Второй форум «Независимые Книжные и издатели», проходивший в Москве на Стрелке 9 и 10 июня, завершил работу. Форум проводился Альянсом независимых издателей и книгораспространителей при поддержке Президентского центра Б.Н. Ельцина.
Форум проходил в роскошном месте – на площадке Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», любезно предоставившего организаторам свои площади и возможности. А стрелка как таковая – это часть острова Балчуг между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. На острове расположены кинотеатр «Ударник» и легендарный Дом на набережной (Дом правительства), в комплексе которого находится Театр эстрады, а также бывшие корпуса кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (до революции – фабрика Эйнемъ). Здесь, на самом окончании стрелки высится нашумевший памятник Петру I работы Церетели. Здесь же, на острове, и уже знаменитая Болотная набережная. Для тех, кто не знает, сообщаем - территория стрелки от «Ударника» и Дома на набережной до 93-метрового Петра практически полностью переустроена. «Красный Октябрь» давно отсюда съехал, сейчас здесь архитектурные бюро, выставочные центры и галереи, художественные салоны и магазины, бары, кафе и рестораны. Говоря иначе – очень модное, престижное и популярное место.
В литературоведческих терминах все вышеописанное называется экспозиция. Сейчас пришел черед завязки и действующих лиц.
Форум «Независимые Книжные и издатели» (под независимыми книжными подразумеваются магазины) организован Альянсом независимых издателей и книгораспространителей. Альянс объединяет двадцать с небольшим книжных магазинов и около пятидесяти издательств. Книгоиздательские гиганты и гиганты магазины в Альянс нет входят. Для чего создавался Альянс? На этот вопрос когда-то ответил Булат Окуджава – «чтоб не пропасть поодиночке». Гранды-гиганты, несмотря на серьезный кризис отрасли, выживут, поскольку за ними мощь, тиражи с объемами, часто господдержка, а вот независимым гораздо сложнее. Им надо выживать. А для этого надо шевелиться: придумывать кратчайшую дорогу к читателю, новые формы привлечения, эффективные стратегии и прочая, прочая. Проблемам несть числа. И чтобы их решать, надо встречаться, обсуждать происходящее, делиться опытом, как успешным, так и негативным, чувствовать нерв, тенденции и быть в контакте, желательно личном.
Вот поэтому и собрался форум уже во второй раз. И Центр Ельцина его поддержал. Как сказал в своем приветственном слове исполнительный директор Центра Александр Дроздов, «одна из задач Центра Ельцина – поддержка русского языка и русской культуры. Сегодня мы четко понимаем, что в этом огромном пласте существуют проблемные точки, обозначение которых крайне важно для дальнейшего развития. В условиях современности книжная культура оказалась перед множеством вызовов». Организационным мотором организации и проведения форума стал пермский книжный магазин «Пиотровский» в лице его руководителей Дениса Корнеевского и Михаила Мальцева.
Много или мало сейчас читают книг? По данным главы Роспечати М. Сеславинского, на чтение книг наши люди тратят 9 минут в день. Цифра не радует. Во-первых, это в среднем. Во-вторых, ба-альшой вопрос – что читают? И, как представляется, цифра очень комплиментарная. В мировой издательской деятельности (это суммарный вклад всех наших издателей и переводчиков) русская литература занимает полтора-два процента. По свежим данным Левада-центра, за последний год книги, отпечатанные типографским способом, не читали вообще - 34 процента, не читали вообще электронных книг на е-ридере – 81 процент (это по поводу мифа, будто все бросились читать на «читалках»), не читали вообще на компьютере или планшете – 74 процента. Иными словами, читающих все меньше и меньше. Не станет ли в скором времени чтение книг таким же элитарным занятием как верховая езда или бальные танцы?
Как точно подметил Михаил Мальцев (магазин «Пиотровский»), «книготорговля – один из последних бастионов культуры и образования в стране. С образовательными интернет-ресурсами мы не конкурируем, а делаем одно общее дело, спасаем образование. Так же говорили, что электронная книга убьет бумажную. В любом случае она заняла свою нишу. Про это любят говорить те, кто вообще не читает. Для невежественного человека читающие книжки – это источник раздражения».
Важнейший момент – что читают. Именно выбор книг, конечно, не только художественных, говорит об умонастроениях в обществе. И вот эту линию обороны, эти бастионы, и держат независимые книжные магазины и издательства. Много ли их, достаточно для выполнения такой миссии? Маловато! В России 15 городов-миллионеров и всего 20 с небольшим независимых книжных магазинов и полста издательств. Если из этого количества вычесть московские и питерские – останется совсем немного. И все-таки они держатся! Но проблемы их душат!
В предыдущем материале о форуме мы уже написали о круглых столах, темах этих столов, их участниках, назвали многие магазины и издательства, принявшие непосредственное, активное участие в форуме. Сегодня сделаем акцент на проблемах, которые обозначили участники, и малоизвестных, но очень показательных и интересных обстоятельствах и деталях функционирования книжного мира (этим понятием можно объединить сферу жизнедеятельности независимых книжных издательств и книгораспространителей). Многие из них были зафиксированы и отражены в социологическом исследовании, проведенном по заказу Альянса независимых издателей и книгораспространителей и проведенном социологами во главе с Марией Гончаровой. Название исследования – «Что делают и о чем думают книготорговцы и издатели в России?». Исследование уникально: такого подробного и глубокого исследования книжной сферы не делалось давно. Оно дает картину реального положения дел в независимом сегменте книжной отрасли.
Исследование выявило множество удивительных, порой парадоксальных вещей. Но крайней мере просто любопытных. Например, знаете ли вы, какая категория населения наиболее часто покупает книги? В красноярском книжном «Федормихалыч» ключевой клиент – молодые мамы с высшим гуманитарным образованием до 30 лет. Они генерируют 80 процентов выручки. Хуже всего продаются/покупаются, по данным воронежского книжного клуба «Петровский», книги на политические темы и острой социальной направленности. При этом, чаще всего это те позиции, которые попадают в топ продаж московского книжного магазина «Фаланстер». Как парадокс объяснить? Необъясним! Страна большая: люди и вкусы очень разные.Вторая провальная тематическая позиция – книги по истории и филологии. Хотя в книжных других регионов ситуация может быть иная.
Большинство книжных магазинов, да и издательств нечетко представляют целевую аудиторию, своего читателя. Составить четкий портрет своего покупателя смог лишь уже упомянутый «Федормихалыч». Это интересно. Большинство покупающих (54%) – люди от 20 до 30 лет, женщин – 62%, мужчин - 38. Более часа в магазине проводят 31%, 5-10 минут – 22%. Меньше минуты проводят в магазине 4% (погреться зашли?). «ФМ» приводит гораздо больше характеристик, вникать в это интересно и увлекательно. Авторы исследования планируют его в скором времени опубликовать.
Отношения продавец - покупатель чаще всего выстраиваются интуитивно. Чаще всего набор книг в магазине определяется вкусами и интересами его владельца и слабым вниманием к аудитории.
Книги на какую тематику востребованы покупателем/читателем больше всего? Здесь довольно просто, можно догадаться. Это еда, фотография, урбанистика и, разумеется, звездные авторы.Огромная проблема, или даже клубок проблем – как завлечь читателя в книжный. Здесь каждый ищет (и часто находит) свою фишку/замануху. В этом ряду: презентации, видеоблоги, детские кружки, лектории, лекции, чай/кофе, встречи с писателями/переводчиками/художниками, чтение и обсуждение книг, языковые курсы, различные мастер-классы, спектакли, концерты, выставки. А тульский магазин «Корней Иванович» завел живого кролика. Работает!
Однако, работает не всегда. Целый год в «Пиотровском» собирался кружок анархистов, и они не купили ни одной книги.
Следующий ворох проблем – продвижение книг. Речь о хороших, многим нужных, качественных. И об этом был заинтересованный разговор на стрелке.
Традиционное «слушали – постановили» в нашем случае сформулировать нельзя. Уж очень разнообразна эта сфера. Тем более что - «Говорить о книготорговле как о бизнесе вообще невозможно, здесь не действуют обычные законы рынка, маркетинговые ходы и т.п. Это иная сфера, немного мистическая, - считает Ангелина Остащенко, основательница книжного магазина «Бакен» (Красноярск). – Как весь этот мир держится на плаву – мистика».Но главная задача выполнена. После форума сообщество независимых книжных и книгоиздателей стало более консолидированным, энтузиасты из разных уголков России встретились лицом к лицу. Хорошую почву подготовили организаторы и в нее легли очень неплохие семена. И плоды будут.
Заключительный материал про второй форум «Независимые книжные и издатели» получился почти целиком посвященным проблемам книжного мира – таково, к сожалению, положение дел. Но заканчивать на минорной ноте было бы не совсем правильно. Все таки разговор про величайшее изобретение человечества – печатную книгу, которое с успехом служит человечеству более полутысячи лет. Напомню два высказывания Максима Горького, давно уже ставших крылатыми. «Любите книгу – источник знаний» и «всему лучшему в себе я обязан книгам».