Тамара Эйдельман — о мирных революциях ХХ века в Европе

21 апреля 2021 г.Наталья Шурмина
Тамара Эйдельман — о мирных революциях ХХ века в Европе

Авторский цикл «Против течения: история гражданских конфликтов» заслуженного учителя России Тамары Эйдельман, посвященный мирной борьбе людей за свои права, завершился в Ельцин Центре 11 апреля рассказом о мягкой и бескровной смене тоталитарной власти в ряде европейских стран в ХХ веке и силах, которые стояли в авангарде революционных перемен.

Известный педагог, потомственный историк и писатель Тамара Эйдельман в своей лекции обратилась к событиям в Испании, Португалии, Чехословакии, Польше и Венгрии, ставшим началом радикальных перемен и либерально-демократических преобразований в этих странах.

— В нашем представлении революция — это бунт. При упоминании этого слова мы вспоминаем Великую французскую революцию и события 1917 года в России, но надо понимать, что на самом деле революция — это совершенно не обязательно кровавые события, она прежде всего означает переворот, резкое и сильное изменение политического и экономического строя. ХХ век знает много очень разных революций — как с большим количеством жертв, так и мирных. Революции, где кровь не проливалась, проходили с разным успехом, имели разные последствия, но такая мирная смена власти возможна.

Свой рассказ о мирных революциях в Западной Европе Тамара Эйдельман начала с событий 25 апреля 1974 года в Португалии, которые вошли в историю как «Революция гвоздик», а движущей силой смены власти стали военные.

— История Португалии очень интересна потому, что, на первый взгляд, это не та страна, где должна была произойти мирная революция. Здесь не было глубоких демократических корней, традиций. Некогда очень богатая колониальная империя с мощной королевской властью постепенно движется по наклонной плоскости, не вкладывая средства в модернизацию и не развиваясь. К началу ХХ века Португалия — бедная страна, где один кризис следует за другим. В 1926 году там устанавливается военная диктатура, а затем правый авторитарный режим. Вся реальная власть сосредоточена в руках одного человека, им был Антониу Салазар — диктатор и националист, который очень жёстко расправлялся с политическими противниками, держал прессу под контролем и дал огромную власть тайной полиции.

По словам Эйдельман, в 30-е годы Салазар был невероятно популярен, с ним в Португалию пришла стабильность, но выросло новое поколение, которое кроме стабильности хотело еще и свободы. В стране вновь нарастает экономический кризис, который усугубляет война в африканских колониях, и к 1974 году армия устала от происходящего. Офицеры среднего ранга, придерживавшиеся левых идей, стали выводить на улицу своих людей и требовать отставки диктатора. Повстанцев, к которым присоединились и правительственные войска, жители Лиссабона встретили цветами — как освободителей.

— Совершившие переворот после дрейфовали кто влево, кто вправо, но это не изменило того, что Португалия стала демократическим государством, хотя и осталась одной из самых бедных стран Европы. Звучат голоса, что в стране нет таких темпов экономического развития как при Салазаре, — но были выпущены политзаключенные, распущена тайная полиция, и страна развивается. Всё это произошло вследствие политики военных, которые решили, что диктатура ведет страну к кризису.

Еще один пример мирного перехода от диктатуры к демократии продемонстрировала миру Испания, где движущей силой перемен стали прогрессивные функционеры, отметила историк. Она подробно рассказала о режиме Франко, просуществовавшем в стране почти сорок лет, вплоть до смерти диктатора в 1975 году, его экономических и политических последствиях, а также причинах, побудивших к реформам.

— Если в Португалии перемены начали военные, то в Испании главным архитектором перемен стал Адольфо Суарес, который не был либеральным оппозиционером, а получил известность как крупный партийный функционер при Франко. Его усилиями при поддержке короля Хуана Карлоса I, правившего страной после смерти диктатора, была заново построена многопартийная политическая система, прошли демократические выборы и была принята новая конституция, гарантирующая права и свободы граждан. Испанию после ещё будет бросать из стороны в сторону, Суарес уйдет в отставку с поста главы правительства, но реформы в стране идут, и демократия, установленная руками бывших фалангистов, сохраняется.

Эйдельман в своём рассказе о бархатных революциях также не могла обойти стороной крушение социалистического лагеря, которое всюду, кроме Румынии, прошло мирно. Она отметила роль Михаила Горбачёва, начавшего перестройку в СССР, но указала и на другие предпосылки, которые привели страны Восточной Европы к демонтажу действующих политических систем и началу демократических реформ.

Историк считает, что важным фактором мирной смены власти в странах бывшего соцлагеря было сближавшее многие годы разные группы населения ощущение того, что власть коммунистов привнесена извне, на штыках Красной армии. Кроме того, большую роль сыграла церковь, которая поддерживала борьбу за свободу. Вдохновляли людей такие фигуры, как кардинал Йожеф Миндсенти — один из идеологов восстания в Венгрии в 1956 году. Папа Римский Иоанн Павел II, который до интронизации носил имя Кароль Войтыла, всегда всячески противодействовал коммунистическому режиму в Польше. Его визит на родину в 1979 году невероятно подхлестнул национальный подъем. Также крупнейшей оппозиционной силой в этой стране стал профсоюз «Солидарность».

— Таким образом, военные, функционеры, рабочее движение, интеллигенты, церковь привели свои страны к демократии мирным путем, лишь в Румынии при этом пролилось много крови. Мне сложно сказать, почему механизм мирных революций сломался именно там, этот вопрос пока остается открытым для историков.

Перед финальной лекцией цикла «Против течения: история гражданских конфликтов» Тамара Эйдельман подвела итог курса и поделилась с корреспондентом сайта Ельцин Центра планами дальнейшего сотрудничества.

— Я не всегда согласна с тем, что делали герои этого цикла, и, конечно, есть ещё большое количество людей, которые проповедовали и на практике реализовывали мирное гражданское неповиновение, но их имена не были упомянуты в этом цикле. Мы шли по самым знаменитым, по самым ярким фигурам, но в разные времена были те, кто считал, что можно действовать мирно. И, как мне кажется, это — тот вектор, которому мы должны следовать изо всех сил.

Сейчас мы обсуждаем планы на следующий год, и, возможно, будет новый курс. В Екатеринбурге замечательная публика, которая прекрасно слушает, задает интересные вопросы. Для меня огромное удовольствие приезжать в Ельцин Центр, говорю это совершенно искренне.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.