Катерина Гордеева: «Хочу понять, почему человек в мирное время идёт воевать»

28 февраля 2020 г.Татьяна Филиппова
Катерина Гордеева: «Хочу понять, почему человек в мирное время идёт воевать»

В Ельцин Центре 21 февраля журналист Катерина Гордеева представила свой новый фильм в рамках проекта #ЕщеНеПознер – «Афган. Человек [не] вернулся с войны».

Вывод советских войск из Афганистана завершился 15 февраля 1989 года. За десять лет войны в ней погибли 15051 советский военнослужащий. Десятки тысяч стали инвалидами. Судьба тех, кто вернулся, оказалась незавидной. Фильм рассказывает о вернувшихся, но продолжавших воевать, – теперь уже в собственной стране.

– Эти скобки в названии фильма для меня принципиальны, – подчеркнула автор фильма. – Потому что я до конца не понимаю психологию моих героев: они вернулись с войны, или нет?

Война всегда была рядом, рассказала Катерина зрителям, пришедшим на премьеру фильма. В детстве, которое проходило в Ростове-на-Дону, она жила напротив воинской части, где проходили подготовку призывники. Она помнит, как военный городок в один миг опустел. Воинскую часть отправили в Афганистан. Это первая большая война в мирное время, про которую современники и ровесники новобранцев не знали ничего. Сначала говорили, что это наш интернациональный долг. Потом – что нельзя допустить американские «Першинги» к нашим границам. И, в конце концов: «Мы вас туда не посылали…».

Фильм начинается с удивительной истории, которая случилась в Екатеринбурге. Именно это обстоятельство сделало уральскую столицу главной площадкой для съёмок. О захвате домов рассказал писатель Алексей Иванов в романе «Ненастье». Читая роман, Катерина была уверена, что Иванов историю выдумал. А она оказалась настоящей, и это её потрясло настолько, что она решила рассказать о молодых ребятах, которые вернулись с войны в другое государство, где всё по-другому: бандиты, кооперативы и всеобщая растерянность.

Родина не поблагодарила и не дала никаких льгот. Родина откупилась акцизами в виде льготных тарифов на торговлю табаком, алкоголем, редкоземельными металлами и иномарками. Фактически государство толкнуло афганцев в криминальную среду, где каждый коммерсант хотел к ним прилепиться. Афганцы были отчаянными людьми, умели обращаться с оружием, но не умели договариваться и уступать, как положено в мирной жизни. Эти факторы и привели к событиям, о которых рассказывает фильм.

Вместе с режиссёром на вопросы зрителей отвечали Пётр Магдалина – участник афганской войны и свидетель захвата домов на Таганской, сегодня бизнесмен; и Ольга Есина – дочь майора десантных войск Александра Есина, погибшего в Афганистане в 1984 году. Они тоже герои фильма. Катерина Гордеева просит присутствующих в зале прежде всего обращаться к ним. В зале много афганцев, членов их семей и горожан, непосредственных свидетелей событий 90-х.

Они не понаслышке знают историю лидера афганцев Владимира Лебедева – человека храброго, безрассудного, с обострённым чувством справедливости.

В фильме историю воинов-интернационалистов рассказывает писатель Алексей Иванов, который хорошо известен завсегдатаям Ельцин Центра он – представлял здесь роман и сериал «Ненастье». О том, как афганцы поначалу создавали качалки, пытаясь снять посттравматический синдром. Потом их стали привлекать для охраны объектов. Потом они сами стали «крышевать». Афганская группировка в Екатеринбурге была влиятельной и известной далеко за пределами региона. О том, что происходило с афганцами в 90-е, Иванов довольно подробно описал в другой своей книге – «Ёбург».

Лебедев возглавил созданный в 1989 году первый в России свердловский Союз ветеранов Афганистана. Союз поддерживал семьи военнослужащих, бывших афганцев или погибших в Афганистане.

В 1992 году воинам-интернационалистам пообещали бесплатно выделить квартиры на Эльмаше – окраине Екатеринбурга. Но обманули. Город начал продавать квартиры тайком по коммерческим ценам. И тогда афганцы захватили дома №55 и №57 по улице Таганской. Поселили в новостройках без отделки свои семьи и стали держать оборону. Власти пытались поднять екатеринбургский ОМОН, но те не пошли против своих. В ОМОНе тоже было много бывших афганцев. Тюменский ОМОН тоже не пошёл против своих. Так афганцы выиграли схватку.

В новейшей истории России, утверждает автор фильма, это вообще первый и единственный прецедент, когда люди «отжали» у государства то, что принадлежало им по праву. Ключевой фигурой противостояния с властью был Владимир Лебедев. Только он мог организовать такое количество самых разных людей.

В фильме рассказывается, что Лебедеву не простили эти два дома: пришли в офис с облавой, подкинули наркотики, обвинили в изнасиловании, посадили в тюрьму. Сидя в тюрьме, он баллотировался в депутаты. И если бы не погиб, то мог бы им стать. У него была сумасшедшая популярность. Но он так и остался в 90-х.

Не только Лебедев, многие не смогли встроиться в мирную жизнь. Участвовали в чеченских событиях, воевали в Сирии, поддерживали ДНР. Более того, многие говорят, что война и армейское братство стало самым счастливым временем для них. Герой Афганской войны профессиональный военный Леонид Хабаров в конце фильма поясняет, почему это время стало счастливым для него: «Потому что другого счастливого времени не было».

У Хабарова двое сыновей – оба военные. Прошли Чечню. Один потерял ногу в бою. Он спокойно говорит: «Кто-то должен Родину защищать!?»

Для автора осталось загадкой, почему люди, вернувшиеся с войны, не могут включиться в мирную жизнь, почему продолжают воевать. И отчего на войне им лучше, легче и понятнее, чем в уютных, теплых домах в мирное время.

Обсуждение фильма Екатерины Гордеевой «Афган. Человек [не] вернулся с войны» в Ельцин Центре

В интервью для сайта Президентского центра Б.Н. Ельцина Екатерина Гордеева рассказала, почему взялась за эту тему:

– Я много думала, откуда в нашей стране берутся люди, которые в мирное время идут воевать. С одной стороны, многие сегодня одержимы темой патриотизма. С другой – мне кажется, это никак не связано с патриотизмом. Человек в чужой стране воюет за чужих людей. При этом его родные люди оказываются брошенными. Ещё мы одержимы идеей, что тот, кто не умеет держать руках оружие, тот не мужчина. Я категорический противник этой концепции. Но мне хочется понять, откуда это берется. Поколение молодых ребят, которые пошли в Афганистан – это первое поколение не воевавших советских людей. Вернувшийся с войны в Афганистане сын и своему отцу поколения оттепели мог сказать: «Что ты делал в мои годы? Песни под гитару пел? А я воевал!». Это право сильного, того, кто воевал, передаётся по эстафете. Многие воины-интернационалисты воевали в Чечне, Грузии, Таджикистане – во всех горячих точках бывшего Советского Союза. Те, кто по возрасту моложе, воевали в Сирии и на Донбассе. Я хочу понять, почему человек в мирное время берет оружие и идет воевать, если его семье и Родине ничего не угрожает. Он оттуда возвращается с войной в голове. Это происходит из поколения поколение, начиная с Афганистана. Поехать добровольцем на очередную войну может любой, потому что существует культ силы, культ военного человека. Не профессионального военного, который прекрасно воспитан и образован, а военного человека, который просто умеет стрелять.

– Вам удалось ответить на эти вопросы?

– Скорее нет, чем да. Я ответила себе на многие другие вопросы. Например, откуда взялась эта травма, которая тоже передаётся из поколения в поколение вместе с войной. Что случилось с воинами- афганцами, когда они вернулись в совершенно изменившуюся и нищую страну, где их никто не ждал. Всё, что они получили в ответ на свои раны, ордена и медали, страшное знание о войне, это ответ: «Мы вас туда не посылали!». Потом они получили 90-е, в которых они были никому не нужны и абсолютно бесправны. Они были вынуждены бороться за жизнь в других, мирных условиях. И они боролись, имея в виду свои военные знания. Кого-то это действительно спасло. Как раз в Екатеринбурге мы имеем довольно странный пример, когда люди, у которых всё отняли, пошли и взяли своё. Надо ли так поступать в мирной жизни? Наверное, нет, но у них не было другого выхода. Опыт Екатеринбурга нигде не был повторён. Но он крутой, в том смысле, что люди объединились. Потом их всех растоптали по отдельности, как Лебедева, который стоял во главе этой истории.

Совершенно его не сакрализирую. Убеждена, что там много чего было, о чём, может быть, даже и не нужно рассказывать. Но он же не сам по себе таким стал. Он таким вернулся с войны с идеей афганского братства и того, что они имеют право. Вместо того, чтобы послать детей в садики, дать пенсии и льготы, страна дала им акцизы, чем фактически толкнула их в ОПГ. Дар данайцев, чудовищный по своей сути. Это и были 90-е, в которые они вернулись. Непонятно, чем закончилась бы эта война, если бы у Горбачёва не хватило бы силы воли или решимости, или миролюбия завершить её. Потому что мы продолжали строить социализм с человеческим лицом, и единственный, кто этого требовал, был академик Сахаров. Выводили войска, как и вводили, никому ничего не объяснив. Воевали непонятно за что, непонятно как, без цели, без стратегии. Задним числом объяснили, что защищали южные рубежи Родины, противодействовали американцам.

Один из героев фильма говорит, что армия устала без войны. Возможно, и сегодня таким образом мы поддерживаем себя в боевой готовности, экспериментируем с новыми видами вооружения. Но хорошо бы, чтобы экспериментировали те, кто хочет. Чтобы это не происходило за счёт простых людей и их семей. Мы знаем очень мало историй о детях высокопоставленных чиновников, которые воевали в горячих точках. Они есть, но их очень мало. Екатеринбург оказался центральным местом событий в фильме про Афганистан. Но я знаю, что и в Чечне гибло много уральских парней. Несопоставимо с московским масштабом. Та же история с Петербургом. Из него призывали меньше, чем из Ленинградской области. Дети тех, кто принимал решение, не страдали от этих решений. Страдают всегда простые люди.

– В фильме присутствует Алексей Иванов, который действительно много писал про афганцев. Ваше видение совпало с тем, что вы читали, что вам рассказывали.

– Читая Иванова, я вообще не думала, что это правда. Вчера была на вечеринке, где в основном были ребята, рождённые после 1991 года. Мы обсуждали 90-е. Относиться романтически к 90-м может только человек, которому в тот момент было 10–12 лет. Когда ты подросток, и на твоих глазах рушатся все запреты. И вроде бы всё можно. У тебя нет денег на жвачку «Дональд», но ты знаешь, что она существует. А не только эта пластилиновая – малиновая и апельсиновая. В тот момент взрослым людям было дико тяжело, они потеряли всё, что было. Мир ушел из-под ног. Одна девочка рассказывала, что в 90-е родители сдали её в круглосуточный детский сад. Папа был бандитом, а мама челноком. Я была подростком, и мне легко относиться с нежностью к 90-м. Для меня это забавное, весёлое время. Когда я читала «Ненастье», тоже обливалась слезами. Для меня это была романтическая история про 90-е. Я была абсолютно уверена, что Алексей Иванов её выдумал. Когда мы начали снимать одного из героев, вдруг он начал рассказывать историю про дома, я стала расспрашивать и поняла, что всё сходится. Афганцы книжку не читали. Они все смотрели сериал, и сериал им не понравился. Я им сказала: «Читайте книжку, она классная!». И стала искать других людей, проверять факты. Оказалось, что в жизни всё было ещё круче, чем в книжке. Поэтому и стали снимать здесь, и девяносто процентов героев были тоже отсюда, из Екатеринбурга.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.