Андрей Ястребов: цензура не бывает эстетической

28 февраля 2018 г.Анна Матюхина
Андрей Ястребов: цензура не бывает эстетической

В Ельцин Центре в Екатеринбурге 16 февраля состоялся «Другой разговор» известного публициста Валерия Выжутовича с профессором ГИТИСа Андреем Ястребовым.

– Все ли дозволено искусству? – начал «Другой разговор» Валерий Выжутович. – По данным ФОМ, более 80 процентов россиян выступают за введение цензуры в художественных произведениях, 20 процентов респондентов считают, что контроль за содержанием произведения искусства входит в обязанности государства, 14 убеждены, что в творениях много «лишнего» и «вредного». За полную свободу творчества выступают пять процентов опрошенных. Доводилось ли вам покидать зрительный зал, потому что на сцене, с вашей точки зрения, происходило что-то неприемлемое?

– Я предпочту скорее не пойти на спектакль, чем уйти с него раньше окончания, – отметил Андрей Ястребов, обозначив разницу между восприятием профессионала, критика и обычного зрителя. – Еще в школе нам внушали миф о том, что с каждым произведением художник слова добивается все новых и новых высот, растет психологизм, текст становится эпичнее, глубже и тому подобное. Но это не так.

Также Ястребов подчеркнул, что для того, чтобы стать искусствоведом, достаточно посмотреть около пяти тысяч картин и довериться своему опыту.

– Каждый из нас профессионал, потому что у каждого – свой подход к искусству, – выразил свое мнение Андрей Ястребов.

– Порой спектакли или выставки все-таки подвергаются запрету на основе отнюдь не эстетических критериев, – возразил Валерий Выжутович.

– Я противник того, чтобы унижался человек, если человека унижают, то это не искусство, – парировал Андрей Ястребов. – Еще один момент – цензура, цензура в принципе не бывает эстетической, она касается темы или проблемы. Например, уместна ли эротика в кино или на сцене? Я категорический противник этого, мне не нужны обнаженные женщины в спектаклях «Война и мир» или «Евгений Онегин».

– Чем определяются границы дозволенного в искусстве – общественной моралью, эстетическими канонами? В каждую эпоху представления, конечно, разные, но есть ли что-то вечное на все времена?

– Аристотель, например, запрещал изображение смерти на сцене, а у Шекспира было допустимо одновременное нахождение шести «трупов». По существу, не остается понятий, которые на протяжении веков оставались бы незыблемыми. Из эпохи в эпоху придумываются все новые эстетические инструменты, которые «взламывают» вещи, ранее недоступные.

Упомянув про бытование религиозных и эстетических запретов, уже в лирическом отступлении от заданной темы, Андрей Ястребов описал любовные коллизии из произведений классической русской литературы и рассказал о взаимосвязи эмоций литературных персонажей и сезонов, в которые происходит действо.

– Оставляете ли вы за художником право на провокацию?

– Конечно. Но провокация провокации рознь.

Помимо лекции спикер посетил Музей Б.Н. Ельцина и ответил на ряд вопросов.

– Музей Б.Н. Ельцина – грандиозный мультимедийный комплекс, все новинки медиа, которые здесь представлены, интересно смотреть, – рассказал в интервью для сайта Ельцин Центра профессор ГИТИСа Андрей Ястребов. – Меня сопровождала хороший экскурсовод, Саша Кислицына, и благодаря ей я снизил пафос своего восприятия. Когда оказываешься в экспозиции, рассказывающей о 90-х, ты невольно вспоминаешь, как ты жил в то время. Музей Б.Н. Ельцина очень нужен детям, чтобы узнавать историю. Ты окунаешься в прошлое. В 1991 году я был вместе со своими студентами на баррикадах. Я предупредил супругу, что пойду в библиотеку, а сам направился туда, на баррикады, к студентам. Помню, это были учащиеся с курса Судаковой. На нем учились ныне известный актер Максим Виторган и покойный актер Игорь Юраш. И мы провели дни путча на баррикадах. К слову, Максим Виторган тоже. Было ощущение свободы, всеобщей истерии, счастья, которое заводило.

– Можно ли говорить, что сегодня молодежь страдает от «звездной болезни»?

– Все мои студенты хотят стать звездами. Когда коммерция согласуется с творчеством – это идеально. Образно говоря, нельзя быть идеальным дровосеком в пустыне Сахара. Я учу студентов, с высоты опыта, что топор лучше иметь в тайге.

– Обладают ли сегодняшние молодые люди самоцензурой, характерной, к примеру, для поколения их родителей? И насколько изменилась ситуация – отличаются ли нынешние студенты от студентов 90-х и периода «перестройки»?

– Молодые люди родились, образно говоря, «непоротыми», поэтому даже предупреждения родителей им бывают непонятны. Студенты, конечно, очень разные. Раньше не было ЕГЭ, но не было и свободного взгляда на мир, сейчас есть свободный взгляд на мир, но нет образовательного уровня. Вместе с тем, студенты наивны и жаждут что-то узнать. И в «реперных» ситуациях, возникающих в мире, они участвовать тоже готовы.

– Можно ли говорить о том, что сегодня пришло «поколение селфи», то есть людей, привыкших любоваться собой и выставлять результат своего творчества в соцсетях?

– Мы обычно делаем выводы, отталкиваясь от какой-либо страты, зачастую обеспеченной или по-деревенски рвущейся к светской жизни. Но людей живет в мире огромное количество. В техническом вузе, к примеру, мы столкнемся с иным представлением о мире, нежели в творческом, куда порой приходят, к примеру, чтобы правдами и неправдами сняться в сериале или проявить свой талант…

Стремятся ваши воспитанники в сериалы-то?

– Конечно, стремятся, как не стремиться – при стипендии 2500 рублей?

Другие новости

Кино

Мастер мокьюментари Михаил Местецкий

Мастер мокьюментари Михаил Местецкий
В Ельцин Центре 5 сентября прошла первая встреча второго сезона образовательной программы «Отечественная история в кинематографических свидетельствах: правда, постправда, ложь». Открыл сезон российский мастер Михаил Местецкий: режиссер «Тряпичного союза», «Незначительных подробностей случайного эпизода», сценарист «Легенды №17», «Хорошего мальчика» и идейный вдохновитель музыкального бэнда «Шкловский».
11 сентября 2019 г.
Книги

«Революция» Эмманюэля Макрона дошла до Москвы

«Революция» Эмманюэля Макрона дошла до Москвы
На днях из печати вышла (в русском переводе) книга французского президента Эманнюэля Макрона «Революция». Книгу выпустило издательство МГУ, тираж – две тысячи. У русского издания – особая, не простая судьба, это проект. В его реализации принял участие и Президентский центр Б.Н. Ельцина.
11 сентября 2019 г.
Дети

День знаний в Ельцин Центре

День знаний в Ельцин Центре
В Ельцин Центре 2 сентября отметили День знаний. Школьников от 7 до 17 лет знакомили с современными профессиями, а в зале Свободы старшеклассники состязались в знании новейшей истории страны.
7 сентября 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.