Новой экскурсией «Фотография между документом и мифом» 25 января стартовал проект Музея Бориса Ельцина «Museum / Media. Понимание медиа в музее». Ее провел историк фотографии, куратор Центра фотографии «Март» Артем Беркович.
Первыми экскурсантами проекта стали представители музейного и библиотечного сообществ, искусствоведы, историки, журналисты, преподаватели вузов и школ. Чтобы понять, как меняется прочтение фотографического изображения и его интерпретация со сменой контекста, экскурсанты прошли всю экспозицию музея от начала до конца.
Экскурсия началась традиционно в «Лабиринте истории ХХ века». Но вместо привычных полутора часов, продлилась два с половиной.
В том, что фотография – это документ, сегодня никого убеждать не нужно. Каждый день мы используем сотовые телефоны как записные книжки. Не задумываясь, документируем свою жизнь. Огромное количество фотографий разных эпох хранятся в наших архивах.
И здесь, в музее представлено множество фотографий, которые, на первый взгляд, выступают в роли документов. Историк фотографии считает, что очень часто неподготовленный зритель смотрит на фотографию, выделяя лишь ту реальность, которая на ней изображена. Но фотография такой же исторический источник, как любой другой, летопись или частная переписка. Как памятник прошлого она нуждается в интерпретации и понимании с нашей стороны. Часто глядя на фотографию, как на элементарную фиксацию, мы не задумываемся о технических условиях съемки. Однако они важны. Мы не можем смотреть на фотографию и не думать о том, кем, для чего и когда она была сделана. По фотографии в музее, мы, как исследователи, можем восстановить контекст и обстоятельства появления ее на свет. Это и будет ключом к интерпретации.
Обычно посетители музея не рассматривают фотографию как исследователи. Смысл фотографий открывается им благодаря самой экспозиции. Одна и та же фотография в научной монографии, музейной экспозиции или художественном издании может принимать различные значения.
Артем предложил поговорить о том, как фотография работает на экспозицию. Он уточнил, что заявленное в названии авторской экскурсии слово «миф» он не использует как неправду или вымысел. Скорее, как коллективное бессознательное, как архетипы, которыми снабжает нас культура. Миф позволят нам интерпретировать реальность. У экспозиции есть некая несущая конструкция, на которую нанизаны документы, фотографии, плакаты, тексты, экспонаты, инсталляции, хроника. Вот эта несущая конструкция и является историческим мифом.
– Мой опыт работы в музее подсказывает, что музейную экспозицию надо воспринимать как художественный текст, а не как научный, – поясняет Артем. – Миф – это драматургия того художественного текста, который интерпретирует историю в этой экспозиции. Музей предлагает эту историю зрителю и участвует в формировании исторического самосознания наших с вами современников.
Беркович предлагает воспринимать музейный маршрут как единое интеллектуальное пространство: кинозал, где в режиме нон-стоп демонстрируется анимационный фильм по истории российского конституционализма, «Лабиринт истории ХХ века», экспозиция «7 дней» и зал Свободы. И пройтись по знаковым фотографиям, чтобы очертить параметры мифа. Автор настаивает на том, что экспозиция подает историю, как противостояние света и тьмы. Начинается она в самом темном «Лабиринте истории ХХ века» и заканчивается в залитом светом зале Свободы. Благодаря полотну Эрика Булатова и уникальному панорамному остеклению, говорит Артем, мы буквально возносимся в небо, и город лежит у наших ног.
– Не часто встречаешь исторические экспозиции, которые бы метафорически представляли пространство музея. Движение внутри этого пространства предполагает особую драматургию. На мой взгляд, это самая сильная и важная сторона Музея Бориса Ельцина, которая позволяет не просто погрузиться в историю, но и пережить ее, – продолжат Артем. – Обычно этого нет в исторических музеях, но есть в храмовой архитектуре, где каждый элемент пространства обладает символическим значением. Еще одна важная вещь, которая в этой экспозиции сформулирована, – история эсхатологична. В этом смысле анимационный фильм является эпиграфом, он представляет модель исторического развития российского общества, как борьбу демократии и авторитаризма. Он начинается с вечевой демократии, проходит через различные этапы истории и заканчивается победой свободы и народовластия. Мы видим российский флаг, развевающийся на фоне синего неба. История заканчивается, возвращаясь к истокам. Экспозиция заканчивается тем же самым – словом «свобода» на фоне синего неба. Вероятно, это послание о том, что борьба за свободу и демократию должна продолжаться следующими поколениями.
Еще одна особенность, на которую обращает внимание автор экскурсии – это то, как плотно перекликается история личности главного героя с историей страны. В отличие от научных и политических биографий Бориса Николаевича, в экспозиции его история не заканчивается. У нее открытый финал.
Анализируя экспозицию, Беркович указывает на ее чрезвычайную плотность, которую можно назвать избыточной. Он много раз бывал в музее и чувствовал себя некомфортно – оттого что не успевал изучить всю экспозицию подробно. Это показывает масштаб задач, с которым столкнулись создатели музея: на такой короткой дистанции уместить всю историю ХХ века.
Артем подробно разобрал на примере раздела революции, а это один из первых разделов «Лабиринта истории ХХ века», что фотография в музее не всегда является документом, точно отражающим эпоху. Главное фото стенда, посвященного революции 1917 года, размещено в центре. На нем изображен демонтаж двуглавого орла – символа российского самодержавия. Имеет он отношение к революции? Да. Но сделан он фотокорреспондентом информационного агентства ТАСС Марковым-Гринбергом в 1935 году в Кремле. И он документирует тот факт, что в 1935 году орлы, как символика еще были над Кремлем. В течении двух лет они были заменены на звезды на четырех башнях. Позднее к ним присоединилась еще одна башня. Это типичный пример того, когда более позднее изображение иллюстрирует рассказ о революции. И отчасти это верно, потому что двуглавые орлы уже существовали в 1917 году. Они вообще находятся над оплотом российской государственности с начала XVII века. Снимок не является изображением, документирующим революцию, но в целом работает на композицию: иллюстрирует победу нового над старым.
Представленные здесь же фотографии, рассказывающие о гонениях на церковь, разграблении и уничтожение колоколов, датированы также 1920–1930 годами. Опять же в данном случае авторы экспозиции работали с фотоизображением не как с документом, а как с образом, передающим катастрофу.
Беркович довольно подробно знакомит экскурсантов с разделами «Лабиринта истории ХХ века». В нем сосредоточен гигантский объем информации. Посетителю буквально тесно в нём от звуков, изображений и экспонатов. И он с явным облегчением переходит в экспозицию «7 дней» – от тьмы к свету. Для него начинается новая история.
– Мы как будто выходим на свет, – говорит Артем. – Совершаем восхождение из пещеры на гору. Конечная точка нашего путешествия – это обретение свободы. Для этого нам надо преодолеть еще семь противоречивых этапов и решений. Вместе с президентом Ельциным прожить «7 дней», которые изменили Россию.
Экспозиция «7 дней» начинается с воспроизведенного фрагмента Мраморного зала Кремля. Здесь есть президиум и трибуна, с которой выступает Ельцин 21 октября 1987 года. Именно на этом очередном пленуме ЦК КПСС Борис Николаевич, не дождавшись ответа на свое письмо генеральному секретарю КПСС Горбачеву, выступает с критикой сложившегося в стране положения и просит освободить его от занимаемых должностей.
Экскурсанты с удовольствием располагаются в депутатских креслах. Артем говорит, что ему нравится этот зал. Значительную часть экспозиции здесь занимает инсталляция с изображениями членов и кандидатов в члены Политбюро.
– Это тот тип фотографии, которым мы в стенах музея еще не сталкивались, – комментирует Беркович. – Эти портреты выполняли ту же роль в советской системе, что выполняют иконы в христианстве. Они представляют образ власти, лишенной индивидуальных черт. Несмотря на то, что мы узнаем эти лица, мы видим, что ретушеры тщательно удалили их особенности. Вы видите, что на портрете Горбачева отсутствует родимое пятно. Если человек стар, его делают чуть-чуть моложе. Если он молод, то его, наоборот, делают чуть-чуть старше. Все они представляют идеальный образ власти. Не молодой и не старый. Средних лет. Уже не мальчик, но еще не старик. Эти фотографии продавались в виде плакатов, висели в кабинетах чиновников. Их, как транспаранты, носили на демонстрациях члены трудовых коллективов в зависимости от отраслевой принадлежности. И поскольку демонстрация похожа на крестный ход, то это еще больше приближает тип такой фотографии к иконе.
Динамичное слайд-шоу фотографий Ельцина, выступающего на трибуне, противостоит статике «иконостаса» членов Политбюро, как живое противостоит мертвому, дополняет Артем. Начиная с этого зала, в экспозиции происходит преодоление фотографии, как статичного медиа. Статика фотографий интерпретируется здесь метафорически: история оставляет ее за спиной, не берет с собой в будущее. Будущее утверждает себя через видео. К концу экскурсии фотография сходит практически на «нет». Как будто фотография как медиа осталась в ХХ веке. Даже под куполом, на президентской площади, месте, которое является метафорической осью «7 дней», на главном экране фотографии движутся. Они живые, многослойные и больше напоминают видео.
В зале Свободы на медиа-колоннах уже не фотографии, а видео с людьми, рассуждающими о свободе и демократии.
– Музей, как часть массовой культуры, формулирует некий исторический миф, который здесь легко считывается, – подытоживает Беркович. – В конце экскурсии мы попадаем в зал Свободы. Здесь мы понимаем, что свобода – это главная ценность, и мы с вами эту ценность обрели.
Обсуждение продолжилось по окончанию экскурсии. Участников интересовали самые разные вопросы, адресованные часто не к автору экскурсии, а к музею. Возможно, следующие мероприятия нового цикла «Museum / Media. Понимание медиа в музее» ответят на них.
Очередная лекция-экскурсия проекта «Museum / Media. Понимание медиа в музее» состоится 22 февраля в 18 часов. Доктор философских наук Татьяна Круглова заявила тему «Документальное и фикциональное в экспозиции музея политической истории». Стоимость билетов 300 рублей.