В Год театра и ко Дню театра Музей Бориса Ельцина подготовил специальную экскурсию «Театральный лабиринт», на которую 26 марта были приглашены артисты Екатеринбургского академического театра оперы и балета.

Экскурсия посвящена театральной жизни Екатеринбурга-Свердловска — и начинается она у Стены подарков, где выставлена статуэтка «Золотого Эльфа», с которой связана удивительная история. Эльф — это воплощение первой независимой российской премии «Триумф» за достижения в области литературы и искусства.

9 января 2000 года в Большом театре поздравляли триумфаторов: писателя Василя Быкова, драматурга Александра Володина, дирижера Валерия Гергиева, артистов Марину Неелову и Вячеслава Полунина. Борис Ельцин лично хотел поздравить победителей. В антракте собрались в зале приемов, и директор Большого Владимир Васильев обратился к Ельцину с такими словами: «Ваш приход в политику был триумфальным, но не менее триумфальным стал уход из неё», — и вручил золотую статуэтку. Зал аплодировал стоя.

Ельцин со студенческих лет был театралом. Водил знакомство со многими артистами, знал театральную жизнь изнутри и, будучи первым секретарём обкома КПСС, гордился успехами свердловских театров.

Автор экскурсии Рамзия Галеева представила гостям музея театральное кресло, изготовленное мебельным бюро братьев Тоннет в 1912 году. Это строгое венское кресло — абсолютный ровесник Театра оперы и балета имени Луначарского. Оно свидетель того, как театральная публика восприняла революцию 1917 года, какие спектакли шли в период безвременья, когда власть в городе переходила от красных к белым, как новые зрители — рабочие и крестьяне — встретили новость о казни царя Николая II.

О победе большевиков и установлении Советской власти в Екатеринбурге было объявлено революционным исполкомом уже 26 октября 1917 года — там же в Театре оперы и балета. Первый советский сезон открылся 8 декабря 1917 года спектаклем «Аида».

В июле 1919 года в Екатеринбурге окончательно установилась советская власть.

7 ноября, во вторую годовщину Великого Октября, в Оперном театре давали премьеру по пьесе большевички Серафимы Дерябиной, чьё имя носит одна из улиц города, — «На заре новой жизни».

Летом 1924 года театральную жизнь города разнообразила американская танцовщица Айседора Дункан. Исполняя танец «Интернационал», артистка маршировала и дирижировала пением воображаемой толпы, потом бежала в глубину сцены и обнажала грудь, символизируя мать, кормящую народную стихию.

В 1925 году в Свердловск прибыла молодёжная студия МХАТ. Артисты участвовали в товарищеских волейбольных матчах, которые также проходили с большим аншлагом.

Театры прошли весь исторический путь вместе со страной. Театральных деятелей также репрессировали. Они выступали во фронтовых бригадах и госпиталях. Погибали на фронте. В Свердловске в эвакуации находились 25 театров, в том числе тот самый знаменитый МХАТ. Делили с горожанами скудный военный быт Иван Москвин, Алла Тарасова, Борис Ливанов, Михаил Яншин. И конечно, это повлияло на театральную жизнь города.

В Свердловск была эвакуирована семья Майи Плисецкой. 15-летняя балерина участвовала в концертах «Всё для фронта, всё для победы», которые завершались её неповторимым «умирающим лебедем». Самоходные орудия и танки отправлялись на фронт прямо от стен театра.

Экскурсия «Театральный лабиринт» в Музее Б.Н. Ельцина

Видео: Александр Поляков

В мирное время свердловские театры были известны далеко за пределами города и страны. «Что-то давно мы не были в театрах. Актёры обижаются!», — нередко говорил первый секретарь Свердловского обкома Борис Ельцин на заседаниях бюро. Ельцин присутствовал на всех премьерных спектаклях. Он считал, что артисты должны жить в шаговой доступности от рабочих мест. Помогал им получать звания и квартиры. Курировал строительство новых зданий и реконструкцию старых.

Новый ТЮЗ на Вознесенской горке открылся 4 ноября 1977 года. Красную ленту на открытии торжественно перерезал Борис Ельцин. Красную подушечку с ножницами держала актриса Любовь Ворожцова в образе Буратино. Ленточку, которую ей вручил Ельцин, она бережет как реликвию.

В мае 1978 года на гастроли снова приехал МХАТ во главе с режиссёром Олегом Ефремовым. Состав звездный: Андрей Попов, Иннокентий Смоктуновский, Марк Прудкин, Александр Калягин, Вячеслав Невинный, Евгений Евстигнеев, Андрей Мягков, Евгений Киндинов, Ангелина Степанова, Ирина Мирошниченко, Ия Савина, Нина Гуляева. Полный аншлаг в Оперном театре. В гастрольной афише — «Сталевары» по пьесе уральского драматурга Геннадия Бокарева. Производственную тематику называли конъюнктурной, но сценическая жизнь спектакля оказалась долгой, он был сыгран более 800 раз.

В 1979 году, после гастролей Большого театра, Ельцин настоял на реконструкции Театра оперы и балета. Лично проводил рабочие совещания на месте стройки. Привлекал к работам ведущие строительные организации Свердловска. Отделочные материалы и фурнитуру восстанавливали по образцам 1912 года. После рекордно быстрой двухлетней реконструкции Оперный зазвучал по-новому. Ему вернули исторический облик.

Артисты Театра оперы и балета живо откликнулись на малоизвестные факты из жизни родного театра, кое-что добавили от себя. В завершение экскурсии солисты Наталья Мокеева и Дмитрий Розвизев опробовали акустику Зала свободы — спели «Застольную» арию из оперы «Травиата». Экскурсовода поблагодарили аплодисментами. Премьера экскурсии «Театральный лабиринт» состоится в Ночь музеев и станет постоянной в афише музея.