В Арт-галерее Ельцин Центра 28 января открылась фотовыставка «Шоа-Холокост. Как человек мог сотворить такое?», приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста, который отмечается во всём мире, начиная с 2006 года, в день освобождения Советской Армией узников нацистского лагеря смерти Освенцим.
ПРОГРАММА К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА
В экспозиции представлены фотографии и истории жизни жертв Холокоста, сведения о жизни евреев в Советском Союзе и Европе с 1933 по 1945 годы, рассказы о партизанах и людях, которые рисковали своими жизнями для спасения евреев в России, Латвии и на Украине. А в параллельной образовательной программе – лекции и кинопоказы, в том числе документальный фильм Мумина Шакирова «Холокост – клей для обоев?». Ознакомиться с экспозицией можно до 10 февраля.
Выставка подготовлена совместно с посольством государства Израиль, при поддержке информационного центра ООН и Российского Еврейского конгресса. Она включает фотографии, биографические сведения, исторические справки и истории жизни советских евреев в период с 1933 по 1945 год. Материалы выставки переведены на 17 языков мира.
Временную экспозицию открыл губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Он поблагодарил всех, кто причастен к созданию выставки, и подчеркнул, что этот день важен для людей всех национальностей. Мы вспоминаем не только жертв Холокоста, но и тех российских солдат, которые освобождали Освенцим.
Исполнительный директор Президентского центра Бориса Ельцина Александр Дроздов подчеркнул, что Ельцин Центру особенно дорога тема преемственности, не в сжатом историческом масштабе, а глобальном, мировом.
– Сегодня с исторической памятью дела обстоят не очень хорошо. И в мире, и у нас тоже, – напомнил Александр Дроздов. – Возможно, мы преувеличиваем способность человеческой памяти хранить глубокую долгую историю. Об этом говорят последние социологические опросы. Поэтому пока мы передаем из рук в руки этот живой факел памяти, мы можем быть уверены, что трагедия не повторится. Не уверен, что когда-нибудь мы найдем ответ на вопрос «Как такое мог сотворить человек?» и справимся с тем, что «всесожжение» (холокост – ред.) это не единственный случай геноцида в мире, когда на повестку дня выходит экзистенциальный вопрос «Где был Бог? И как жить после Освенцима, или ГУЛАГа?». В силах Ельцин Центра дать возможность вспоминать о том, что такое трагедия Холокоста, столько сколько нужно. До тех пор, пока это не войдет в плоть и кровь каждого человека.
Александр Дроздов сказал, что это касается и памяти жертв ГУЛАГа. Может быть, иногда по утрам вместо гимнов всем нам надо слушать рассказы Варлама Шаламова. Потому, что это трагедии одного ряда. В Ельцин Центре горды тем, что нам доверили представлять эту выставку. Ее поддерживают тематические дискуссии, лекции и кинопоказы с участием учёных экспертов, авторов экспозиции Еврейского музея в Москве, преподавателей вузов и школьных учителей истории.
На открытии присутствовала полномочный министр, замглавы дипмиссии Израиля Керен Коэн-Гат. Она поблагодарила всех, кто участвовал в открытии выставки, всех, кто помогал проекту состояться, официальных партнеров мероприятия. Особые слова были сказаны в адрес Российско-еврейского конгресса и еврейских общин, которые будут участвовать в программе памятных дней. Отдельно Керен поблагодарила главного раввина Екатеринбурга Зелига Ашкенази за великолепную мемориальную службу. Губернатора и Ельцин Центр – за поддержку проекта. Она напомнила, что выставка была создана специалистами Мемориального комплекса истории Холокоста «Яд Вашем» к 70-летию со дня освобождения концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау и впервые была показана в штаб-квартире ООН 27 января 2015 года. Выставка побывала в 17 странах мира.
– Впервые выставка пересекла границу России, – сказала Керен Коэн-Гат. – Судьбы советских евреев – важная тема в мировой истории после падения железного занавеса. У нас появилась возможность исследовать судьбы солдат, воевавших против нацизма и их семей, оказавшихся на оккупированных землях. Впервые мы можем назвать их поименно. И тех, кто сражался в партизанских отрядах, и на передовой, и в лагерях смерти, являя беспримерные храбрость и мужество. Выставка также рассказывает о трагедии еврейских общин Европы. Последние живые свидетели Холокоста покидают нас. Именно такие выставки могут рассказать последующим поколениям о трагедии Холокоста. Мы должны задать себе вопрос, какие глубины памяти она затрагивает, и важен ли нам ее посыл. Ради тех, кто погиб, тех, кто подарил нам счастливую возможность собираться здесь, эта трагедия не должна повториться никогда.
Директор информационного центра ООН в Москве Владимир Кузнецов зачитал послание генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша к собравшимся.
Главный раввин Екатеринбурга и Свердловской области Зелиг Ашкенази прочел поминальную молитву.
В заключение торжественной церемонии открытия выставки «Шоа-Холокост. Как человек мог сотворить такое?» ведущая солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Ольга Семенищева исполнила арию Марты из оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка», в основе сюжета которой также лежат события времен Второй мировой войны.
В программу вечера вошел показ фильма «Последний полет Петера Гинца», рассказывающего историю мальчика из пражского гетто, противостоящего нацизму своим единственным оружием – умением писать и рисовать.
Визитной карточкой выставки стала фотография, сделанная в Риге в 1933 году. На ней восемнадцать девочек и семнадцать мальчиков второго класса в аккуратной гимназической форме. С ними двое преподавателей. Снимок сделан за семь лет до того момента, когда их мир рухнет. Из тридцати семи героев этой фотографии только семеро переживут Холокост.
29 января, в рамках программы выставки «Шоа-Холокост. Как человек мог сотворить такое?», прошёл круглый стол «Память о Холокосте».
Как сказал Олег Меламед, директор департамента экскурсионных программ московского Центра толерантности и Еврейского музея, правдивая информация, – это главное, что может дать музей каждому посетителю, будь то ребёнок или взрослый.
– Нас часто спрашивают, почему мы говорим только о геноциде еврейского народа? Ведь убивали в газовых камерах и сжигали в печах не только евреев, но и славян, и цыган, и представителей других народов, – отметил Меламед. – Есть много ответов на этот вопрос. Но мне нравится один – он всеобъемлющий, а дал его историк, профессор Давид Сазерани. Да, истребляли всех. И это большая трагедия. Но именно Холокост – единственный в истории пример уничтожения народа и по этническому, и по религиозному признаку. И под это была разработана специальная система уничтожения людей. И уникальность Холокоста именно в этом. Холокост бесконечен и не закончится до тех пор, пока хоть в одной голове остаётся мысли, что это было правильно и возможно. И про это обязательно нужно говорить. Нет никакой прививки от Холокоста. Мы просто не должны молчать.
Другой вопрос – как именно говорить об этой трагедии? Как подбирать слова, истории и правильный тон? Кто должен говорить о Холокосте с детьми, а кто объяснит взрослым важность это темы? По мнению Олега Меламеда, разговор с детьми можно вести как раз с помощью музейной педагогики и выставок, подобных открывшейся в Ельцин Центре экспозиции «Шоа-Холокост. Как человек мог сотворить такое?».
Модератор круглого стола, кандидат философских наук, киновед Лилия Немченко рекомендовала всем присутствующим обязательно посмотреть новый фильм екатеринбургского режиссёра Алексея Федорченко «Война Анны», как раз рассказывающий о Холокосте и только что получивший сразу несколько престижных наград на кинофестивалях – в том числе национальную премию Гильдии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за лучшую главную женскую роль для юной Марты Козловой и «Золотых Орлов» за лучший фильм года и лучшую режиссёрскую работу.
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова напомнила об опере Моисея Вайнберга «Пассажирка», впервые в России поставленной в Екатеринбурге в театре «Урал Опера Балет» и рассказывающей историю заключённой Освенцима польки Марты, которая через пятнадцать лет после войны встречает на теплоходе, идущем из Германии в Бразилию немку Лизу, работавшую в Освенциме надзирательницей.
– Я была одним из экспертов при подготовке спектакля к постановке, – рассказала Татьяна Мерзлякова, – и главными вопросами были – ставить или не ставить? Поймут или не поймут? Пойдут люди в театр или не пойдут? Тема сложная и тяжёлая. Я тогда говорила: и ставить, и пойдут, и поймут. Второй год идёт спектакль и не пустуют залы. Все всё понимают. Я, кстати, до этого совсем не знала историю «Пассажирки», и для меня лично это стало открытием и своеобразным уроком.
Подводя итоги круглого стола, президент Еврейской национально-культурной автономии в Свердловской области Михаил Оштрах ещё раз повторил, что замалчивать тему Холокоста ни в коем случае нельзя. И пригласил присутствующих на свою лекцию «История Холокоста как прививка от ксенофобии», которая состоится в Медиазале Образовательного центра 3 февраля.
Лекция Олега Меламеда "Как помнить и говорить о Холокосте? Музейный опыт"
В рамках параллельной программы выставки в Президентском центре Бориса Ельцина также запланированы встречи с представителями Свердловской ассоциации бывших узников гетто и нацистских концлагерей. Даты встреч будут объявлены дополнительно – следите за анонсами в разделе «Афиша».