В память о Холокосте

31 января 2019 г.Татьяна Филиппова, Денис Каменщиков
В память о Холокосте

В Арт-галерее Ельцин Центра 28 января открылась фотовыставка «Шоа-Холокост. Как человек мог сотворить такое?», приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста, который отмечается во всём мире, начиная с 2006 года, в день освобождения Советской Армией узников нацистского лагеря смерти Освенцим.

ПРОГРАММА К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА

В экспозиции представлены фотографии и истории жизни жертв Холокоста, сведения о жизни евреев в Советском Союзе и Европе с 1933 по 1945 годы, рассказы о партизанах и людях, которые рисковали своими жизнями для спасения евреев в России, Латвии и на Украине. А в параллельной образовательной программе – лекции и кинопоказы, в том числе документальный фильм Мумина Шакирова «Холокост – клей для обоев?». Ознакомиться с экспозицией можно до 10 февраля.

Выставка подготовлена совместно с посольством государства Израиль, при поддержке информационного центра ООН и Российского Еврейского конгресса. Она включает фотографии, биографические сведения, исторические справки и истории жизни советских евреев в период с 1933 по 1945 год. Материалы выставки переведены на 17 языков мира.

Временную экспозицию открыл губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Он поблагодарил всех, кто причастен к созданию выставки, и подчеркнул, что этот день важен для людей всех национальностей. Мы вспоминаем не только жертв Холокоста, но и тех российских солдат, которые освобождали Освенцим.

Исполнительный директор Президентского центра Бориса Ельцина Александр Дроздов подчеркнул, что Ельцин Центру особенно дорога тема преемственности, не в сжатом историческом масштабе, а глобальном, мировом.

– Сегодня с исторической памятью дела обстоят не очень хорошо. И в мире, и у нас тоже, – напомнил Александр Дроздов. – Возможно, мы преувеличиваем способность человеческой памяти хранить глубокую долгую историю. Об этом говорят последние социологические опросы. Поэтому пока мы передаем из рук в руки этот живой факел памяти, мы можем быть уверены, что трагедия не повторится. Не уверен, что когда-нибудь мы найдем ответ на вопрос «Как такое мог сотворить человек?» и справимся с тем, что «всесожжение» (холокост – ред.) это не единственный случай геноцида в мире, когда на повестку дня выходит экзистенциальный вопрос «Где был Бог? И как жить после Освенцима, или ГУЛАГа?». В силах Ельцин Центра дать возможность вспоминать о том, что такое трагедия Холокоста, столько сколько нужно. До тех пор, пока это не войдет в плоть и кровь каждого человека.

Александр Дроздов сказал, что это касается и памяти жертв ГУЛАГа. Может быть, иногда по утрам вместо гимнов всем нам надо слушать рассказы Варлама Шаламова. Потому, что это трагедии одного ряда. В Ельцин Центре горды тем, что нам доверили представлять эту выставку. Ее поддерживают тематические дискуссии, лекции и кинопоказы с участием учёных экспертов, авторов экспозиции Еврейского музея в Москве, преподавателей вузов и школьных учителей истории.

На открытии присутствовала полномочный министр, замглавы дипмиссии Израиля Керен Коэн-Гат. Она поблагодарила всех, кто участвовал в открытии выставки, всех, кто помогал проекту состояться, официальных партнеров мероприятия. Особые слова были сказаны в адрес Российско-еврейского конгресса и еврейских общин, которые будут участвовать в программе памятных дней. Отдельно Керен поблагодарила главного раввина Екатеринбурга Зелига Ашкенази за великолепную мемориальную службу. Губернатора и Ельцин Центр – за поддержку проекта. Она напомнила, что выставка была создана специалистами Мемориального комплекса истории Холокоста «Яд Вашем» к 70-летию со дня освобождения концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау и впервые была показана в штаб-квартире ООН 27 января 2015 года. Выставка побывала в 17 странах мира.

– Впервые выставка пересекла границу России, – сказала Керен Коэн-Гат. – Судьбы советских евреев – важная тема в мировой истории после падения железного занавеса. У нас появилась возможность исследовать судьбы солдат, воевавших против нацизма и их семей, оказавшихся на оккупированных землях. Впервые мы можем назвать их поименно. И тех, кто сражался в партизанских отрядах, и на передовой, и в лагерях смерти, являя беспримерные храбрость и мужество. Выставка также рассказывает о трагедии еврейских общин Европы. Последние живые свидетели Холокоста покидают нас. Именно такие выставки могут рассказать последующим поколениям о трагедии Холокоста. Мы должны задать себе вопрос, какие глубины памяти она затрагивает, и важен ли нам ее посыл. Ради тех, кто погиб, тех, кто подарил нам счастливую возможность собираться здесь, эта трагедия не должна повториться никогда.

Директор информационного центра ООН в Москве Владимир Кузнецов зачитал послание генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша к собравшимся.

Главный раввин Екатеринбурга и Свердловской области Зелиг Ашкенази прочел поминальную молитву.

В заключение торжественной церемонии открытия выставки «Шоа-Холокост. Как человек мог сотворить такое?» ведущая солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Ольга Семенищева исполнила арию Марты из оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка», в основе сюжета которой также лежат события времен Второй мировой войны.

В программу вечера вошел показ фильма «Последний полет Петера Гинца», рассказывающего историю мальчика из пражского гетто, противостоящего нацизму своим единственным оружием – умением писать и рисовать.

Визитной карточкой выставки стала фотография, сделанная в Риге в 1933 году. На ней восемнадцать девочек и семнадцать мальчиков второго класса в аккуратной гимназической форме. С ними двое преподавателей. Снимок сделан за семь лет до того момента, когда их мир рухнет. Из тридцати семи героев этой фотографии только семеро переживут Холокост.

29 января, в рамках программы выставки «Шоа-Холокост. Как человек мог сотворить такое?», прошёл круглый стол «Память о Холокосте».

Как сказал Олег Меламед, директор департамента экскурсионных программ московского Центра толерантности и Еврейского музея, правдивая информация, – это главное, что может дать музей каждому посетителю, будь то ребёнок или взрослый.

– Нас часто спрашивают, почему мы говорим только о геноциде еврейского народа? Ведь убивали в газовых камерах и сжигали в печах не только евреев, но и славян, и цыган, и представителей других народов, – отметил Меламед. – Есть много ответов на этот вопрос. Но мне нравится один – он всеобъемлющий, а дал его историк, профессор Давид Сазерани. Да, истребляли всех. И это большая трагедия. Но именно Холокост – единственный в истории пример уничтожения народа и по этническому, и по религиозному признаку. И под это была разработана специальная система уничтожения людей. И уникальность Холокоста именно в этом. Холокост бесконечен и не закончится до тех пор, пока хоть в одной голове остаётся мысли, что это было правильно и возможно. И про это обязательно нужно говорить. Нет никакой прививки от Холокоста. Мы просто не должны молчать.

Другой вопрос – как именно говорить об этой трагедии? Как подбирать слова, истории и правильный тон? Кто должен говорить о Холокосте с детьми, а кто объяснит взрослым важность это темы? По мнению Олега Меламеда, разговор с детьми можно вести как раз с помощью музейной педагогики и выставок, подобных открывшейся в Ельцин Центре экспозиции «Шоа-Холокост. Как человек мог сотворить такое?».

Модератор круглого стола, кандидат философских наук, киновед Лилия Немченко рекомендовала всем присутствующим обязательно посмотреть новый фильм екатеринбургского режиссёра Алексея Федорченко «Война Анны», как раз рассказывающий о Холокосте и только что получивший сразу несколько престижных наград на кинофестивалях – в том числе национальную премию Гильдии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за лучшую главную женскую роль для юной Марты Козловой и «Золотых Орлов» за лучший фильм года и лучшую режиссёрскую работу.

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова напомнила об опере Моисея Вайнберга «Пассажирка», впервые в России поставленной в Екатеринбурге в театре «Урал Опера Балет» и рассказывающей историю заключённой Освенцима польки Марты, которая через пятнадцать лет после войны встречает на теплоходе, идущем из Германии в Бразилию немку Лизу, работавшую в Освенциме надзирательницей.

– Я была одним из экспертов при подготовке спектакля к постановке, – рассказала Татьяна Мерзлякова, – и главными вопросами были – ставить или не ставить? Поймут или не поймут? Пойдут люди в театр или не пойдут? Тема сложная и тяжёлая. Я тогда говорила: и ставить, и пойдут, и поймут. Второй год идёт спектакль и не пустуют залы. Все всё понимают. Я, кстати, до этого совсем не знала историю «Пассажирки», и для меня лично это стало открытием и своеобразным уроком.

Подводя итоги круглого стола, президент Еврейской национально-культурной автономии в Свердловской области Михаил Оштрах ещё раз повторил, что замалчивать тему Холокоста ни в коем случае нельзя. И пригласил присутствующих на свою лекцию «История Холокоста как прививка от ксенофобии», которая состоится в Медиазале Образовательного центра 3 февраля.

Лекция Олега Меламеда "Как помнить и говорить о Холокосте? Музейный опыт"

В рамках параллельной программы выставки в Президентском центре Бориса Ельцина также запланированы встречи с представителями Свердловской ассоциации бывших узников гетто и нацистских концлагерей. Даты встреч будут объявлены дополнительно – следите за анонсами в разделе «Афиша».

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.