«Независимые книжные и издатели»: форум как способ выжить

11 июня 2015 г.
«Независимые книжные и издатели»: форум как способ выжить

Второй форум «Независимые Книжные и издатели», проходивший в Москве на Стрелке 9 и 10 июня, завершил работу. Форум проводился Альянсом независимых издателей и книгораспространителей при поддержке Президентского центра Б.Н. Ельцина.

Форум проходил в роскошном месте – на площадке Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», любезно предоставившего организаторам свои площади и возможности. А стрелка как таковая – это часть острова Балчуг между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. На острове расположены кинотеатр «Ударник» и легендарный Дом на набережной (Дом правительства), в комплексе которого находится Театр эстрады, а также бывшие корпуса кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (до революции – фабрика Эйнемъ). Здесь, на самом окончании стрелки высится нашумевший памятник Петру I работы Церетели. Здесь же, на острове, и уже знаменитая Болотная набережная. Для тех, кто не знает, сообщаем - территория стрелки от «Ударника» и Дома на набережной до 93-метрового Петра практически полностью переустроена. «Красный Октябрь» давно отсюда съехал, сейчас здесь архитектурные бюро, выставочные центры и галереи, художественные салоны и магазины, бары, кафе и рестораны. Говоря иначе – очень модное, престижное и популярное место.

В литературоведческих терминах все вышеописанное называется экспозиция. Сейчас пришел черед завязки и действующих лиц.

Форум «Независимые Книжные и издатели» (под независимыми книжными подразумеваются магазины) организован Альянсом независимых издателей и книгораспространителей. Альянс объединяет двадцать с небольшим книжных магазинов и около пятидесяти издательств. Книгоиздательские гиганты и гиганты магазины в Альянс нет входят. Для чего создавался Альянс? На этот вопрос когда-то ответил Булат Окуджава – «чтоб не пропасть поодиночке». Гранды-гиганты, несмотря на серьезный кризис отрасли, выживут, поскольку за ними мощь, тиражи с объемами, часто господдержка, а вот независимым гораздо сложнее. Им надо выживать. А для этого надо шевелиться: придумывать кратчайшую дорогу к читателю, новые формы привлечения, эффективные стратегии и прочая, прочая. Проблемам несть числа. И чтобы их решать, надо встречаться, обсуждать происходящее, делиться опытом, как успешным, так и негативным, чувствовать нерв, тенденции и быть в контакте, желательно личном.

Вот поэтому и собрался форум уже во второй раз. И Центр Ельцина его поддержал. Как сказал в своем приветственном слове исполнительный директор Центра Александр Дроздов, «одна из задач Центра Ельцина – поддержка русского языка и русской культуры. Сегодня мы четко понимаем, что в этом огромном пласте существуют проблемные точки, обозначение которых крайне важно для дальнейшего развития. В условиях современности книжная культура оказалась перед множеством вызовов». Организационным мотором организации и проведения форума стал пермский книжный магазин «Пиотровский» в лице его руководителей Дениса Корнеевского и Михаила Мальцева.

Много или мало сейчас читают книг? По данным главы Роспечати М. Сеславинского, на чтение книг наши люди тратят 9 минут в день. Цифра не радует. Во-первых, это в среднем. Во-вторых, ба-альшой вопрос – что читают? И, как представляется, цифра очень комплиментарная. В мировой издательской деятельности (это суммарный вклад всех наших издателей и переводчиков) русская литература занимает полтора-два процента. По свежим данным Левада-центра, за последний год книги, отпечатанные типографским способом, не читали вообще - 34 процента, не читали вообще электронных книг на е-ридере – 81 процент (это по поводу мифа, будто все бросились читать на «читалках»), не читали вообще на компьютере или планшете – 74 процента. Иными словами, читающих все меньше и меньше. Не станет ли в скором времени чтение книг таким же элитарным занятием как верховая езда или бальные танцы?

Как точно подметил Михаил Мальцев (магазин «Пиотровский»), «книготорговля – один из последних бастионов культуры и образования в стране. С образовательными интернет-ресурсами мы не конкурируем, а делаем одно общее дело, спасаем образование. Так же говорили, что электронная книга убьет бумажную. В любом случае она заняла свою нишу. Про это любят говорить те, кто вообще не читает. Для невежественного человека читающие книжки – это источник раздражения».

Важнейший момент – что читают. Именно выбор книг, конечно, не только художественных, говорит об умонастроениях в обществе. И вот эту линию обороны, эти бастионы, и держат независимые книжные магазины и издательства. Много ли их, достаточно для выполнения такой миссии? Маловато! В России 15 городов-миллионеров и всего 20 с небольшим независимых книжных магазинов и полста издательств. Если из этого количества вычесть московские и питерские – останется совсем немного. И все-таки они держатся! Но проблемы их душат!

В предыдущем материале о форуме мы уже написали о круглых столах, темах этих столов, их участниках, назвали многие магазины и издательства, принявшие непосредственное, активное участие в форуме. Сегодня сделаем акцент на проблемах, которые обозначили участники, и малоизвестных, но очень показательных и интересных обстоятельствах и деталях функционирования книжного мира (этим понятием можно объединить сферу жизнедеятельности независимых книжных издательств и книгораспространителей). Многие из них были зафиксированы и отражены в социологическом исследовании, проведенном по заказу Альянса независимых издателей и книгораспространителей и проведенном социологами во главе с Марией Гончаровой. Название исследования – «Что делают и о чем думают книготорговцы и издатели в России?». Исследование уникально: такого подробного и глубокого исследования книжной сферы не делалось давно. Оно дает картину реального положения дел в независимом сегменте книжной отрасли.

Исследование выявило множество удивительных, порой парадоксальных вещей. Но крайней мере просто любопытных. Например, знаете ли вы, какая категория населения наиболее часто покупает книги? В красноярском книжном «Федормихалыч» ключевой клиент – молодые мамы с высшим гуманитарным образованием до 30 лет. Они генерируют 80 процентов выручки. Хуже всего продаются/покупаются, по данным воронежского книжного клуба «Петровский», книги на политические темы и острой социальной направленности. При этом, чаще всего это те позиции, которые попадают в топ продаж московского книжного магазина «Фаланстер». Как парадокс объяснить? Необъясним! Страна большая: люди и вкусы очень разные.Вторая провальная тематическая позиция – книги по истории и филологии. Хотя в книжных других регионов ситуация может быть иная.

Большинство книжных магазинов, да и издательств нечетко представляют целевую аудиторию, своего читателя. Составить четкий портрет своего покупателя смог лишь уже упомянутый «Федормихалыч». Это интересно. Большинство покупающих (54%) – люди от 20 до 30 лет, женщин – 62%, мужчин - 38. Более часа в магазине проводят 31%, 5-10 минут – 22%. Меньше минуты проводят в магазине 4% (погреться зашли?). «ФМ» приводит гораздо больше характеристик, вникать в это интересно и увлекательно. Авторы исследования планируют его в скором времени опубликовать.

Отношения продавец - покупатель чаще всего выстраиваются интуитивно. Чаще всего набор книг в магазине определяется вкусами и интересами его владельца и слабым вниманием к аудитории.

Книги на какую тематику востребованы покупателем/читателем больше всего? Здесь довольно просто, можно догадаться. Это еда, фотография, урбанистика и, разумеется, звездные авторы.Огромная проблема, или даже клубок проблем – как завлечь читателя в книжный. Здесь каждый ищет (и часто находит) свою фишку/замануху. В этом ряду: презентации, видеоблоги, детские кружки, лектории, лекции, чай/кофе, встречи с писателями/переводчиками/художниками, чтение и обсуждение книг, языковые курсы, различные мастер-классы, спектакли, концерты, выставки. А тульский магазин «Корней Иванович» завел живого кролика. Работает!

Однако, работает не всегда. Целый год в «Пиотровском» собирался кружок анархистов, и они не купили ни одной книги.

Следующий ворох проблем – продвижение книг. Речь о хороших, многим нужных, качественных. И об этом был заинтересованный разговор на стрелке.

Традиционное «слушали – постановили» в нашем случае сформулировать нельзя. Уж очень разнообразна эта сфера. Тем более что - «Говорить о книготорговле как о бизнесе вообще невозможно, здесь не действуют обычные законы рынка, маркетинговые ходы и т.п. Это иная сфера, немного мистическая, - считает Ангелина Остащенко, основательница книжного магазина «Бакен» (Красноярск). – Как весь этот мир держится на плаву – мистика».Но главная задача выполнена. После форума сообщество независимых книжных и книгоиздателей стало более консолидированным, энтузиасты из разных уголков России встретились лицом к лицу. Хорошую почву подготовили организаторы и в нее легли очень неплохие семена. И плоды будут.

Заключительный материал про второй форум «Независимые книжные и издатели» получился почти целиком посвященным проблемам книжного мира – таково, к сожалению, положение дел. Но заканчивать на минорной ноте было бы не совсем правильно. Все таки разговор про величайшее изобретение человечества – печатную книгу, которое с успехом служит человечеству более полутысячи лет. Напомню два высказывания Максима Горького, давно уже ставших крылатыми. «Любите книгу – источник знаний» и «всему лучшему в себе я обязан книгам».

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.