В День государственного флага Российской Федерации, который отмечается 22 августа, Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге провёл марафон экскурсий в формате «Полная версия». Одна из них рассказала историю появления «Общей газеты» — яркого символа солидарности СМИ и общества в дни августовского путча.
«Общей газете» как уникальному явлению, объединившему в августе 1991 года журналистов 11 периодических изданий перед лицом угрозы государственного переворота, посвящена выставка в гостиной-библиотеке Музея Бориса Ельцина и обновлённая экспозиция витрины «История одного экспоната». Экскурсия, которую провёл руководитель научного отдела музея Евгений Емельянов, охватила эти локации.
— Чтобы понять феномен «Общей газеты», надо обратиться к началу эпохи перестройки, к первым радикальным изменениям в жизни советского общества, которые начало новое руководство страны — Михаил Горбачёв и его окружение, — отметил Емельянов. — Начавшаяся в 1987 году масштабная кампания по разоблачению преступлений и злоупотреблений сталинского и брежневского режима стала для страны стартом периода гласности, но предпосылки к нему появились годом ранее, когда сменились главные редактора некоторых центральных изданий. В частности, газету «Московские новости» возглавил выдающийся журналист Егор Яковлев.
Егор Яковлев после событий пражской весны лишился места главного редактора профессионального журнала «Журналист», однако перестройка позволила ему возглавить «Московские новости» и в короткие сроки сделать это издание флагманом гласности и одной из самых популярных газет страны.
В постоянной экспозиции Музея Бориса Ельцина есть фотография, где репортёр запечатлел очередь желающих познакомиться со свежим выпуском «Московских новостей», которая в те годы выстраивалась возле стенда газеты на Пушкинской площади. Секрет популярности издания был прост: «Московские новости» смело публиковали материалы, которые никто не решался поставить на свои страницы.
Так, именно в «Московских новостях» увидела свет в 1989 году предвыборная программа академика Сахарова — одного из лидеров демократов, которые в ходе выборов сумели получить серьёзное количество мест в Верховном Совете СССР. Их усилиями в 1990 году появился Закон о печати, который ввёл в Советском Союзе полноценную свободу слова и отменил советскую цензуру.
Благодаря этому законодательному акту в стране появилась уже совершенно новая независимая демократическая пресса. И таких изданий было немало: «Независимая газета», журнал «Столица», «Куранты», «Мегаполис-Экспресс». В 1989 году, ещё до выхода Закона о печати, появилась первая газета для предпринимателей — «Коммерсантъ», её создал и возглавил сын Егора Яковлева Владимир.
После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 году появляется выражающая позицию демократического руководства республики российская пресса — «Российская газета» и «Российские вести».
— Между тем, Советский Союз всё более погружался в тяжёлый кризис. Нарастали экономические проблемы, в союзных республиках всё сильнее разгорались межнациональные конфликты, — подчеркнул Емельянов. — Горбачёв полагал, что спасением для страны станет новый Союзный договор, превращавший СССР в своеобразное подобие Евросоюза. Однако далеко не все силы во власти склонялись к тому, чтобы Советский Союз столь радикально переродился, силовики жаждали возврата к прежним сталинским порядкам. Эта группа образовала Государственный комитет по чрезвычайному положению — ГКЧП. Не сумев добиться от Горбачёва согласия на отказ от подписания Союзного договора, его участники предприняли попытку государственного переворота.
Утром 19 августа 1991 года в Москву вошли части Советской армии и было объявлено, что Горбачёв не может управлять страной по состоянию здоровья, а власть переходит к ГКЧП. Официальные газеты опубликовали заявление путчистов, однако «Известия», в отличие от «Правды», дали высказаться и Борису Ельцину, возглавившему сопротивление. Другие издания оказались в сложной ситуации, поскольку в понедельник газеты в СССР обычно не выходили, свежие номера готовились к выходу во вторник.
— Вечером 19 августа стало ясно, что независимые издания в свет не выйдут. В Москве, где было введено чрезвычайное положение, разрешили выпускать только девять центральных газет, вся остальная печатная пресса оказалась под запретом. Журналисты сочли своим долгом сопротивляться незаконному перевороту, сопротивляться попыткам запрета свободной прессы. 20 августа в кабинете Егора Яковлева на Пушкинской площади собрались редакторы одиннадцати изданий и решили создать новое СМИ, назвав его «Общая газета». Через несколько часов после совещания это издание было официально зарегистрировано Министерством печати России.
Под первой редакционной колонкой «Общей газеты», которая называлась «Демократия должна уметь защищаться. Обращение редакторов запрещенных изданий», поставили свои подписи руководители «Мегаполис-Экспресса», «Московского комсомольца», «Российских вестей», «Российской газеты», журнала «Столица», «Курантов», «Аргументов и фактов», «Независимой газеты», «Комсомольской правды», «Коммерсанта», «Московских новостей».
Сотрудники редакций спешно снимали средства с банковских счетов и переводили их в наличную форму, искали типографии, которые согласились бы напечатать газету. Однако главной работой по выпуску «Общей газеты» занималась редакция «Коммерсанта», поскольку она была оснащена персональными компьютерами, позволявшими быстро верстать газету, а в случае попытки силового захвата можно было оперативно уничтожить всю информацию на электронных носителях.
Пока «Коммерсантъ» верстал первый номер «Общей газеты», другие издания стали выпускать материалы журналистов в виде размноженных на копировальных аппаратах листовок, которые также зачитывались при помощи звукоусиливающей аппаратуры из окон редакции «Московских новостей» на Пушкинской площади в Москве для вышедших на улицы жителей города. Эти листовки оперативно поступали защитникам Белого дома, протестующие клеили их на танки. В итоге первая версия «Общей газеты» увидела свет на четырех полосах в виде отпечатанных на ксероксе листков вечером 20 августа и раздавалась всем бесплатно.
Помимо редакционной колонки на первой полосе вышло официальное заявление Бориса Ельцина, сделанное специально для нового издания, где он утверждал: «Верю, честь и слава российского оружия не будет обагрена кровью своего народа!» В номере также были сводки из регионов, рассказывающие о том, что происходит на территории России, кто и как оказывает сопротивление путчу, досье на всех членов ГКЧП, комментарии военных о том, что командование среднего звена не было посвящено в планы заговорщиков.
После того как первый номер «Общей газеты» был свёрстан, встал вопрос, где его напечатать. Была найдена маленькая частная типография, оснащённая ротапринтным оборудованием. Отпечатанный там небольшой тираж вышел уже на шести полосах, поскольку был дополнен заметками из Белого дома и данными о передвижениях войск по Москве под заголовком «Кошмар, на улице Язов», который в духе газеты «Коммерсантъ» отсылал читателя к популярной тогда американской серии фильмов ужасов.
Готовые материалы журналисты высылали телефаксом в Ленинград, чтобы включить их в номер независимой газеты «Час пик», 20 тысяч экземпляров из 100-тысячного тиража которой появились в Москве в среду 21 августа. Именно там впервые была опубликована знаменитая фотография, на которой музыкант Мстислав Ростропович в Белом доме держит автомат заснувшего защитника демократии Юрия Иванова.
21 августа стало переломным днём в истории августовского путча, и именно тогда типография газеты «Красная звезда», выпускавшая «Коммерсантъ», согласилась напечатать уже полноценным тиражом на типографском оборудовании «Общую газету». На следующий день вышел её первый номер, вновь расширенный и дополненный уже материалами о победе над путчистами. Емельянов пояснил, что именно этот типографский экземпляр можно увидеть в музейной витрине «История одного экспоната».
После событий августа 1991 года издание «Общей газеты» было временно прекращено, но в апреле 1993 года Егор Яковлев объявил о выпуске первого номера возобновлённого издания, которое затем продолжало выходить до 2002 года.
— «Общая газета» ушла в историю, но её выход, история её создания и напечатанные там материалы остались ярким памятником журналистской солидарности, солидарности свободного слова, которая внесла важный вклад в поражение путча ГКЧП.