«Непричёсанная» и волшебная – Москва Алёны Дергилёвой

14 апреля 2025 г.Андрей Жданкин
«Непричёсанная» и волшебная – Москва Алёны Дергилёвой

В Филиале Ельцин Центра в Москве на Малой Никитской 9 апреля открылась выставка городских пейзажей известной московской художницы, почётного члена Российской академии художеств, заслуженного художника России Алёны Дергилёвой – «Непричёсанная Москва».

На работах Алёны Дергилёвой (Елены Ивановны Дергилёвой) запечатлена Москва. Москва разная и разнообразная: уже навсегда ушедшая (порой деревянная и даже бревенчатая), уходящая и современная, иногда будто застывшая, остановившаяся во времени. В пространстве Вселенной художника нашлось место сталинским высоткам и доходным домам начала прошлого века, чудом сохранившимся барским усадьбам и храмам. С переулками, двориками, чебуречными, пельменными, рюмочными и кафе, чайными и столовыми, магазином «Одежда» и тысячей других примет времени. Где-то от стены отвалилась штукатурка, обнажив кирпичную кладку; вот водосточная труба, измятая временем и подростками; здесь с оконных рам облупилась краска, а сами окна не мыты давно. Город живой, очень знакомый, тёплый, при этом совсем не парадный, «непричёсанный».

Без людей любой город – мёртвый. Москва Дергилёвой вполне населена и москвичами, и приезжими, которых принято величать гостями столицы. «Каблуками стучат – по делам спешат». И все они (или почти все) очень любят собак. Редкий пейзаж, редкая работа художницы обходится без домашних животных.

Такую Москву – волшебную, неспешную, уютную, необычную, несмотря на максимальное сходство, надо разглядеть, она не открывается с наскока. Непременное условие – этот город и его жителей надо любить. Тогда его красота позволит себя увидеть. Елена Ивановна рисует Москву почти три десятка лет и справедливо заслужила любовь и признание, как у критиков, так и у публики. О чём говорят её выставки, неизменно проходящие с успехом, звания и профессиональные награды. Огромное количество людей год за годом с удовольствием приобретают календари Алёны Дергилёвой с городскими пейзажами Первопрестольной.

Причина творческого успеха объясняется просто: Елена Ивановна родилась в Москве, знает и любит свой город. Только любящий человек может так сказать: «Люблю сморщенные в свою особенную гримасу стены, прошитые тут и там проводами, изрешечённые сетью трещин, «оспинами», «родинками» и «бородавками».

Открывая выставку «Непричёсанная Москва», первый заместитель исполнительного директора Ельцин Центра Людмила Телень поздравила всех пришедших не только с прекрасной выставкой замечательного автора (к слову – сотрудничеству Ельцин Центра и Алёны Дергилёвой уже много лет), но и с тем отрадным обстоятельством, что московский филиал всё больше наполняется профессиональной жизнью. Поток москвичей и гостей столицы увеличивается, выставка Дергилёвой – уже четвёртая. Впереди – новые, на которые Президентский центр с радостью приглашает своих гостей.

У акварельных работ (городские пейзажи – виды Москвы) Алёны Дергилёвой много чудесных свойств. Детали, общая композиция, оживление-очеловечивание городского пейзажа реальными людьми делают каждую картину живой, полнокровной.

Ещё одно свойство картин Дергилёвой – они всегда очень точно «привязаны» по месту/к месту. На полотне – не образ места, здания, а реальный объект с точной «пропиской», с конкретными деталями, но нарисован так, словно это иллюстрация к волшебным сказкам. Художник Дергилёва – мастер подробностей, говорящих деталей. Елена Ивановна считает подробности и детали необычайно важными, поскольку они характеризуют время. На её пейзажах время всегда разное. Кажется, что работа написана лет 15 назад, но стоит присмотреться повнимательней и можно увидеть молодого человека на моноцикле. Наше время! Абсолютно точную временную привязку дают вывески. Недаром один из поклонников творчества Дергилёвой японский дипломат Томохито Исикава считает, что главный герой её работ не люди, животные или здания, а именно время. И сравнивает городские пейзажи с традиционным японским живописным жанром укиё-э. По его мнению, «работы Алёны Дергилёвой – укиё-э России прошлого и настоящего».

А можно сравнить пейзажи художницы с живописью малых голландцев. Имеется в виду то воздействие, почти терапевтическое, лечебное, которое они оказывают на зрителя. Поднимают настроение, уравновешивают, гармонизируют, от их созерцания на душе становится теплее. В энциклопедиях пишут, что отличительные черты малых голландцев – это «отточенность техники, ясность композиции, тонкая нюансировка деталей». Это же всё про работы Алёны Дергилёвой.

На вопрос – не беспокоит ли её, что заповедные места и уголки Москвы, которые изображены на её пейзажах, скоро просто закончатся, художница определённо сказала, что этого не боится, хотя процесс болезненный, но Москва – неисчерпаема. Появятся и появляются новые, не менее интересные и обаятельные места. Надо только ходить и рисовать с натуры, ходить и рисовать, сидя на маленьком складном стульчике. В разное время суток, в разное время года.

Кроме пейзажа Алёна Дергилёва много работает в жанре психологического портрета. Работы объединены в серии – «Портреты художников», «Наши старики», «Дети», «Говорящие», «Хорошее настроение». Всего – более трёхсот замечательных, характерных работ. Ещё одна из граней её таланта – графика, офорт. И в этой технике она работает очень много и успешно. Впрочем, это уже тема для других выставок.

Когда пишут о творчестве художника, то принято упоминать о том, в каких музеях находятся его произведения. Это некий показатель успешности. С этим у Елены Ивановны всё в порядке. Её работы находятся в Третьяковской галерее, музее Льва Толстого, Музее истории Москвы, в отделе графики Российской государственной библиотеки, частных собраниях в Европе, Азии, Америке, и, конечно, в России.

Интересная параллель. Выставка «Непричёсанная Москва» открылась в тот же день, что и самая первая в мире художественная выставка, публичная и светская. Случилось событие в 1667 году в Париже, во дворце Пале-Рояль. Это было правление знаменитого Людовика XIV («король-солнце»), учредившего Королевскую академию живописи и скульптуры.

Выставка Алёны Дергилёвой «Непричёсанная Москва» будет работать до 10 мая, с 12.00 до 20.00 по адресу Москва, ул. Малая Никитская, дом 12, стр. 1, этаж 2. Вход через магазин «Пиотровский». Вход свободный.

Другие новости

Инклюзия

«Земля в иллюминаторе»: сад фантастических растений

«Земля в иллюминаторе»: сад фантастических растений
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма — 2 апреля — Ельцин Центр в Екатеринбурге отметил открытием выставки инклюзивной художественной мастерской «А4» — «Земля в иллюминаторе».
25 апреля 2025 г.
Лекция

Елена Козьмина: фантастика как эксперименты с невозможным

Елена Козьмина: фантастика как эксперименты с невозможным
Почему научная фантастика не всегда научна? Кто на самом деле стоит у её истоков? И при чём здесь утопии, приключения и философия? Об этом рассказала в Ельцин Центре в Екатеринбурге Елена Козьмина — д…
20 апреля 2025 г.
Лекция

Экономика и демография: как прежде уже не будет

Экономика и демография: как прежде уже не будет
Влияние изменений численности и возрастного состава населения на ситуацию в экономике давно занимает умы учёных. О демографическом переходе и изучении его экономических последствий на лекции в Ельцин …
16 апреля 2025 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.
×