Балет на музыку не для сцены

8 ноября 2024 г.Татьяна Филиппова
Балет на музыку не для сцены

Специальный кинопоказ балета L.A.D. на музыку Леонида Десятникова увидели екатеринбуржцы в Ельцин Центре. Его представил пианист и друг композитора Алексей Гориболь 10 октября. Перед кинопоказом гости увидели выступление в Атриуме артистов «Урал Опера Балет». Они исполнили эскиз к одной из четырёх частей спектакля.

Балетный проект L.A.D. — инициатива Алексея Гориболя, неутомимого пропагандиста творчества Леонида Десятникова, друга и соратника главного петербургского композитора-постмодерниста, чью музыку пианист любит и исполняет почти три десятка лет.

В Международный день музыки, 1 октября 2021 года, композитор Леонид Десятников уже был гостем Ельцин Центра и героем вечера музыкально-просветительского цикла Алексея Гориболя «Послушайте!».

Название балета и его киноверсии сложилось из инициалов композитора Леонида Аркадьевича Десятникова. Вынесенные в название, они удачно отыгрывали затею с первоначальным посвящением проекта 65-летию композитора. Но и вне юбилея L.A.D. можно назвать коллекцией концертштюков или концертино, которые поручены четырём очень разным хореографам для «опортречивания» камерного, кинематографического и хорового наследия живого классика.

Четыре одноактных балета на музыку, изначально не предназначавшуюся для танца, объединили в один киноспектакль, премьера которого на большом экране состоялась летом 2024 года. В октябре в Атриуме Ельцин Центра зрители увидели то, что не вошло в фильм: эскизы и наброски к первой из четырех частей, балету «Три тихие пьесы» в постановке Максима Петрова. За роялем — музыкальный руководитель проекта, выдающийся пианист Алексей Гориболь, который всегда собирает полные залы и самую взыскательную публику. Он рассказал, что все четыре хореографа сами выбрали музыку для своих постановок.

В одноактном балете «Три тихие пьесы», поставленном Максимом Петровым, художественным руководителем балетной труппы «Урал Опера Балет», лауреатом «Золотой маски» 2021 года, прозвучали импровизации на тему музыки к титрам фильма «Подмосковные вечера», пьес «В честь Диккенса» и «Вариации на обретение жилища». Камерный балет из трёх пар танцовщиков в молочно-белых светящихся одеждах (костюмы Марии Трегубовой и Мелани Фрост), которые мечутся среди гигантских предметов интерьера детской комнаты (сценография Марии Трегубовой и Татьяны Вьюшинской). Танец пар символизирует неизбежное взросление и неготовность героев шагнуть во взрослую жизнь, желание задержаться в мире уютного детства, что само по себе невозможно. В первой части спектакля были заняты артисты «Урал Опера Балет»: Елена Воробьёва, Глеб Сагеев, Мана Кувабара, Алессандро Каггеджи, Анна Домке и Андрей Вешкурцев.

Тему взросления продолжил балет «Безупречная ошибка» Максима Севагина, художественного руководителя балета МАМТ имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, на музыку пьес «Как старый шарманщик» и «Элегия». Сюжет повествует о том, как светлый мир детских надежд сменяется тёмным — полным тревог и чувственных ожиданий. Две пары танцовщиков в иллюзорных костюмах демонстрируют развитие отношений в поиске гармонии и отдыха для души. Во второй части балета участвовали: Екатерина Кузнецова, София Тюпа, Евгений Балобанов и Арсентий Лазарев.

Третья часть спектакля — «Праздник уходящих» Андрея Кайдановского, в чьём послужном списке несколько громких российских премьер, — исполняется под звуки вальса из спектакля «Живой труп» и музыки к фильму «Эскизы к закату». Критики назвали её историей «любви к родному пепелищу, любви к родительским гробам». Это взгляд потомка на историю семьи, проживающую свой век в реалиях самых обычных человеческих событий от рождения до смерти, где есть место всему: привязанности, любви, измене и разочарованию. Визуализировали музыку Леонида Десятникова артисты «Урал Опера Балет»: Игорь Бульцын, Карина Рафальсон, София Тюпа, Михаил Волков, Томоха Терада, Екатерина Кузнецова, Алексей Селивёрстов и Долгуун Хаш-Эрдэнэ.

В четвёртой части события развиваются под мощное звучание хоровой кантаты «Дар» на стихи Гавриила Державина (хормейстер: Эльвира Гайфуллина). В хореографии Вячеслава Самодурова, обладателя четырех «Золотых масок», чьи спектакли идут на главных музыкальных сценах страны, запечатлён бесконечный поиск пути и предназначения, общей судьбы и творческой индивидуальности. В постановке заняты мужской хор и большая хореографическая группа: Елена Воробьёва, Александр Меркушев, Мария Михеева, Михаил Хушутин, Анна Домке, Глеб Сагеев, Варвара Пугачёва, Андрей Вешкурцев и Михаил Волков.

Все четыре постановщика «Новых балетов на музыку, изначально не предназначавшуюся для сцены» — звёзды современной российской хореографии с очень разными, но всё же узнаваемыми стилями. В своих постановках они создали визуальный мир музыки Леонида Десятникова — яркий, поэтический, колоритный и причудливый.

В антрактах фильма комментировали постановку и рассказывали об истории её создания Алексей Гориболь и музыкальный критик Богдан Королёк. Алексей поимённо назвал и поблагодарил всех участников проекта и отдельно отметил высочайший исполнительский уровень музыкантов.

Обсуждение завершилось аплодисментами автору проекта, хореографам, артистам и музыкантам «Урал Опера Балет».

29 ноября в Ельцин Центре в рамках нового проекта Алексея Гориболя «Рояль и балет» состоится «Лекция-феерия в десяти движениях с прологом и апофеозом». Вдохновением вновь послужила музыка Леонида Десятникова. На этом вечере Алексей представит уникальные видеозаписи сотрудничества с выдающимися хореографами и танцовщиками: Аллой Сигаловой, Дианой Вишневой, Дарьей Павленко, Эгле Шпокайте, Олесей Новиковой, Натальей Осиповой, Алексеем Овечкиным, Александром Сергеевым, Антоном Пимоновым, Андреем Меркурьевым, Тьяго Бордином, Максимом Севагиным, солистами Американского балетного театра и «Урал Опера Балет».

Другие новости

Кино

Киноклуб: о СССР глазами Голливуда

Киноклуб: о СССР глазами Голливуда
Посвящённая Октябрьской революции книга Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» стала основой для двух известных фильмов. Это «Красные» (1981) Уоррена Битти, отмеченный «Оскаром» за режиссуру, …
12 декабря 2024 г.
Конференции

«1990-е: взгляд из XXI века»: наука и музейное дело

«1990-е: взгляд из XXI века»: наука и музейное дело
В Музее Бориса Ельцина в Екатеринбурге 22–23 ноября прошла вторая Всероссийская научно-практическая конференция «1990-е: взгляд из XXI века». Участники форума обсуждали и анализировали мифы и стереоти…
11 декабря 2024 г.
Выставка

«Двадцать один длинный, один короткий»: праздник совершеннолетия

«Двадцать один длинный, один короткий»: праздник совершеннолетия
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге 14 ноября открылась выставка произведений из коллекции Антона Козлова — «Двадцать один длинный, один короткий», посвящённая развитию современного российског…
9 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.