Александр Архангельский — об образах 90-х в культуре и массовом сознании

30 июня 2023 г.Михаил Лузин
Александр Архангельский — об образах 90-х в культуре и массовом сознании

Как культура реагирует на перемены в обществе, создаёт интерпретации политических и социальных явлений? Об этом в лекции в Ельцин Центре в Екатеринбурге на примере событий 1990-х годов рассказал Александр Архангельский — писатель, телеведущий, автор просветительских проектов.

Лекция «1991. 1993. 1996. 1999. Как напишем, так и было?» состоялась 15 мая в рамках авторского цикла «Культура на переломе: до и после распада СССР». Эксперт попытался оценить влияние девяностых на будущее страны и реконструировать, через какие акценты это десятилетие будет восприниматься грядущими поколениями.

Важность выбора рамки

— Технологический прорыв последних 150 лет, связанный с появлением кинематографа, радио, телевидения и интернета, позволил воспроизводить реальность без участия человека, — сказал Александр Архангельский. — Однако это также привело к проблеме искажения событий и потере объективности.

Прошлое оценивается с разных точек зрения, и результат анализа во многом зависит от рамки, в которую помещается явление. Например, 300-летнее правление Романовых может рассматриваться как положительное или отрицательное, в зависимости от выбора временного отрезка. Если взять период с 1613 до 1913 года, то можно утверждать, что династия привела страну к процветанию. А если сместить финальную точку до 1917-го, то к распаду и катастрофе.

Формула «как напишем, так и было» была впервые использована в журнале «Афиша» для описания культурной жизни в новой России. Тем самым журналисты акцентировали внимание на важности способа рассказа о событиях.

Девяностые годы были периодом значительных изменений на советском и постсоветском пространстве. Выбранные даты — 1991, 1993, 1996, 1999 — считаются для десятилетия ключевыми. Будут ли они рассматриваться положительно или отрицательно? Чтобы ответить на этот вопрос более-менее объективно, важно анализировать и сопоставлять различные источники. А также грамотно интерпретировать не только сами события, но и их контекст, предпосылки и последствия, говорит Александр Архангельский.

Интерпретация важности событий на примере 1991 года

Девяносто первый год символически начинается с попытки подавить вильнюсское сопротивление и взять местный телецентр. В том же году вспыхнули конфликты в Южной Осетии и в Сомали. Чехословакия вступила в Совет Европы. Произошло убийство премьер-министра Индии Раджива Ганди и избрание президентом Грузии Звиада Гамсахурдии. Землетрясение в Пакистане и эвакуация 14 тысяч евреев из Эфиопии. Провозглашение Чеченской республики и возвращение Ленинграду, Свердловску и Куйбышеву исторических названий. Почти одновременно с вильнюсскими событиями началась операция «Буря в пустыне» — первая война в Персидском заливе.

— Какое событие из перечисленных важнее? Для Пакистана — землетрясение. А для мировой истории? Конечно «Буря в пустыне». А что из этого войдёт в учебники истории? Боюсь, что ни то, ни другое, ни третье, — комментирует Александр Архангельский. — Для обычного советского человека той эпохи так и вовсе самым важным событием стало изъятие из обращения пятидесяти- и сторублёвых купюр. Люди умирали в очередях в банки, Вильнюс был неочевиден, а «Буря в пустыне» — далеко. Но вспомним ли мы об этой денежной реформе сейчас? Не факт.

По мнению Александра Архангельского, в первую очередь 1991 год войдёт в учебники началом кровавой бойни в Югославии в марте, неудавшимся августовским путчем ГКЧП и декабрьским совещанием Бориса Ельцина, Станислава Шушкевича и Нурсултана Назарбаева в Беловежской пуще. Эти события взаимосвязаны, уверен он: после провала путча лидеры советских республик резонно опасались развития событий по югославскому сценарию, и это имело ключевое значение для мирного роспуска СССР.

— Как 1991 год входит в мировую историю — положительно или отрицательно? Каждая сторона может иметь свою точку зрения, и важно иметь дискуссию, где все стороны готовы частично изменить свои принципы, — говорит Александр Архангельский.

По мнению эксперта, для того, чтобы образ эпохи сложился, важно, чтобы была противоположная точка зрения. На Беловежские соглашения можно смотреть как на удачный и бескровный выход из неразрешимых противоречий в СССР, а можно как на главную геополитическую катастрофу XX века. И такая полярность взглядов нормальна. Каждое следующее поколение будет пересматривать подходы и принимать свои решения. Историческое размышление может приходить к разным выводам — тем история и отличается от эмпирической науки.

— Когда мы выбираем картинку, символизирующую перемены 1991 года, мы увидим Ельцина на танке. Это мужественный поступок, независимо от того, что позже думали о президенте России, — отметил лектор. — Люди, которые рядом с ним на танке и перед ним на площади, разделяют с ним опасность. Люди объединены, они думают, что у них перед глазами единый образ незыблемой истории, как оно будет в будущем, а перед ними на самом деле пока ещё не расколовшееся зеркало. Внутри этого целостного образа побеждающей свободной России уже есть трещины, которые приведут к расколу.

Формирование образа 1990-х в литературе

— Из девяносто первого года вырастает расстрел Белого дома в 1993 году и 1994 год в Чечне, — говорит Александр Архангельский. — Несовместимость двух демократий бывает страшнее, чем несовместимость двух тоталитаризмов. 1991 год даёт нам иллюзию единства, 1993-й — понимание, что иллюзия единства оборачивается страшным кровавым расколом, 1996-й превращается в иллюзию управляемости политических процессов.

Как начал складываться образ девяностых? Вадим Волков, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, в своей книге «Силовое предпринимательство» показывает, что в России неизбежен был путь бандитизма, и бандитизм неизбежно менялся в сторону цивилизованности после кровавого расстрела, — рассказывает лектор.

По словам Александра Архангельского, образ России бандитской — не единственный возможный и реализованный. Об этом написал книгу «Большая пайка» Юлий Дубов, бывший директор «ЛогоВАЗа». Компания, принадлежавшая Борису Березовскому и Бадри Патаркацишвили, была теневой структурой, занимавшейся продажей автомобилей «Жигули», а потом разрослась до размеров государства. По мнению Александра Архангельского, «Большая пайка» — редкий случай, когда успех в бизнесе сочетается с талантом писателя. По мотивам этой книги режиссёр Павел Лунгин снял фильм «Олигарх».

— В тюрьме большая пайка опасней малой, потому что ведёт к тому, что хочется всё больше и больше. Это рассказ о том, как хотели всё больше и больше, и сами себя загнали в ловушку. В этой книге описывается сложный образ теневого бизнеса, который ведёт простую борьбу за власть и деньги, — рассказывает Александр Архангельский.

В 1999 году выходит роман Виктора Пелевина «Generation П», который изображает прошедшее десятилетие как путь в телевизионное небытие. Главный герой Вавилен Татарский становится сначала копирайтером, а потом и вовсе олицетворением земного бога, потому что творит реальность, которая постепенно замещает реальную действительность.

По мнению Александра Архангельского, литература создаёт образ реальности, при этом особенно с ней не считаясь. Пример — книга Сергея Шаргунова «1993», содержащая отсылки к «1793» Виктора Гюго с вкраплениями реальности, окружавшей нас в 1990-е годы.

Девяностые годы также остались в мемуарах. Среди них Александр Архангельский выделил воспоминания «архитектора перестройки» Александра Яковлева и председателя Верховного совета СССР Анатолия Лукьянова, который пострадал в результате событий 1991 года, первого президента СССР Михаила Горбачёва и председателя Совмина Николая Рыжкова, книги сторонников Бориса Ельцина Сергея Шахрая и Евгения Савостьянова и его соперника, председателя ВС РСФСР Руслана Хасбулатова.

— Кто рассказывает, тот и строит картину. Надеяться, что кто-то вам расскажет объективную историю вместо вас самих, не стоит. Ваша субъективность и есть ваша объективность. Чтобы понять, что происходило, нужно обращаться и к тому, что вам близко, и к тому, что вам не нравится. Главное, чтобы эти источники были качественно написаны, — подвёл итог лекции Александр Архангельский.

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.