь раздробленная фактура тел, мотивы падения, исчезновения, разложения. Интересно, что Филонов ушёл на фронт и сражался до 1918 года, став председателем Совета солдатских депутатов Придунайского края. Вернувшись к мирной жизни, он воспроизвёл рисунок, с которого открывается «Пропевень» — «Бегство в Египет».

— Святое семейство бежит от царя Ирода, который губит первенцев иудейских. Иосиф и Мария спасают через бегство свои жизни и жизнь младенца Иисуса. Для Филонова это и мотив спасения России, выход её из войны. Центральная фигура имеет характерные последовательности цветов: белый, синий, красный, — комментирует Глеб Ершов.

Супрематизм и конструктивизм как выходы из Первой мировой

Во время войны русские художники продолжали самоорганизовываться и проводить выставки. В 1915 году в Петрограде открылись две наиболее важные: «Трамвай В» и «Последняя футуристическая выставка картин «0,10». По словам Глеба Ершова, в тот момент в стане русских художников идёт размежевание и борьба за лидерство. Особенно заметно противостояние между Казимиром Малевичем и Владимиром Татлиным, которое привело к развитию двух ключевых направлений — супрематизма и конструктивизма.

«Последняя футуристическая выставка картин «0,10» открылась осенью 1915 года в доме Адамини на Марсовом поле. Название дал Малевич, объясняя его так: 10 художников вышли вместе с ним за «ноль форм». Здесь были представлены 39 его супрематических полотен, в том числе Чёрный и Красный квадраты. Для Малевича это был выход за горизонт, в открытый космос — подальше от планеты, где люди убивают друг друга, считает профессор.

«Земля брошена, как дом, изъеденный шашлями. И на самом деле в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение «отрыва от шара земли», — писал впоследствии Казимир Малевич. По мнению Глеба Ершова, целью супрематизма был переход в мир абсолютного спокойствия и пластического безвесия — и это тоже выход из войны. Так что «Чёрный квадрат» безусловно связан с Первой мировой, но апофатически, от противного.

Ещё одним «гвоздём» выставки «0,10» стал угловой контррельеф Владимира Татлина. Его революционность — в выходе в пространство, объём. Это был манифест того, что ещё не имело на тот момент имени, в отличие от супрематизма Малевича. Слово «конструктивизм» придумали пять лет спустя, но этот контррельеф и был конструктивизмом, уверен Глеб Ершов.

Резюмируя сказанное, профессор отметил, что именно в 1915 году на выставке «0,10» «сошлись звёзды»: Малевич и Татлин, несмотря на взаимную ревность и соперничество, явили миру два открытия. Произошёл символический выход русского авангарда из войны — выход к новому искусству.

— Это не пережёвывание обломков старого искусства, которое война разнесла в клочья, а создание нового с чистого листа. Война ещё идёт, ещё будут многочисленные жертвы, но уже явился зародыш того нового, что окрылит десятки художников нового поколения. Так родился новый язык искусства, — отметил лектор.

По мнению Глеба Ершова, итогом Первой мировой войны в русском искусстве стало сгущение, сублимация творческой энергии, которая, возможно, и была обусловлена грозовым фоном страшных военных событий. С одной стороны, это было губительное и трагическое время грозных предчувствий и ожиданий. С другой — этот фон позволил художникам подвести черту под старым искусством и шагнуть «в новое дальше».

О других лекциях цикла «Советский авангард: координаты ненаступившего будущего»:

Эль Лисицкий: искусство как проектирование будущего

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.