Лариса Удовиченко: «Зрителя надо удивлять»

25 января 2019 г.Татьяна Филиппова
Лариса Удовиченко: «Зрителя надо удивлять»

Завершающим мероприятием 2018 года в киноклубе Ельцин Центра стал творческий вечер народной артистки России Ларисы Удовиченко. В программе «Любовью за любовь» актриса читала стихи любимых авторов, рассказывала о своем участии в фильмах, отвечала на вопросы зрителей.

Гостью представил бессменный ведущий киноклуба, член Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреат премии Москвы киновед Вячеслав Шмыров.

Актриса родилась в Вене в семье военного врача. Детские годы прошли в многочисленных гарнизонах, которые даже не имели названия, только номер военной части. После демобилизации отца семья осела в Одессе, где Лариса закончила школу.

За плечами актрисы более ста работ в кино и на телевидении.

Признание и слава пришли после выхода фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» в 1979 году. Удовиченко сыграла в нем роль Маньки-облигации.

Свой вечер актриса открыла стихотворением Фёдора Тютчева «Нам не дано предугадать...».

В жизни актера, продолжила Удовиченко, огромное значение играет случай. Случай свел ее с выдающимся советским режиссером Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым, и она благодарна уральской земле, где он родился и вырос. Ларисе повезло учиться в мастерской замечательных педагогов – Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Герасимов снимал своих студентов в картинах, открывая их для большого кино. В Свердловске снималась часть картины «Дочки-матери» – одна из первых лент, где снималась студентка Лариса Удовиченко вместе со своим мастером – Тамарой Макаровой.

Студенчеству предшествовала школьная жизнь в Одессе. Невозможно не заниматься творчеством, говорит актриса, когда живешь в этом солнечном, жизнерадостном, самобытном городе.

– Всегда мечтала быть актрисой, – признается Лариса. – Вероятно, в этом виноваты мои гены. Мама перед войной училась на актерском факультете. Она из Ленинграда. У нее не сложилось, но ее нереализованная мечта проявилась во мне. Я поступила в студию киноактера на Одесской киностудии и начала потихоньку сниматься.

В 1971 году школьницей дебютировала в короткометражке «Счастливый Кукушкин». С сакраментальной для каждого актера фразой «Кушать подано!» Лариса снялась в фильме Станислава Говорухина «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Увы, эту роль вырезали.

Лариса процитировала слова Михаила Жванецкого о том, что важно не только родиться в Одессе, но и вовремя оттуда уехать. К поступлению во ВГИК Лариса была готова. В школе киноактера она изучала историю кино, сценическую речь и движение.

Актриса прочитала стихотворение Эдуарда Багрицкого, которое готовила к поступлению «По рыбам, по звёздам проносит шаланду…».

В Одессе остались семья и родственники. Лариса Ивановна и сегодня часто бывает там. Сниматься в Одессе, говорит она, всегда большое удовольствие.

Герасимов не оценил талантов начинающей актрисы, а вот Тамара Макарова пригляделась к ней, нашла сходство с Мариной Влади и взяла на курс. Из амплуа лирической актрисы Удовиченко, благодаря своему мастеру, перешла в амплуа характерной актрисы, что существенно расширило ее диапазон. Тамара Федоровна относилась к студентке Удовиченко благосклонно, позволяла сниматься в кино, хотя в годы учебы это было категорически запрещено.

В фильм «Место встречи изменить нельзя» ее сначала пригласили на роль сержанта Синичкиной. Но ей хотелось сыграть Маньку-облигацию. Говорухин сказал: «Ну, какая ты Манька-облигация? Посмотри на себя в зеркало!». И отказал. Однако через несколько месяцев актриса получила телеграмму с приглашением на роль.

Роль проститутки, шутит Удовиченко, сыграла с перепугу. Очень помогли партнеры по фильму Конкин и Высоцкий. Они ей подыгрывали, задавали тон. Особенно Владимир Высоцкий, просвещал по части специфических жестов. В результате роль оказалась едва ли ни визитной карточкой актрисы.

Актриса рассказала, что всегда очень любила Ленинград. Это и родной город ее мамы, и родни там до сих пор много. Бабушка умерла во время блокады, а отец был врачом на Ладожской трассе. Он спас от голода и маму, и ее брата, и тетушку – подкармливал всю семью. Дошел до Берлина без единой царапины и после войны разыскал, понравившуюся ленинградскую девушку, и женился на ней. В Ленинграде снимался фильм Игоря Масленникова «Зимняя вишня», с которым у актрисы связано много воспоминаний. Затем «Зимняя вишня 2», «Зимняя вишня 3». Актриса поделилась с участниками киноклуба новостью: недавно начали снимать четвертый фильм, отсняли несколько сцен, но пока неясно – будет ли продолжение.

Актриса посетовала на то, что ей часто приходилось играть «коварных разлучниц и богатых «фифочек». Однако судьба преподносила и интересные роли. От ролей откровенных «мерзавок» отказывалась. На довод о том, что актер должен играть все, она отвечала, что ей не интересно играть Чикатило.

В Санкт-Петербурге поделилась актриса, ее всегда захватывала особенная атмосфера этого города. Там она полюбила поэтов Серебряного века. И сегодня со сцены с большим удовольствием почитала зрителям лирические стихи Александра Блока, посвященные женщинам.

– Мне всегда везло на встречи с талантливыми людьми, – продолжила актриса. – Это и встреча с Леонидом Филатовым в фильме «Успех». Потом Леонид пригласил меня сниматься в свой фильм «Сукины дети». Я снималась у Михаила Швейцера в «Пире во время чумы» из цикла «Маленькие трагедии». В нескольких фильмах Станислава Говорухина. В его детективном сериале «Женская логика». Успех зависит от того, какой подбирается ансамбль, от культуры режиссера, его образованности. И в этом смысле мне попадались удивительные люди.

Детективная тема продолжилась в сериале «Даша Васильева. Любительница частного сыска». Продюсер Игорь Толстунов принес Ларисе два романа Дарьи Донцовой. Сказал, что если понравится, то они готовы попробовать ее в главной роли. Актриса не была любительницей легкого детективного чтива, но постепенно погрузилась в историю Даши и стала покупать книги Донцовой одну за другой. Ей понравилась ее героиня, ее мягкий интеллигентный юмор, легкая бесшабашность. Трудность состояла в том, что снимались одновременно три фильма, у которых были три разных режиссера и приходилось успевать у всех троих. Но это обеспечило актрису работой на несколько лет.

Лариса Удовиченко рассказала о своих работах в озвучивании фильмов и мультфильмов. Ее партнерами в озвучивании были и Алексей Петренко, и Николай Караченцов. Она подчеркнула, что никогда не отказывалась от этих предложений, они ей были по-своему интересны.

Актрисы рассказала о своем участии вместе с Людмилой Гурченко в антрепризном спектакле «Похищение Сабинянинова» режиссера театра и кино, представителя новой драмы Петра Гладилина. О том, какой была Людмила Гурченко, о забавных эпизодах, которые случались с ними во время гастролей.

Ведущий расспросил актрису, какое впечатление на нее произвело знакомство с Высоцким. Лариса честно призналась, что к моменту знакомства она не понимала масштаба личности поэта Высоцкого, поэтому у нее не было пиетета по отношению к нему. Актер он был замечательный, очень работоспособный. Человек простой, без позы, внимательный к коллегам.

Накануне съемок ее сцены в фильме «Место встречи изменить нельзя» (съемки проходили в Одессе) Говорухин посмотрел на цветущую Ларису и сказал: «Тебе бы хорошо ночку не поспать!». Лариса сообщила об этом своим партнерам по сцене, и они вместе провели бессонную ночь, перетекая из одного заведения в другое. Наутро вид у всех был удручающий. Высоцкий заварил актрисе редкий по тем временам чай «Эрл Грей» из жестяной коробки. Владимир Семенович был творческим человеком. Он даже написал для Маньки-облигации куплеты с жаргоном. Говорухин попросил ее напеть, но в силу того, что вокальные данные оставляли желать лучшего, решили от этой идеи отказаться, но автограф Высоцкого остался.

Вечер сопровождался кадрами из известных фильмов, в которых участвовала актриса. Зрители аплодировали любимым фильмам. После кадров одного из первых российских сериалов режиссера Евгения Матвеева «Любить по-русски», ее спросили, как ей работалось с Никитой Джигурдой, действительно ли он такой «сумасшедший», каким его преподносят СМИ?

Лариса Удовиченко гордится своей профессией, считает ее одной из самых сложных и одухотворенных. Она припомнила академический пример, который часто приводят театральные педагоги. Когда мхатовские старики собирались перед началом репетиций очередной премьеры. Первый вопрос был таким: «Чем зрителя будем удивлять?». И это правильно, убеждена актриса, зрителя надо удивлять.

Вечер прошел в теплой, дружеской атмосфере. Зрители не хотели отпускать актрису. Несколько раз назначался «последний» вопрос, который также сопровождался аплодисментами.

Незадолго до своего творческого вечера Лариса Удовиченко посетила Музей первого президента России Бориса Ельцина и коротко поделилась своими впечатлениями о нем.

Другие новости

Лекция

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии
Об удивительной судьбе финского гражданина Ивана Антонова, который построил Городок чекистов, рассказал урбанист Никита Сучков – исследователь авангардной архитектуры, автор и руководитель проекта «Дни конструктивизма на Урале», основатель и руководитель Музея конструктивизма «Ячейка F», старший научный сотрудник Музея Москвы. Его лекция состоялась 7 августа в Арт-галерее Ельцин Центра в рамках событийной программы выставки «Как строилась советская власть»
13 августа 2019 г.
Выставка

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии
В Круглом зале Ельцин Центра в рамках фестиваля «Неделя японских искусств» 5 августа открылась фотовыставка Марии Голомидовой «Ночь в Японии».
13 августа 2019 г.
Лекция

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»
28 июля в Ельцин Центре выступила Залина Маршенкулова — ведущая телеграм-канала «Женская власть», создательница сайта Breaking Mad, участница кампании #нивкакиерамки. Она поговорила с аудиторией о феминизме.
9 августа 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.