Названы победители конкурса пьес о 90-х

25 июля 2022 г.Татьяна Филиппова
Названы победители конкурса пьес о 90-х

В Ельцин Центре подвели итоги очередного конкурса пьес о 90-х «Зачем я это помню?». Жюри определило четырёх победителей. Третье место поделили два автора. Оргкомитет готовит церемонию награждения, которая состоится в августе.

Конкурс пьес о 90-х стартовал традиционно 1 февраля в День рождения первого президента России Бориса Ельцина и завершился 31 мая 2022 года. Он показал, что интерес к последнему десятилетию ХХ века не только не угасает, наоборот, растёт и становится более глубоким. Победители конкурса в этом году оказались более зрелыми в возрастном плане людьми. Их детство и юность пришлись на 90-е и, конечно, не только оставили след, но и сформировали личность.

Всего прислали на конкурс семьдесят шесть пьес. Помимо России, в конкурсе участвовали авторы ещё из восьми стран: Германии, Украины, Израиля, Белоруссии, Финляндии, Казахстана, Португалии, Узбекистана. Российские авторы представили Екатеринбург, Москву, Санкт-Петербург, Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток. Гендерное распределение среди авторов сложилось практически поровну. Тридцать семь авторов – женщины. Тридцать шесть – мужчины. Среди авторов были и состоявшиеся драматурги, но по решению команды отборщиков (ридеров – ред.) их произведения не вошли в шорт-лист. В возрастном цензе лидировала группа от тридцати до сорока лет. Затем авторы в возрасте старше шестидесяти. На третьем месте оказались те, кому от сорока до пятидесяти. Самому младшему участнику – восемнадцать лет.

За подробностями мы обратились к руководителю Театральной платформы «В Центре» Наталье Санниковой.

– Уже подведены итоги, известны победители. Как вам кажется, конкурс этого года отличался от прошлогоднего?

– На конкурс пьес было прислано меньше работ, чем в прошлом году, но авторы порадовали нас более серьёзным, аналитическим подходом в разработке темы. Например, детство победительницы конкурса Светланы Баженовой прошло как раз в 90-е годы, и она, как автор, просматривает глубокую связь того времени с событиями сегодняшнего дня. Она анализирует свои детские переживания и прослеживает, как под влиянием обстоятельств менялось сознание ребёнка, подростка, взрослого человека.

История Виктории Костюкевич, занявшей второе место, это тоже серьёзный анализ, попытка философского осмысления произошедшего.

В общем, мы получили несколько глубоких театральных текстов, с которыми хочется работать. Я думаю, что со временем качество текстов будет становиться только лучше. Что касается организационных моментов, то мы принципиально не стали оставлять прежний состав ридеров, полностью обновили его. Также мы обновили состав жюри. И они будут меняться каждый раз. В прошлом году в составе жюри у нас были в основном общественные деятели. В этом году мы пригласили профессионалов, тех, кто имеет отношение к театру, режиссуре, драматургии. Все они – признанные лидеры театрального сообщества.

– Напомните, кто вошёл в жюри в этом году?

– Марина Дмитревская – театральный критик и главный редактор «Петербургского театрального журнала»; Олег Лоевский, также театральный критик, директор фестиваля «Реальный театр»; Алексей Федорченко – кинорежиссер, сценарист, продюсер; и Людмила Телень – первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина. Выбор был непростой: четыре члена жюри первое место отдали четырём разным авторам. Поскольку мнения разошлись, то и обсуждения были долгими. В результате жарких споров у нас случилось не три, а четыре победителя.

– Как оценивались пьесы?

– Помимо общего впечатления оценивалось то, как построена пьеса, как она сконструирована или не сконструирована, читается ли на одном дыхании. Но даже у профессионалов оценка – это всегда дело вкуса и личных предпочтений.

– Как распределились места?

– Первое место и премию в пятьдесят тысяч рублей получит Светлана Баженова за пьесу «Слушай, пухлая, план такой...» Второе место и тридцать тысяч рублей получит Виктория Костюкевич за пьесу «Текст для театра: труд по снятию интеллектуальной порчи». Третье место поделили между собой Маргарита Кадацкая («Expertum Patronum») и Евгений Больдт («Молчи»). Денежный эквивалент они тоже поделят между собой и получат по десять тысяч рублей.

– Читка пьесы Светланы Баженовой уже состоялась. Будут ли читки других номинантов? И будет ли поставлена пьеса-победитель?

– Всё это находится в стадии принятия решений. До конца года мы прочитаем все четыре пьесы. А вот насчёт постановки спектакля, так, как это было с пьесой прошлогоднего победителя «Книга кодов и прохождений», это пока вопрос открытый.

– В прошлом году была феерическая церемония награждения, чего нам ждать в этом году?

– Церемония состоится традиционно в августе, будут приглашены все победители, им будут вручены денежные премии и памятные призы. Пригласим, конечно же, на несколько дней, познакомим с городом, Ельцин Центром. Светлана Баженова из Екатеринбурга, а другие авторы из Находки, Санкт-Петербурга. Нет смысла приглашать их на один день.

Какой будет церемония, мы поймём как только определимся с тем, кто будет её режиссировать. В прошлом году, вы помните, её ставили наши постоянные авторы Владимир Антипов и Алексей Забегин.

– Будут ли приглашены члены жюри?

– Обязательно, мы пока согласовываем даты. Все они занятые люди, как вы понимаете, это непросто. Пригласим и ридеров – всех, кто имел отношение к конкурсу пьес на разных его этапах, – подытожила руководитель театрального направления в Ельцин Центре Наталья Санникова.

Напомним, что в команду ридеров в 2022 году вошли:

  • Анна Банасюкевич – театральный критик, автор журнала «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Современная драматургия»
  • Владислава Куприна, – театровед, театральный критик, завлит МТЮЗа, педагог ГИТИСа. Член экспертного совета премии «Золотая маска»
  • Павел Руднев – театровед, театральный критик, арт-менеджер, автор книги «Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950–2010-е»
  • Алексей Сальников – поэт, писатель, автор романа «Петровы в гриппе и вокруг него», лауреат премии «Национальный бестселлер»
  • Наталья Санникова – руководитель Театральной платформы Ельцин Центра, театральный переводчик, лауреат премии Ассоциации театральных критиков
  • Алексей Синяев – драматург, лауреат конкурса современной драматургии «Кульминация» и ряда других конкурсов.

Другие новости

Конференции

Программа Всероссийской научно-практической конференции «1990-е: взгляд из XXI века»

Программа Всероссийской научно-практической конференции «1990-е: взгляд из XXI века»
22–24 ноября 2024 года в Музее первого президента России Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге пройдет вторая Всероссийская научно-практическая конференция «1990-е: взгляд из XXI века».
12 ноября 2024 г.
Концерт

Балет на музыку не для сцены

Балет на музыку не для сцены
Специальный кинопоказ балета L.A.D. на музыку Леонида Десятникова увидели екатеринбуржцы в Ельцин Центре. Его представил пианист и друг композитора Алексей Гориболь 10 октября. Перед кинопоказом гост…
8 ноября 2024 г.
Образование

Музейный мир и его секреты — школьникам

Музейный мир и его секреты — школьникам
Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге 21 октября собрал в своих стенах на занятие по музейному делу активистов школьных музеев Свердловской области. Ребята смогли посмотреть на экспозицию глазами профе…
7 ноября 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.