Лев Рубинштейн: «При сочинительстве важна тишина»

16 октября 2017 г.Татьяна Филиппова
Лев Рубинштейн: «При сочинительстве важна тишина»

В Ельцин Центре в Екатеринбурге прошел концерт песен военных и послевоенных лет в исполнении поэта и публициста Льва Рубинштейна и оркестра Klezmasters.

В теплый воскресный вечер 24 сентября немало горожан – любителей российского шансона и городского романса – собралось послушать песни из репертуара Марка Бернеса, Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Вадима Козина и Петра Лещенко.

Лев Рубинштейн сразу предложил зрителям петь вместе с ним.

– Так обычно и происходит на наших концертах, если знаете слова, подпевайте, – сказал он. – При выборе репертуара я никогда не испытываю сомнений. Знаю точно, что песни 40–50-х годов ХХ века особенно любимы моими соотечественниками. В моем детстве они звучали из каждого репродуктора. Это песни на семьдесят восемь оборотов – их пели мои родители, их гости за праздничным столом. Под них я засыпал и просыпался. Мы поем их до сих пор и, как мне кажется, будем петь их дальше.

Живая музыка оркестра Klezmasters под управлением Льва Сандюка (гитары, скрипка, фортепиано и гобой) смешала русскую бесшабашность, цыганскую удаль, еврейский азарт и балканский задор. С первых нот возникло ощущение летнего вечера у эстрады-ракушки, где-то в парке или уголке старой Одессы, с ее неподдельным колоритом беспечности и притягательности.

Зрители подхватывали любимые песни: «Летят перелетные птицы», «Ты ждешь, Лизавета?», «Темная ночь», «В лесу прифронтовом», «Тучи над городом стали», «Дружба», «Майский вальс».

Концерт Льва Рубинштейна и оркестра Klezmasters в Ельцин Центре

Нехитрый немногословный конферанс Льва Рубинштейна казался особенно уместным. Главными героями вечера были песни, всенародно любимые, проверенные временем. Поэта спросили из зала: «Останется ли что-нибудь столь же прекрасное от нашего времени?». Лев Семенович пожал плечами: «Покажет время!».

Публика узнавала песни с первых звуков. После концерта долго не хотела отпускать артистов. Самому пожилому зрителю было девяносто лет. Он лично поблагодарил артиста и попросил подписать альбом.

Концерт Льва Рубинштейна и оркестра Klezmasters в Ельцин Центре

Рубинштейн становится постоянным гостем в Ельцин Центре, приезжает с концертами, спектаклями, дискурсами. Нам удалось коротко расспросить его о впечатлениях после концерта. Он извинился за тихий голос, сказал, что устал и постарается отвечать кратко.

– Вы в музее и Ельцин Центре не первый раз. Какое у вас впечатление?

– Сильное впечатление. Замечательный музей, один из лучших среди современных музеев. Ельцин Центр мне нравится по разным причинам. Меня приглашают сюда уже третий раз. Когда тебя ценят, когда ты нравишься, то и тебе это несказанно приятно. Я вижу, как много людей приходит сюда, как много проходит одновременно мероприятий. Поэтому он притягивает к себе самых разных людей – своим содержанием, креативностью, свободой.

– Бывали ли вы до этого в городе?

– Бывал, и даже еще в Свердловске. Поэтому мне есть с чем сравнивать. Город был мрачным, производил удручающее впечатление. Но люди, с которыми я общался и дружил, были замечательные. Сейчас – совсем другое дело, город бодрый, красивый, богатый.

– Вы много времени провели в книжном магазине «Пиотровский». Какие книги вас, человека пишущего, вдохновляют?

Сложный вопрос. Есть книги, к которым я постоянно возвращаюсь, и каждый раз они читаются по-новому. Например, роман «Анна Каренина», пьесы Чехова, рассказы Зощенко. Они и сегодня очень современны.

– Правда, что в 90-х вы вдруг перестали писать стихи?

– Я не перестал совсем, просто стал писать меньше. Как-то утратил мотивацию. Стал больше обращаться к эссеистике и прозе. Стихи писал от случая к случаю.

– Что чаще движет поэтом – эмоции или разум?

– Человек – существо разумное, но важно и то, и другое. Необходимо соблюдать баланс. Плохо, когда что-то одно начинает превалировать.

– С какими чувствами вы выходите на сцену?

– Абсолютно завишу от того, какие эмоции я улавливаю из зала. Бывают очень тяжелые залы, и хочется поскорее закончить. Но сегодня зал был очень хороший. Не сразу, но потихоньку раскачался. Подпевали совсем молодые люди. Это песни их бабушек и дедушек, но они до сих пор актуальны. Я сам вырос под эти песни, они звучали из всех окон в городе и на даче. Они меня вдохновляли, поэтому я не могу их оценивать.

– Что вы слушаете сейчас?

Очень разную музыку. Если работаю, то стараюсь обходиться без музыки. При сочинительстве важна тишина. Если отдыхаю или чем-то занимаюсь, предпочитаю классику. Есть у нее замечательное свойство – она не стареет и не надоедает.

– Ваши стихи на библиотечных карточках превратились в отдельный вид постмодернистской литературы. Продолжаете заполнять карточки, или теперь их заменяет Facebook?

Связь между ними есть, но она случайная. Когда я сам влез в социальные сети и стал их активным пользователем, для меня это было явлением не новым. То, что я делал в картотечных текстах и сейчас на своей страничке – это действительно похоже. В небольшом пространстве надо вместить одну мысль, одно высказывание. Для меня это продолжение той истории. В начале 90-х годов я выступал на поэтическом вечере, и меня одна молодая девушка спросила, как интернет повлиял на мою поэтическую манеру. Те, кто знал ситуацию у нас в стране, похихикали. Но я знал, что такое интернет, и решил отшутиться, сказав, что скорее я повлиял на интернет, чем он на меня.

– Баттл между реперами Оксимироном и Гнойным в августе стал одним из обсуждаемых событий. Как вы думаете, их поединки можно назвать поэтическими?

– Не хотел бы на основании одного поединка судить обо всем направлении. Для меня это явление интересное, хоть и довольно чуждое. Думаю, оно может развиться в отдельное искусство. Но это не поэзия, во всяком случае пока – нет.

– О чем вы пишете сейчас?

Пишу о том, чем живу. Издание не самоцель для меня. Если книга постепенно составляется из разных текстов, то издаю.

– Как скоро поклонники смогут вас увидеть?

Зовите. Приеду. Я – человек, легкий на подъем.

Другие новости

Лекция

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии
Об удивительной судьбе финского гражданина Ивана Антонова, который построил Городок чекистов, рассказал урбанист Никита Сучков – исследователь авангардной архитектуры, автор и руководитель проекта «Дни конструктивизма на Урале», основатель и руководитель Музея конструктивизма «Ячейка F», старший научный сотрудник Музея Москвы. Его лекция состоялась 7 августа в Арт-галерее Ельцин Центра в рамках событийной программы выставки «Как строилась советская власть»
13 августа 2019 г.
Выставка

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии
В Круглом зале Ельцин Центра в рамках фестиваля «Неделя японских искусств» 5 августа открылась фотовыставка Марии Голомидовой «Ночь в Японии».
13 августа 2019 г.
Лекция

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»
28 июля в Ельцин Центре выступила Залина Маршенкулова — ведущая телеграм-канала «Женская власть», создательница сайта Breaking Mad, участница кампании #нивкакиерамки. Она поговорила с аудиторией о феминизме.
9 августа 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.