Ельцин Центр в Екатеринбурге 24 октября посетил парфюмер Франсуа Энен – владелец бутика нишевых ароматов Jovoy на Рю де Кастильон в Париже. Франсуа поделился своими впечатлениями о Музее Б. Н. Ельцина и протестировал ароматы «Наина» и «Уральская тайга» – парфюмерию, которую Борис и Наина Ельцины создали во время посещения знаменитой французской фабрики Galimard.
Энен, создатель мускусных ароматов Jeroboam, рассказал постоянным клиентам бутика Cosmotheca (а переводчик студии Alliance Française перевел на русский язык его рассказ о высокой парфюмерной эстетике) о мире особых ароматов, не похожих на те, что можно найти в обычных магазинах.
Jovoy – парфюмерный бренд, известен тем, кто любит изысканные ароматы. Он был основан Бланш Арвуа в 1923 году. Долгие годы имя бренда пребывало в забвении, пока в 2006 году его не приобрел и не возродил к жизни Франсуа Энен. У него появилась оригинальная идея собрать под одной крышей редкие ароматы со всего мира, чтобы познакомить с ними парижан. Первый мультибрендовый бутик Jovoy открылся в 2010 году и был назван «Посольством парфюмерных брендов в Париже». Теперь в его коллекции есть и ароматы «Наина» и «Уральская тайга».
Незадолго до его лекции мы встретились в ресторане «БАРБОРИС» и попросили Франсуа поделиться своими впечатлениями о музее, а также охарактеризовать женскую туалетную воду «Наина» и мужскую – «Уральская тайга».
История их создания такова: 30 сентября 2002 года отошедший от дел первый президент России с семьей и друзьями посетил французский город Грасс. Этот город несколько веков считается парфюмерной Меккой, и одно из любимых развлечений туристов – экскурсия на знаменитую фабрику Galimard. Именно там с помощью грасских парфюмеров Ельцины создали мужскую туалетную воду «Уральская тайга» и женскую «Наина». Флаконы остались в семье первого президента. Готовясь к открытию здания Ельцин Центра в Екатеринбурге, сотрудники Президентского центра Б.Н. Ельцина предложили воссоздать ароматы. Оказалось, что их формулы сохранились в архиве Galimard, и теперь туалетную воду можно приобрести в сувенирном магазине музея.
– Исторические связи Франции и России до сих пор очень сильны, – рассказал Франсуа Энен. – Президент Путин популярен у нас. Многие считают его человеком твердым, принципиальным, способным навести порядок в международных отношениях. Французам нравятся сильные люди. Не случайно мы стали «экспортерами» революции. Сегодня вновь всех увлекают идеи. Но ни французы, ни русские уже не хотят новых революций. Моя жена имеет русские корни. Четверо моих детей носят русские имена. У меня нет выбора – любить или не любить Россию. Однозначно – любить! Когда я собирался сюда, моя дочь Екатерина сказала мне: «Ты едешь в город моего имени! Сфотографируй его для меня». Я лишь знал, что еду в родной город первого президента России. И очень рад, что Cosmotheca находится именно в Ельцин Центре. Я мечтал сюда попасть. Музей мне понравился. В нем все дышит любовью и уважением. Поэтому атмосфера в нем очень светлая, даже там, где речь идет о трагических событиях. Французы с теплотой относились к Ельцину. Из всех его предшественников он первый казался совершенно реальным человеком – красивым, высоким, мужественным, с обаятельной улыбкой. Я уже полюбопытствовал в музее и познакомился с этими ароматами, а сейчас, с вашего позволения, еще поколдую над ними.
Франсуа Энен вскрыл упаковку туалетной воды «Наина», прыснул на запястье, «разогнал» аромат, поднес ладонь к лицу, улыбнулся знакомым ноткам и кивнул в знак того, что готов говорить.
– Это настоящий французский запах, – сказал Франсуа. – Он напоминает мне сразу несколько знакомых классических ароматов. И он сегодня абсолютно актуален. Свежие цветочные оттенки на легком пудровом фоне, что придает ему изысканность и утонченность. Есть нотки зеленого чая и в более позднем раскрытии – нотки цитруса и ванили. У этого сочетания довольно долгое раскрытие – до десяти часов. Это сегодня редкое качество. В нем есть легкий вызов – провокация. Вы как будто не можете вспомнить, что он вам напоминает, потому что напоминает очень многое.
Франсуа рассказал, что каждый аромат – это история, превращенная в легенду. Запахи говорят нам гораздо больше, чем мы готовы осознать. Они считываются нашим подсознанием и диктуют нам как себя вести. Вдруг на ровном месте возникают симпатии, любовь и доверие. А любимые духи всегда содержат ароматы детства. Часто непрофессионалы, составляя формулу духов, собирают все любимые запахи. Это наивно, считает Энен, но очень трогательно. Парфюмеры любят истории. Они их вдохновляют на создание новых ароматов. И у каждого аромата есть своя история.
– Вот, например, «Уральская тайга» – это абсолютно традиционный мужской запах, очень чистый – классический шипровый аромат. В его основании лежит старинный благородный аромат, который назывался «Королевский папоротник», с нотами дубового мха, цибета (мускуса), хвойных смол и древесных цветов.
Франсуа оказался прав: аромат «Уральской тайги» сочетает в себе ноты сибирского кедра, сосновой коры, корневища папоротника, дубового мха. Все это удачно сочетается со свежестью лимонной цедры, бергамотом, зеленым чаем и розмарином. Эти оттенки типичны для подчеркнуто мужественных ароматов. Энен рассказал, что нечто столь же убедительное создал начинающий французский парфюмер Альбер Фуке в 1937 году, познакомившись с Джоном Кеннеди. Тот, как и Ельцин, был очень ярким человеком и произвел на Фуке сильнейшее впечатление. Джону понравился аромат. Он заказал еще восемь флаконов себе и девятый – брату Роберту. Парфюмер так и назвал аромат: «Восемь и Боб». Сам Альбер погиб в 1939 году. Но семья Фуке сохранила формулу, и теперь это знаменитый парфюм и красивая, хоть и грустная легенда
– Как человеческий характер состоит из определенных черт, так и формула аромата состоит из определенных свойств, которые создают образ. Образ «Уральской тайги» – очень мужской, благородный. Это образ сильного человека, открытого, состоятельного. Не в смысле богатства, а в смысле опыта, достоинства, положения. В первую минуту он может показаться слишком резким, но потом распадается на сложную гамму оттенков, которые через несколько часов трансформируются от преобладающих мускусных ноток к тонким древесным. Ельцин – человек-легенда. Сегодня я узнал в музее, что Борис и Наина свои чувства пронесли через всю жизнь. Это большой труд. Мне кажется символичным, что даже в воплощении парфюма они всегда находятся рядом.
Консультации со специалистами фабрики Galimard длились около года. Если женский аромат «Наина» сразу получил одобрение экспертов, то «Уральская тайга» показалась поначалу слишком суровой. Французские парфюмеры предложили несколько облегченных вариантов аромата. Выбрали в результате наиболее приближенный к «ельцинскому» шипр.
Ароматы поместили в лаконичные и элегантные флаконы Galimard. Этикетки также были выполнены в традициях фабрики. Пробный тираж – по одной тысяче флаконов – едва успел приехать в Екатеринбург к открытию Ельцин Центра.
Первым покупателем стала Наина Иосифовна Ельцина – она приобрела несколько флаконов в подарок друзьям.
Сегодня парфюм «Наина» и «Уральская тайга» можно купить в сувенирном магазине Музея первого президента России Бориса Ельцина.
Следует напомнить, что и бутик Cosmotheca, и студия Alliance Française – партнеры программы лояльности Ельцин Центра.