В Ельцин Центре в Екатеринбурге 24 мая пройдет День Бродского. Будут стихи, изобразительный мастер-класс для детей, выставка и даже рэп. Кульминацией станет показ фильма «Ниоткуда с любовью. Воспоминания об Иосифе Бродском», снятого Еленой Якович вместе с Алексеем Шишовым.

Иосиф Бродский, Вена, 1994 год

Фото: ТАСС

Елена Якович рассказала о фильме, о Бродском, о времени и о зрителях.

– «Ниоткуда с любовью» – не первое ваше обращение к образу великого поэта. Напомню читателям, что, к примеру, фильм «Прогулки с Бродским», снятый в соавторстве с Алексеем Шишовым, был удостоен премии ТЭФИ, и многие зрители его не забыли. Чем наполнен фильм «Ниоткуда с любовью. Воспоминания о Иосифе Бродском»? Кто вспоминает поэта?

– Вспоминаем, как всегда, мы с Лешей Шишовым. Немного поясню. Основной фильм, разумеется, это «Прогулки с Бродским», который мы снимали в ноябре 1993 года в Венеции. Фильм стал единственным и последним, обращенным к русскому зрителю. Он вышел в августе 1994 года, а на следующий год 24 мая, в последний день рождения Бродского, фильм получил ТЭФИ. А в январе 1996 года Иосифа Александровича не стало. Для нас внутренне было необходимо что-то сделать, и мы начали снимать «Ниоткуда с любовью».

В него вошли некоторые кадры из «Прогулок с Бродским», которые были связаны сюжетами, которые представляли в новом фильме. Его вдова Мария Бродская предоставила нам тогда кадры поминальной службы в Кафедральном соборе Нью-Йорка, куда съехались все его друзья. Мы, в свою очередь, поехали в деревню Норинская и административный центр Коноша, где поэт находился в ссылке. Там еще были живы пять старух, которые его помнили; и единственный человек, ставший другом поэта в ссылке, – Владимир Черномордик. Мы записали их рассказы и свои впечатления от того, что увидели. Интересно, что первая публикация Бродского в России, если не считать детских стихов, случилась в газете «Призыв», это местная газета в Коноше. Видимо, от нечего делать он написал стихотворение «Тракторы просыпаются на рассвете» и еще одно – и опубликовал. Мы встречались с людьми, которые в этом участвовали. Мы также съездили в Питер, сходили в Военно-Морской музей, который тогда еще располагался в здании Биржи, там в архивах нашли контрольки фотографий, который делал его отец – фронтовой фотокорреспондент. И сделали фильм, который бы показывал Бродского как гражданина мира; человека, принадлежащего всему миру. И прошли его путь от деревни Коноши до Кафедрального собора в обратном порядке, начав с собора. Некоторые монологи из «Прогулок с Бродским», связанные с пребыванием в Норинской, другими местами, проходят через весь фильм. Кадры с Бродским, читающим стихи по-английски, наложены на кадры дороги в северную ссылку.

Елена Якович

Из личного архива режиссера

– На дворе сегодня время сложное, противоречивое. Культура – не в приоритете, поэзия – едва ли не на задворках. Как фильмы о великом поэте принимают зрители?

– О тяжком положении культуры мы говорим всегда, это у нас уже почти фигура речи. Сколько живу, слышу эти слова – культура у нас в таком состоянии! Фильмы о Бродском зрители воспринимают очень серьезно. Если говорить о первом фильме, то, как ни странно, за двадцать лет он совершенно не устарел. Сколько бы я его не показывала, в самых разных аудиториях, на него всегда самый живой отклик.

Когда фильм показывают по телевидению, тут вряд ли следует смотреть на рейтинги. После первого ТЭФИ в 1995 году к «Прогулкам…» внимание было громадное, и фильм повторяли по Первому каналу. Там в коридоре я встретила серьезного продюсера, спросившего меня, знаю ли я, какой рейтинг у Бродского? Я была уверена, что он зашкаливает. Он сказал – три с половиной процента! Я ответила, что вокруг меня все смотрят. Продюсер вздохнул – а все вокруг нас это и есть три с половиной процента. Эти проценты, думаю, величина постоянная.

Вручение Нобелевской премии по литературе Иосифу Бродскому, 1987 год

ТАСС

– Успех коммерческих блокбастеров определяется по кассе, собранным деньгам. А какие критерии успеха у фильмов некоммерческих, которые делаете вы? Как, к слову, вы определяете жанр ваших фильмов?

– То, чем занимаюсь я и многие другие люди, я называю историко-культурной реконструкцией. Что, строго говоря, отличает ее от документального кино? Когда то, что ты делаешь, становится хроникой. «Прогулки с Бродским» несомненно стал хроникой, это первоисточник. «Дочь философа Шпета» – тоже.

Критерии успеха или неуспеха? Мне трудно судить. Я всегда стараюсь делать так, чтобы не говорить себе – могло бы быть лучше. В таком случае лучше не выпускать. Когда я говорю себе – ты сделала все, что могла, тогда могу «отпустить» фильм. Присутствует такой «дурной» перфекционизм. Законы для фильмов всегда одни и те же. Если делаешь то, что тебе интересно самому, то это будет интересно, видимо, и другим. Этот закон – универсальный.

– Что для вас Екатеринбург?

– Очень значимый город. Сначала с Лешей Шишовым мы делали фильм об Эрнсте Неизвестном «Моя свобода – одиночество», потом я сама делала монолог «Бронзовый век Эрнста Неизвестного». Мы очень подружились с Эрнстом и его женой Аней. В «Бронзовом веке» Неизвестный много рассказывал про Екатеринбург вообще, свое екатеринбургское детство; о том, какие удивительные люди там жили. Про город, который как рубеж между волей и ссылкой, граница между Европой и Азией. Через этот фильм я очень много узнала о Екатеринбурге. Давно хотела там всерьез побывать и очень рада, что сейчас такая возможность предоставляется.

Иллюстрация: из книги Валентины Полухиной «Из незабывших меня. Иосифу Бродскому. In memoriam»

«День Бродского в Ельцин Центре»

24 мая

16.00 – открытие выставки художника Николая Предеина, посвященной Иосифу Бродскому. Вступительное слово главы города Евгения Ройзмана, директора Музея Б.Н. Ельцина Дины Сорокиной и первого заместителя главного редактора «Российской газеты» Юрия Лепского (холл кино-конференц-зала)

15.00–18.00 – Мастер-класс для детей изостудии «Полосатый кот». Рисуем иллюстрации к «Балладе о маленьком буксире», первому опубликованному стихотворению Бродского (Атриум).

18.00 – открытие выставки иллюстраций изостудии «Полосатый кот» (Атриум)

16.3018.30 – «Бродский-эстафета» – известные люди Екатеринбурга читают свои любимые стихи Иосифа Бродского (Атриум).

Участники:

  • Юрий Казарин – поэт, доктор филологических наук, профессор УрФУ, ведущий эстафеты
  • Евгений Ройзман – мэр Екатеринбурга
  • Надежда Колтышева – драматург, PR-менеджер журнала «Урал»
  • Константин Комаров – поэт
  • Олег Ягодин – лидер группы «Курара», актер
  • Екатерина Симонова – поэтесса
  • Вера Тарасова – директор журнала «Бизнес и жизнь»
  • Евгений Енин – ведущий журналист, интервьюер 4 канала
  • Ирина Киселева – журналист «Эхо Москвы»
  • Ринат Низамов – главный редактор e1.ru
  • Екатерина Сибирцева – начальник Управления образования
  • Татьяна Флеганова – учредитель организации «Особые люди»
  • Ирина Росинская – руководитель Медиацентра Дворца молодежи
  • Елена Горобинская – руководитель PR-отдела Свердловской государственной академической филармонии
  • Аркадий Застырец – поэт
  • Сергей Ивкин – поэт
  • Игорь Сахновский – писатель, поэт

19.0019.30 – концерт-посвящение Иосифу Бродскому рэпера и поэта Наума Блика совместно с трио Дениса Галушко (Атриум).

19.30 – «Ниоткуда с любовью. Воспоминания о Иосифе Бродском» представляет режиссер фильма Елена Якович (кино-конференц-зал)

Фильм – прощание с нобелевским лауреатом, поэтом Иосифом Бродским, умершим в Нью-Йорке 28 январе 1996 года. В картину вошли материалы, оставшиеся «за полями» известного фильма Елены Якович и Алексея Шишова «Прогулки с Бродским», для которого поэт снимался в Венеции в октябре 1993 года, а также – фрагменты поминальной службы по Бродскому в Кафедральном соборе Нью-Йорка, съемки в центральном Военно-морском музее Санкт-Петербурга, где работал его отец Александр Бродский, уникальные воспоминания жителей деревни Норинская и райцентра Коноша, где поэт отбывал ссылку в 60-х годах прошлого века. Про этот период Анна Ахматова сказала: «Нашему рыжему делают биографию».

Выставка личных вещей Иосифа Бродского в музее Анны Ахматовой. Санкт-Петербург

Фото: Елена Пальм/Интерпресс/ТАССАвтор: Елена Пальм