С 15 июля по 2 октября 2016 года в Арт-галерее Ельцин Центра — выставка «Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев» кураторов Ольги Свибловой и Анны Зайцевой. Выставка продолжает серию проектов МАММ, посвященных истории российской фотографии и истории России в фотографии. Под объединяющим грифом «школа» она представляет новокузнецких фотографов, полярных по своим мировоззренческим и эстетическим установкам.
Весной 2016 года выставка прошла в Мультимедиа Арт Музее (Москва).
Николай Бахарев — одна из самых значительных и таинственных фигур российской фотографии конца ХХ века. Провинциальный фотограф, создававший заказные портреты, с начала 1990-х становится одним из самых востребованных художников в России и за рубежом. Его работы участвуют в групповых и персональных выставках, попадают в музейные и частные коллекции; они были представлены в основной программе 55-й Венецианской биеннале и на Международных фотографических встречах в Арле в 2013 году.
Николай Бахарев родился в деревне Михайловка Алтайского края в 1946 году. Рано потерявший родителей и выросший в детском доме, он начал свою трудовую деятельность на Кузнецком металлургическом комбинате — том самом КМК, где в 1970-х-начале 1980-х годов работают штатными фотографами Воробьев и Соколаев. В 24 года, в 1970 году, Бахарев становится профессиональным фотографом в службе быта и формат «съемки на заказ» оказывается определяющим для его индивидуальной эстетики. Фотографии на заказ должны были нравиться клиенту. Поэтому Бахарев тщательно выстраивает композицию, позы, ловит моменты счастья и предельного самовыражения своих героев.
Цикл «Отношение» снимался на новокузнецких пляжах в конце 1980-х-начале 1990-х — когда рушился весь уклад привычной советской жизни и фотографы вынуждены были искать заказчиков самостоятельно. В частности, на пляжах, делая для отдыхающих снимки на память. Казалось бы обычные «пляжные» фотографии Бахарева стали классикой российской фотографии, портретом эпохи в момент ее исторического слома.
Творческий метод Бахарева состоит в эстетической дистанцированности от объекта съемки при полной включенности в момент создания композиции. Эта тактика была абсолютно нетипична для советской фотографии того времени. Можно сказать, что Бахарев снимает своих героев в эстетике наивного искусства или art brut, предельно нивелируя свое авторское вторжение, которое остается за кулисами и проявляется только в момент постановки, запускавшей механизмы самопрезентации персонажей.
Владимир Соколаев и Владимир Воробьев по своим мировоззренческим и эстетическим установкам оппонировали самому понятию «съемки на заказ», даже работая штатными фотографами на крупнейшем металлургическом предприятии СССР, режимном объекте — Кузнецком металлургическом комбинате. Им близка та линия развития фотографии, которая брала свое начало в движении фотолюбительства, появившемся на волне хрущевской оттепели в конце 1950-х-начале 1960-х годов. Здесь в фокусе оказывается прежде всего индивидуальность, внутренний мир конкретного человека, и эта линия противостояла канонам социалистического реализма, унифицировавшего конкретных людей до социальной общности — советского народа.
В 1978 году Воробьев, Соколаев и Александр Трофимов создают творческое фотографическое объединение «ТРИВА», которое два года спустя получает официальную регистрацию и становится первой в СССР зарегистрированной творческой группой фотографов.
Еще в 1960-е годы Министерство черной металлургии выпустило распоряжение об организации на всех крупных заводах кино- и фотостудий — для съемки идеологически выдержанных и качественных материалов о производстве. Такая студия появилась и на КМК — «КМК-фильм». Именно она и стала производственной базой группы «ТРИВА» — мощный кинофотокомбинат, обеспеченный всем необходимым осветительным и съемочным оборудованием, реактивами, фотобумагой. Участники группы снимали на территории огромного режимного завода, в который другим фотографам практически не было доступа. Группа стала устраивать уличные выставки — на заводских стендах в городе. За год существования приняла участие в 19 выставках, в том числе и зарубежных.
Но уже через год после регистрации по решению Кемеровского обкома КПСС группа была расформирована «за распространение идеологически вредных фотографий». Такой была реакция властей на попытку фотографов отправить свои снимки в Амстердам на конкурс World Press Photo. В 1982 году все участники «ТРИВА» были уволены с комбината, но Соколаев и Воробьев вскоре создали фотолабораторию на другом предприятии и продолжили работать вместе. По словам Соколаева, «оставшись без завода, мы вышли с «Лейками» на улицы родного города».
У фотографов «ТРИВА» была своя, последовательно и строго реализуемая, концепция фотографии, которая позволяет говорить об этих фотографах как о школе. Полное отсутствие постановочности, которая доминировала в официальном советском фотоискусстве. Строгое невмешательство в документируемое событие, отказ от искусственно созданной «художественности», печать полного кадра. Владимир Соколаев так описывал принципы и интересы группы:
«Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа (…) Съемка штатными 50-миллиметровыми объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение «окна в событие». Метод погружения в событие стал основным способом съемки. А чтобы подчеркнуть полноту документа, мы стали печатать со всего негатива, вместе с перфорацией. Через какое-то время от печати с перфорацией отказались — слишком «художественно», — а печать с полного негатива сохранили до сих пор…»
После увольнения с комбината фотографам закрывается доступ на официальные выставки и начинается работа «в стол». Большинство фотографий, которые можно увидеть на выставке, когда-то были доступны только узкому дружескому кругу фотографов — на квартирных выставках и в самиздатовских фотоальбомах. Теоретическое осмысление фотографии, критика происходила тоже в узком кругу: бывая в Москве, фотографы общались с Александром Слюсаревым, Валерием Щеколдиным, Владимиром Семиным, Юрием Рыбчинским.
Сегодня, тридцать лет спустя, к фотографам «ТРИВА» возвращается заслуженное признание. В 2013 году масштабную выставку «ТРИВА — фотоманифест пролетариата» подготовил Сибирский центр современного искусства. Она была показана в Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Кемерово.
Выставка «Новокузнецкая школа фотографии» продолжает ликвидировать пробелы в истории российской фотографии. Большую помощь в подготовке выставки оказал Владимир Соколаев, который на протяжении многих лет занимается сохранением, систематизацией и описанием творческого наследия группы «ТРИВА».
Выставка «Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев» пройдет с 15 июля по 2 октября в Арт-галерее Ельцин Центра.
Стоимость билета - 100 рублей.
К началу выставки приурочен тематический фотокросс. В течение двух дней, 16 и 17 июля, нужно фотографировать всё, что, на взгляд участников, соответствует трем темам фотокросса: «Отношение», «Перпендикулярно идущий», «За кулисами Ельцин Центра». Две первые темы отсылают к работам, представленным на выставке. Разрешается передвигаться любыми способами и использовать любые виды личного и общественного транспорта. По окончании фотокросса нужно сдать членам жюри максимум по 3 фотографии на каждую выбранную участниками тему (только в электронном формате). Прием фотографий производится по электронной почте art-gallery@ycenter.ru с 5 июля. Победители получат памятные подарки и призы.
Фотоконкурс в Instagram
с 5 июля 2016 по 31 июля 2016 года
«На пляже»
#мое_отношение и @yeltsincenter_gallery
#НовокузнецкаяШкола #ЕльцинЦентр #mamm
Арт-галерея Ельцин Центра предлагает вступить в диалог со знаменитой серией Бахарева «Отношение» и принять участие в фотомарафоне, размещая в своих аккаунтах в социальных сетях снимки на тему «На пляже». Для этого нужно сделать фото и опубликовать его в Instagram с хэштегами #мое_отношение #НовокузнецкаяШкола #ЕльцинЦентр #mamm, а также отметить аккаунт Арт-галереи в Instagram – @yeltsincenter_gallery.
Три участника конкурса, чьи фотографии больше всего понравятся жюри, получат памятные призы.
Николай Бахарев — один из самых значительных российских фотографов конца XX века, который с начала 1990-х годов становится востребованным художником в России и за рубежом. Его цикл «Отношение», представленный на выставке, снимался на новокузнецких пляжах в конце 1980-х — начале 1990-х. В фотографиях чувствуется свобода, эстетика, а главное — любовь.
В рамках выставки 15 июля также запланирован круглый стол круглый стол «Фотография как документ эпохи», на котором разговор пойдет о фотографиях, которые были сделаны в советское время, но выглядят не «по-советски»; о ключевых фотографах конца 1980-х; о различиях провинциальных и столичных школ, которые были в то время, и о том, можно ли говорить о существовании «новокузнецкой» школы фотографии.