Образовательный отдел Музея первого президента России Бориса Ельцина подготовил выездные уроки в рамках проекта «Голосуй или проиграешь». Первыми участниками музейных интерактивных уроков-тренингов стали старшеклассники екатеринбургской гимназии №35.

Музейные уроки прошли у гимназистов восьмых и одиннадцатых классов 15 декабря. Эти занятия смело можно было бы назвать не только уроками истории и обществознания, но и в полной мере уроками демократии и гражданственности.

Восьмые классы узнали, как была устроена дореволюционная Государственная Дума I и II созывов, какую роль играли выборщики от четырех избирательных курий, как осуществлялось представительство различных сословий, в какой численности представителей оно выражалось, как происходило волеизъявление населения России. Не менее подробно были представлены номинальные и безальтернативные выборы в Советской России. Гимназисты ознакомились с образцами избирательных бюллетеней 1984 и 1991 годов, сравнили их и пришли к выводу, что несмотря на разницу в семь лет, они значительно отличаются друг от друга. Выборы 1991 года стали первыми демократическими выборами президента и вице-президента РСФСР: на оба поста было не менее шести кандидатов.

Оказалось, что гимназисты неплохо знакомы с выборами и 1991-го, и 1996 года – период, на который пришелся первый президентский срока Бориса Ельцина. Гимназисты с помощью педагогов музея комментируют, чем отметилось это время в новейшей истории России, какие важные в государственном масштабе события определили дальнейшую судьбу страны. Во-первых, в результате подписания протокола в Лиссабоне в мае 1992 года России перешло все ядерное оружие СССР. Соответственно, стратегические ядерные боеголовки были передислоцированы с территории Украины, Казахстана и Белоруссии в Россию. Во-вторых, Россия признана правопреемницей СССР и принимает на себя 61,34 процента внешнего долга, что составляет более 67 млрд долларов США. Еще одно важное событие: 6 ноября 1991 года начинает работать правительство Егора Гайдара, которое форсированно предпринимает реформы по переходу к рыночной экономике. Действия правительства не вызывают всеобщего одобрения в народе. Экономические реформы не популярны, что подрывает доверие к правительству и президенту. После вступления в силу закона о свободной торговле товаров становится больше, но и цены «взлетают» и становятся неподъемными. Параллельно с октября 1991 года начинается процесс приватизации – передачи государственной собственности в частные руки. Школьники вместе с педагогами попытались воспроизвести этот процесс. Они отмечают, что впервые право собственности на имущество дает гражданину возможность распорядиться им: продать, подарить, передать в наследство. Приватизация государственных предприятий способствует притоку средств в государственный бюджет и увеличению инвестирования предприятий со стороны акционеров. Заметно повышается эффективность производства.

Происходят и негативные процессы: многие руководители советских предприятий – «красные директора» – сумели приобрести собственность за бесценок, другие не смогли приспособиться к новым рыночным условиям и были вынуждены закрывать предприятия, что способствовало резкому росту безработицы в стране.

В 1993 году еще действует Конституция 1978 года, к которой приняты сотни поправок. Команда президента разрабатывает проект новой Конституции, с которым не были согласны ни Съезд народных депутатов, ни Верховный Совет РФ – законодательные органы страны. Затянувшееся противостояние президента и парламента приводит к конституционному кризису. Чтобы добиться принятия новой Конституции, президент принудительно распускает Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (58,43 процента голосов «за») принята новая Конституция Российской Федерации. Все эти сложные и противоречивые процессы, которые отметили школьники в ходе занятия, делают фигуру Ельцина крайне непопулярной. Его рейтинги падают.

Музей Б.Н. Ельцина в гимназии №35

Видео: Александр Мехоношин

Задача гимназистов – охарактеризовать ситуацию, в которой Ельцин принимает решение участвовать в выборах 1996 года: кто его основные конкуренты, почему он идет на выборы, в чем смысл лозунга «Голосуй или проиграешь», который становится лейтмотивом предвыборной кампании.

Вывод, к которому приходят гимназисты к концу урока: участие в выборах – персональная гражданская ответственность каждого россиянина, пренебрегать которой опасно и недальновидно.

Гимназисты одиннадцатых классов и вовсе самостоятельно провели небольшие предвыборные кампании, выбрали лидеров и их программы и попробовали аргументированно продвинуть своих кандидатов на выборах.

Ведущие – педагоги музея, авторы проекта «Голосуй или проиграешь» – зачитали биографии кандидатов. Участники разделились на группы, выбрав своего кандидата и его программу. Следует отметить, что и биографии, и программы принадлежали конкретным историческим личностям, которые когда-либо становились государственными и национальными лидерами – такими, как Шарль де Голль, Мао Цзэдун, Маргарет Тэтчер, Аугусто Пиночет, Че Гевара, Рональд Рейган. Правда, участники об этом узнали уже после презентации проектов. Собственно, в этом и заключалась интрига: понять, насколько кандидаты соответствовали своим программам, выполнили ли они обещания или обманули своих сограждан, чем отметились в истории своих стран. Многие плакаты, презентующие кандидатов и их предвыборные лозунги, показали, что гимназисты довольно поверхностно отнеслись к содержанию программ, то есть к зоне персональной ответственности граждан, что стало понятно, как только озвучили авторов программ. На вопрос, пойдут ли они на свои первые выборы, участники урока-тренинга ответили однозначно – пойдут. И прежде чем осуществить свой выбор, тщательно исследуют предвыборные обещания своих избранников.

Выездные уроки музея первого президента России Бориса Ельцина – это новый формат. Педагоги образовательного отдела могут подготовить уроки с эксклюзивным содержанием. В них присутствуют интерактивные элементы и элементы тренинга, что позволяет усвоить материал любой категории сложности. Играя, дискутируя, примеряя исторический опыт на себя, школьники усваивают самые трудные темы и задачи. Оживить историю, сделать ее привлекательной для изучения помогут научные сотрудники музея.

Сформулировать заявку, пригласить музейных педагогов в школу можно по телефону образовательного отдела Музея Б.Н. Ельцина: +7 (909) 005–53–35