В четвертый раз Ельцин Центр поддержал ежегодную всероссийскую акцию «Ночь музеев». С десяти часов утра 18 мая и за два часа 19 мая детские и взрослые программы посетило рекордное число горожан и гостей города – более пятнадцати тысяч человек.
Детскую программу только по специальным билетам-браслетам, бесплатным в дневное время, посетило более двух тысяч юных горожан. Специально для них в Год театра Музей Бориса Ельцина в зале Свободы затеял увлекательные мастер-классы «Свобода творчества: кукольные истории», где каждый участник старше четырех лет мог создать собственного персонажа – куклу из цветного фетра. И поучаствовать вместе с ним в театральном действии.
«Это будет не только для собачки домик! Это будет для киски, лягушки и собачки домик!», – поясняли маленькие кукольные мастера. В зале Свободы в этот день – настоящая творческая лаборатория, где основным материалом стал фетр. Зал наполнился детскими голосами, шуршанием бумаги, скрипом фломастеров. А также пронзительно синим небом огромного полотна картины Эрика Булатова и великолепным панорамным видом на историческую часть города, что и делает это пространство уникальным. Оно выбрано не случайно. Мастер-классы по изготовлению театральных кукол задумывались для детей, однако к своим чадам с удовольствием присоединялись родители. Последние не только подсказывали, какой выбрать цвет и как ровнее вырезать фигурку по контуру, но и сами с удовольствием брали в руки ножницы, шаблоны и клей. Отдельный маленький стол окружили мальчишки и девчонки помладше: они создавали персонажей и декорации уже из бумаги. Здесь царила непосредственная сказочная атмосфера. За беседой о любимых героях сказок не забывали о творчестве: каждому цыпленку, собачке и котенку успевали нарисовать дом, сад, а то и целый замок.
Трудившиеся за большим столом делали это с большим усердием и воодушевлением. Кукольная мастерская пополнялась бирюзовыми слонами, фиолетовыми совами, желтыми собаками, оранжевыми жирафами, красными лисами и нежно-розовыми поросятами. Фантазию никто не ограничивал. Как и полагается, в зале царила полная свобода творчества.
Здесь же в зале Свободы с самого утра заработал Театр кукол и актера «Пиноккио». Артисты знакомили юных посетителей музея с миром театра. Вместе с героями спектакля «Незнайка в стране невыученных уроков» совсем юные зрители отправились на поиски азбуки, которая обиделась на нерадивого хозяина и исчезла в неизвестном направлении.
Во время своего утреннего путешествия они встретили Федору из сказки Чуковского и рассеянного человека с улицы Бассейной из стихотворения Маршака. Вместе со зрителями Незнайка помог Федоре поймать посуду. И ребята дружным хором пересчитывали чашки, миски и тарелки. С рассеянным человеком малыши учились изображать кактус, ель и пальму. Им помогали включиться в игру артисты живого плана – Незнайка, Федора и человек рассеянный, и куклы – Ежик и Мышь. После спектакля дети знакомились с правилами поведения в театре. И немножко с историей театра. Теперь они знают, какими бывают куклы – петрушечными, тростевыми, планшетными или штоковыми марионетками. Дети и родители попытались сами управлять куклами Петрушки и Емели, Ежика и Мыши и поняли, что это совсем непросто. Всему надо учиться – даже играть в куклы. Но сегодня мир Театра кукол, полный тайн и чудес, стал им понятней и ближе.
Ночь музеев 2019 в Ельцин Центре
Видео: Александр Поляков
Днем школьников от 8 до 12 лет ждала популярная музейная игра «Ветер перемен». Специально к «Ночи музеев» ее театрализовали. В экспозиции участников встречали актеры театральной платформы «В Центре», исполняющие роли продавцов дефицитных товаров, пионерских вожатых и челноков с клетчатыми сумками. Образно артисты представили школьникам повседневную жизнь их родителей, бабушек и дедушек в 80-е и 90-е годы ХХ века. Они не только рассказали, но и показали, какую одежду носили, какую музыку слушали, чем занимались в свободное время, где проводили отпуск, как ходили в магазины и что могли купить россияне в эти годы. Все участники прочувствовали на себе «Ветер перемен»: с исторической достоверностью узнали о тех изменениях, которые происходили в обществе, какие свободы им были обретены, какие реальные возможности оно получило, как смогло этим воспользоваться.
В Арт-галерее подросткам предложили тематическую экскурсию по выставке «Юрий Рост. Люди». Она тоже была посвящена театру. Её провела руководитель пресс-службы Ельцин Центра Евгения Капитонихина. Четырнадцать фотографий в экспозиции представляют артистов театра и кино, музыки и балета. У каждой есть своя уникальная история, рассказанная автором на открытии выставки или представленная в текстах к фотографиям. Среди героев Роста: Галина Уланова, Евгений Мравинский, Резо Габриадзе, Тонино Гуэрра, Фаина Раневская, Иннокентий Смоктуновский, Зиновий Гердт, Сергей Юрский, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Марина Неёлова, Римас Туминас и Алиса Фрейндлих. Со многими Юрий Рост дружил. Он помнит каждую съемку, каждую публикацию. У него есть множество забавных историй, связанных с этими людьми. Например, с дирижером Мравинским. Его руки были так длинны и подвижны, что фотограф никак не мог поймать их в кадр. А тот в свою очередь никак не хотел отвлекаться от репетиции и позировать. Не помогли уговоры жены дирижера. В конце концов Рост спросил у маэстро, доволен ли тот репетицией. Мравинский ответил: «Да. Это моя работа. Я ею доволен». «Так почему же вы не дали мне выполнить мою работу?» – спросил Рост. После этих слов, признав их правоту, Мравинский еще некоторое время позировал Росту. Фотографии получились исключительные. Одна из них представлена на выставке. Она буквально «встречает» ее посетителей. Историй много. Некоторые остаются за кадром.
Зрителям всегда интересно, довольны ли сами герои своими фотографиями. Одна из историй рассказывает об этом. Алиса Фрейндлих не любит фотографироваться. Юрий Рост провел несколько часов, следуя за актрисой и пытаясь поймать нужное состояние. Прошло много лет, и одну из работ этой фотосессии, несмотря на то, что это вовсе не парадный портрет, выбрали для афиши юбилейного спектакля актрисы «Алиса». В кадре Фрейндлих отражается в нескольких зеркалах одновременно. Экскурсию с удовольствием «прошли» не только школьники, но и их родители, для кого герои Роста не просто история, но и кумиры их детства и юности. Экскурсии по выставке «Юрий Рост. Люди» формировались каждый час.
Взрослая программа «Ночи музеев» в Ельцин Центре стартовала спектаклем-медитацией «Снег». Театральная платформа «В Центре» принимала у себя на площадке Творческую инклюзивную студию из Казани «Э-моция». Спектакль по роману французского писателя Максанса Фермина в постановке Нели Суркиной рассказывает красивую историю о юноше Юко Аките, которому предстоит сделать сложный выбор в своей жизни. Однако сюжетная линия в первые же минуты действия отошла на второй план: зрители стали свидетелями изящного, тонкого, красивого пластического спектакля в стиле «буто» – современного японского танца. Его рассеянная пластика, движения, будто бы распадающиеся в пространстве, органичны для инклюзивного театрального коллектива. По-японски лаконичный, визуальный ряд завораживал зрителей: выбеленные лица, белоснежные кимоно, светящийся теплым белым светом фонарь в руке рассказчицы, белые цветы из шуршащей бумаги. В спектакле есть как застроенная хореография, так и элементы импровизации, но понять, где заканчивается одно и начинается другое, невозможно. Артисты поймали незримую волну, балансируя на которой, забыли о том, что в реальной жизни им нужны коляски и костыли. Был только магический танец, немногословный рассказ и шуршание цветов. Организаторы рассказали, что у спектакля есть две версии. В первой действие происходит на сцене. Во второй, которую представили в Ельцин Центре, благодаря особенностям сценической площадки театральной платформы «В Центре», зрительские места расположились вокруг действующих лиц. Артисты отметили, что такого близкого контакта с залом у них еще не было, но это их ничуть не смущало.
К «Ночи музеев» Музей Бориса Ельцина подготовил выставку «Революция в прямом эфире». Ее открытие состоялось в Круглом зале Ельцин Центра рядом с Образовательным центром. В экспозиции выставки уютно расположился небольшой сувенирный уголок с оригинальной фирменной продукцией, посвященной 30-летию Съезда народных депутатов СССР, который был созван в 1989 году. Кроме того специально к выставке была выпущена ограниченная серия коллекционных футболок с изображениями и цитатами главных демократов Перестройки: Сахарова, Лихачева, Ельцина и Собчака. Самая популярная цитата принадлежит первому президенту России: «Надо посоветоваться с народом!». После «Ночи музеев» строгие черные футболки с цитатами можно будет приобрести в сувенирном магазине Музея Бориса Ельцина.
Открывая экспозицию, директор музея Дина Сорокина рассказала, что выставка приурочена к 30-летию первого Съезда народных депутатов СССР, ставшему кульминацией горбачёвской «революции сверху». Съезд можно назвать «политическим театром» эпохи. Он открыл новые, ранее невиданные горизонты политической свободы, а прямые телевизионные трансляции, создававшие для граждан эффект участия, стали одним из символов эпохи. Специальные экраны в экспозиции транслировали основные моменты съезда. Например, речь Андрея Сахарова, занявшую два регламента: академика Сахарова освистывают, генеральный секретарь Михаил Горбачев требует отключить выступающему микрофон. Это реальная хроника событий, рассказывающая о том, как проходил съезд.
Первую экскурсию по выставке «Революция в прямом эфире» провел ее куратор Евгений Емельянов. Он рассказал, что тридцать лет назад в результате первых, альтернативных выборов в Кремле собрались 2250 депутатов, чтобы решать судьбу страны. В программе съезда предлагался пересмотр основ советской жизни: от захоронения Ленина до ликвидации руководящей роли КПСС. Впервые за долгие годы на съезде возникла легальная оппозиция действующей власти. Телетрансляции съезда сделали доступным новый, невиданный уровень свободы. Страна вернулась к обычной жизни лишь после окончания съезда, 10 июня 1989 года. Регионы ждали возвращения своих депутатов. Следуя по выставке, вслед за газетными публикациями, плакатами, документами, записками, телеграммами, Евгений рассказал о подлинной сути тех событий, которые стоят за ее экспонатами. Это и предвыборная кампания, прошедшая на местах, и основные события съезда, и общественная реакция на них.
Выставка продлится до 8 июня.
В музее проходили как традиционные экскурсии, так и тематические, подготовленные в рамках празднования Всероссийского года театра специально к «Ночи музеев». «Театральные лабиринты» посвящены театральной жизни города с момента открытия нового здания Театра оперы и балета в Екатеринбурге в 1912 году. Сегодня это никого не удивляет: театр чутко реагирует на исторические события, а потому его следы оседают в музее политической истории страны. Теперь постоянная экспозиция музея дополнена новыми экспонатами и историями о театре. Один из таких экспонатов – театральное кресло за номером 28А, изготовленное мебельным бюро братьев Тоннет в 1912 году. Это строгое венское кресло – абсолютный ровесник Театра оперы и балета имени Луначарского. Оно свидетель того, как театральная публика восприняла революцию 1917 года, какие спектакли шли в период безвременья, когда власть в городе переходила от красных к белым, как новые зрители – рабочие и крестьяне – встретили новость о казни царя Николая II.
Для тех, кто любит передвигаться по экспозиции самостоятельно, музей подготовил одноименную викторину-квест, во время прохождения которой участники узнают множество интересных фактов о театральной жизни города. Желающих пройти «Театральные лабиринты» оказалось так много, что теперь викторина-квест станет постоянной в музейной афише. Участники квеста искали ответы на вопросы в «Витрине подарков президенту», в «Лабиринте истории ХХ века», у «Стены Цоя», в интерьере «Советской квартиры», киоске «Союзпечати», определяли, какие артисты зачитывают главы Конституции РФ, и делятся мыслями о свободе. Квест проходил через все залы музея. Однако, успешно решив все задания, многие участники возвратились к началу экспозиции, чтобы изучить ее более внимательно.
Особенно многолюдно стало в музее, когда наступило время museum after hours (музей после закрытия – ред.).
Одним из главных событий стал фэшн-перфоманс от Музея Бориса Ельцина и винтажной станции «Шувакиш», презентующий настольную игру «Дефицит». Участники в процессе игры исследуют непростой потребительский опыт 70-80-х и отчасти 90-х годов. Среди посетителей музея дефилировали и поражали нарядами персонажи игры, доставленные из «закрытого» Свердловска: домохозяйка, любитель американских боевиков, модница, коллекционер винила и студентка филфака. Гостей встречали стихийные прилавки с бананами, «сникерсами» и другими, дефицитными в то время товарами.
Промо-бюро «Теснота» подготовило сопутствующую программу, воспроизводящую музыкальный ландшафт 80–90-х годов. В зале Свободы игравшие в «Дефицит» команды поддерживали диджеи: Петрик, Комаров, Jekka и Poko Cox.
После «Ночи музеев» игру «Дефицит» можно будет приобрести в сувенирном магазине музея.
В это же время в Атриуме состоялся концерт Олега Кострова – музыканта культовой группы «Нож для Frau Müller». С импровизированной эстрады прозвучали хиты и новые песни из альбома Teen-Hamlet. Зажигательная танцевальная музыка не оставила равнодушными молодых посетителей Ельцин Центра. Прямо в партере, среди пуфов и кресел, они устроили стихийное танцевальное «пати» под электронную музыку, которая «должна звучать громко». С ними согласились более взрослые поклонники проектов «Нож для frau Muller» и Supersonic Future.