Евгений Ямбург: «Обществу нужна длительная педагогическая терапия»

29 января 2019 г.Денис Каменщиков
Евгений Ямбург: «Обществу нужна длительная педагогическая терапия»

В Ельцин Центре 26 января в рамках авторского проекта Валерия Выжутовича «Другой разговор» состоялась встреча с доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ Евгением Ямбургом. Он попытался объяснить собравшимся, в чём причины эпидемии насилия в российских школах.

И начал как раз с примеров, попавших в новости. Напомнил, что в Пензе в одной из школ учительница заклеила ученице рот скотчем. А при разборе конфликта выяснилось, что у девочки СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.

– Что это значит? Это значит, что у девочки нет, условно говоря, «нормальной» связи между нейронами мозга. А сигналы в голове идут быстрее в десять раз. То есть, интеллект у неё в норме, но просто, извините за выражение, шило в одном месте. И к такому ребёнку нужен особый подход. Как раз на стыке педагогики и медицины, где мы сегодня и работаем. Но это мы – «Школа Ямбурга». А кто учил работать с такими детьми ту самую учительницу? Да никто. А научить надо. Тогда не будет ни скотча, ни заклеенных ртов.

По мнению Евгения Ямбурга, одна из причин всплеска жестокости в том, что в современной России сейчас одновременно живут и взаимодействуют пять поколений.

– Первое – это поколение советских людей: дедушки и бабушки, которые ностальгируют по молодости и идеализируют то, что происходило в Советском Союзе. Понятно, что раньше и вода мокрее была, и девушки нас любили, и деревья были большими. Второе – это, скажем так, ментально «шестидесятники». Они верили, что рынок нас спасёт и демократия. Что «…темницы рухнут, и свобода нас встретит радостно у входа…». Оказалось, что эта самая свобода выкинула за борт огромное количество интеллигентных людей, и они это страшно возненавидели и пошли в другую сторону. Дальше – поколение прагматиков, которые уже в нулевые годы имели своего рода договор негласный с государством: мы не очень лезем в политику, а вы не очень лезете в наш бизнес и так далее. И это тоже рухнуло. Четвёртое поколение – совсем новое – супергосударственное, якобы патриотическое, которое считает, что нужно возрождать мифы. Советские. Царские. И православие, и народность, и советскую власть. Всё вместе. Как шампунь и кондиционер – в одном флаконе. И это всё люди, у которых есть дети. А дети – это пятое поколение. Которому родители транслируют свои взгляды. И у каждого – своя история. И каждый уверен, что он прав. Если папа транслирует, ну, не будем говорить грубо – нацистские, но жёсткие националистические взгляды, будет одна реакция у ребёнка. Если папа или мама придерживаются либеральных концепций – другая… И вот здесь мы и получаем жуткую невротизацию страны.

Невротизм возрастает и преобразуется в очень тяжёлые вещи. У нас сегодня, по данным Союза педиатров, здоровых детей всего 12 с половиной процентов. Онкологических больных становится больше каждый год на пять тысяч. Задержки в развитии. Но на первом месте психоневротические заболевания. И дело не в том, что «из Америки занесло» или «через интернет надуло» – это всё глупости. Тут всё гораздо глубже и страшнее. Чего же мы удивляемся, что у нас убийства, самоубийства, избиения? Ничего удивительного. Надо понимать, что у родителей-невротиков – дети-невротики. У родителей-психотиков – дети-психотики. Давайте посмотрим на себя в зеркало – а кто сегодня не невротик? Обществу нужна длительная педагогическая терапия. Чем мы и пытаемся сегодня заниматься, – завершил разговор Евгений Ямбург.

«Другой разговор» с Евгением Ямбургом превратился в своего рода бенефис педагога. Он травил байки. Рассказывал анекдоты. Цитировал Пушкина, Окуджаву, Цветаеву. И призвал всех присутствующих как можно больше читать стихов, потому что «стихи очищают душу».

Мы поговорили с Евгением Ямбургом перед его выступлением.

Как вам музей Бориса Ельцина?

– Во-первых, я себя чувствую равноправным экспонатом этого музея. Потому что стоял на баррикадах у Белого дома в 1991 году. И лично знал многих людей, которые там действовали. А во-вторых, я педагог и понимаю, что нельзя без знания истории давать какие-то оценки. Ведь сегодня столько вокруг этого фейковой информации, лжи и субъективных оценок, а здесь в музее всё очень точно. И для меня очень важно, что тут оказываются дети, а я всё время работаю со старшеклассниками, и поэтому хочу повториться – здесь всё очень точно. Говорю это как свидетель тех событий. Есть такое выражение: «Врёт как очевидец». Так вот я стараюсь не врать. И в каждом зале у меня внутри всё дрожало, потому что, простите, хоть это и прошлый век, но это моя зрелая молодость.

И какая она – ваша зрелая молодость?

– Абсолютно не согласен с теми людьми, которые на 90-е клевещут. «Лихие 90-е» и так далее. Это глупость. Одномерное, линейное мышление. Да, было очень сложно. Материально сложно. Но, простите, у нас – у педагогов – горели глаза. Можно было всё. И если говорить откровенно, государству было не до нас, и оно не мешало нам прорываться в новые совершенно вещи. Практически все лучшие инновационные модели возникли в школах именно в 90-е. Приведу только один пример: мы были одними из первых, кто ещё при советской власти тайно внедряли методику Марии Монтессори – она была запрещена в СССР. Как мы это делали, вспоминать не будем… Всё самодельное. Сбитые в кровь руки. И вот так называемые «лихие 90-е». Ко мне в гости приехал министр образования Голландии Фрид Ридсон – молодой 45-летний парень – мы были ровесники. Он посмотрел, что у нас происходит, и сказал, что у них при такой сложной жизни учителя бы только бастовали, а вас работают, делают что-то новое и интересное. Я ему ответил, что он давно не читал Библию, а там не зря сказано, что не хлебом единым жив человек. И потрясённый этой ситуацией, он тогда сделал мне королевский подарок – два настоящих комплекта Монтессори по 60 тысяч долларов каждый. И мы стали ещё интереснее работать.

Для меня 90-е – годы вдохновенные. И что я могу сказать с грустью? Жизнь была непростой, и материально сложной – часто не платили зарплату, но у людей глаза горели. Я сейчас много езжу по России. У меня свои проекты – обучение больных детей. Встречаюсь с людьми, а глаза тухлые. 90-е были яркими. Противоречивыми. Но яркими и свободными. Другой вопрос, почему мы оказались не готовы к этой свободе? Внутренне не готовы. Мне кажется, что это такая подростковая болезнь – и в этом подростковом состоянии большая часть нашего социума пребывает до сих пор. И пока мы не излечимся, ничего не изменится.

Как лечиться? Наращивать «мускулы культуры» – вот как зарядку по утрам делаем, как мышцы тренируем, точно так же. Когда Корнея Ивановича Чуковского посадили в тюрьму, был такой эпизод в его жизни в 1920-е годы, он позже писал в дневнике: для чего нужна культура? Когда тебя повалили на спину, на лицо положили подушку и сели задом, единственное, чем ты можешь дышать – это культурой. Культура – это невидимый противовес фобиям, ненависти и комплексам. Ничего другого просто не существует.

Другие новости

Детям

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.