«Римские элегии» – от Проперция до наших дней

18 ноября 2021 г.Татьяна Филиппова
«Римские элегии» – от Проперция до наших дней

Театральная платформа «В Центре» 14 ноября представила очередную громкую премьеру – спектакль «Римские элегии» по текстам Проперция, Катулла и Елены Шварц в постановке Александра Плотникова.

На афише спектакля указано время восхода и захода солнца. Это не случайно. При панорамном остеклении с высоты пятого этажа город лежит как на ладони, и он –полноправный участник театрального действа. В центре импровизированной сцены любовное ложе – большая современная кровать, в которой иногда посредством телефонов общаются друг с другом влюбленные. Бесхитростно, незамысловато, как и полагается современным молодым людям. Гораздо больше смысла в их движениях, жестах и тех неоновых сообщениях на фоне погружающегося в сумерки города, которые переводят современность на древний, некогда существовавший язык.

Влюблённые то сходятся, то расходятся, выходят и растворяются в большом городе, страдают, выясняют отношения, пьют красное вино и пишут друг другу только им двоим понятные сообщения. Ещё один важный герой «Римских элегий» – время. Оно то останавливается, то уходит вперёд, то течёт нестерпимо медленно, возвращая ритм существования к реалиям Древнего Рима. И тогда даже короткие бессмысленные сообщения словно бы освещаются вечностью, незыблемостью того, что называется любовью. В спектакле нет откровенных постельных сцен, но много нежности и чувственности. Есть боль и страх потерять друг друга, значимость мига и неотвратимость вечности, на пороге которой находятся все влюблённые. Обыденное, человеческое здесь подсвечено поэзией самой высокой пробы.

В спектакле заняты актёры екатеринбургских театров Марина Гапченко, Виктория Семенова, Герман Варфоломеев и Ростислав Ганеев. Их голосами звучат прекрасные римские элегии. В современных влюблённых вселяются души римского поэта Проперция и его возлюбленной Кинфии, которую он любит, боготворит, ревнует. Для него мучителен каждый миг без неё. Но мы уже знаем их историю. Она уходит раньше него, он скорбит, и это рождает прекрасную поэзию. Кажется, их связь не прекращается и после смерти.

Спектакль тонкий, атмосферный, лишённый грубой обыденной телесности. В нём присутствуют не только краски и полутона, но даже запахи. Тончайшие ароматы провоцируют новые ассоциации, делают происходящее более насыщенным и реальным. Это заслуга художника-постановщика спектакля — Константина Соловьёва.

Накануне премьеры нам удалось поговорить с режиссёром «Римских элегий» Александром Плотниковым.

– Александр, почему вдруг вы обратились к Проперцию?

– У замечательного поэта Григория Дашевского прочитал стихотворение – перевод Проперция. Оно звучит в конце нашего спектакля. Я понял, что люблю Проперция. Именно это стихотворение, потому что Проперций очень разный. У меня возникло ощущение, что мы могли бы посмотреть на самих себя глазами древних римлян, взглянуть на современность, как на артефакт истории и посмотреть, что из этого получится. Какие смыслы сможем извлечь, что почувствовать. Для римлян это характерное ощущение, они уже живут в истории. Мы живём как будто на свалке. Тем, кто родился в 90-е, трудно понять, где они находятся. Попыток осмыслить это пространство и время, забросить себя максимально далеко, в максимально неподходящее время и столкнуть это. Впоследствии я написал несколько текстов, отталкиваясь от Проперция, тексты XXI века, которые звучат, взял тексты Елены Шварц, которые звучат от лица Кинфии, возлюбленной Проперция. Получилось три источника: Проперций – I век до н.э., Елена Шварц – ХХ век, и мои тексты, посвящённые моей жене и мне – XXI век. Всё это мы попытались связать в одно, найти в этом живую поэзию.

– Складывается ощущение, что в жизни римлян было больше смысла?

– Вполне возможно. Они как будто постоянно спрашивают себя, а мы не спрашиваем. Они задают себе вопросы, отвечают на них и живут в таком элегическом состоянии, в котором я тоже хотел бы жить. Это не значит, что надо всё время ходить на котурнах и изъясняться стихами. Можно посуду мыть и при этом чувствовать жизнь.

– На этом фоне уж очень неказисто выглядит переписка современных влюблённых?

– Она такая и есть сегодня. Мы показали её сознательно, потому что стихи Проперция, которые звучат в спектакле, это тоже переписка. Элегии – это письма к ней, которые Проперций мог бы ей отправить в WhatsApp или «ВКонтакт». Поэтому мы показали современную переписку, в которой люди пишут о том же, только на другом языке.

– К кому вы обращаетесь в своём спектакле?

– К моей жене. Она его обязательно увидит и поймёт, что адресовано именно ей. Спектакль уже существует сам по себе, живёт своей жизнью отдельно от нас. Он адресован всем, кто любит или не любит поэзию. Я был бы рад, если бы пришли люди, которые не любят стихи, и вдруг смогли бы их полюбить или взглянуть на них иначе.

– Вы могли бы коротко обозначить, почему надо обязательно посмотреть ваш спектакль?

– Он очень нетрадиционный. Это театр, использующий перформативные элементы. Он документальный, потому что в нём присутствует реальная переписка героев. Советую посмотреть его всем тем, кто задаёт себе вопросы: что я здесь делаю? Или тому, кто, может быть, в этот момент отвечает на них. Мы попытались сделать спектакль таким образом, что всё, что попадает в зону внимания зрителя, становится поэзией. Когда мы записывали переписку, кто-то из героев чихнул, и этот чих попал в спектакль, стал частью действа. Ради этого я предлагаю тем, кто раздумывает, забыть всё, что он до сих пор знал о поэзии, о театре, представить, что Екатеринбург – это Рим, и вместе с нами пуститься в это путешествие.

На премьере побывали театральные критики, известные философы, культурологи, журналисты и режиссёры. Некоторые уже высказались по поводу спектакля.

Лариса Барыкина, театровед, театральный критик:

– Иду по вечернему заснеженному Екатеринбургу после «Римских элегий» на сцене Театральной платформы Ельцин Центра. Спектакль оказался посвящен прекрасной даме, которую мы все знаем. И я об этом догадалась не в финале, когда высветилась надпись, а где-то в середине действия. Зрелище нежное, как и сам постановщик Саша Плотников. Атмосферное и хрупкое до рассыпчатости. Выглядит немного анемичным и обескровленным, даже инфантильным, как и то поколение, которому спектакль адресован. Соединение текстов Проперция и Катулла с современной лексикой слух не режет. Их многоканальная трансляция – голоса в записи, вживую, на самых разных поверхностях, ставшими экранами – воздействует безотказно. И знаете, чего больше всего хочется после спектакля, сочленяющего разные эпохи? Хочется еще больше Проперция про любовь к прекрасной и загадочной Кинфии, и непременно с полнозвучным бархатным тембром Германа Варфоломеева…

Алексей Федорченко, режиссёр:

– Отличный спектакль «Римские элегии» в театре Ельцин Центра. По текстам Проперция и Катулла. Премьера. Режиссёр – Александр Плотников. Город участвует!

Лев Закс, философ, культуролог:

– Я видел прогон. Умно, тонко, философично, душевно. В час укладываются огромные пласты и смыслы личной жизни людей и мировой культуры. Лаконизм средств и огромная информационная насыщенность при эмоциональной силе и проникновенности. По-моему, это и есть настоящее современное искусство. Поздравляю Александра Плотникова и его талантливых сотворцов.

5 декабря – ближайшая дата спектакля «Римские элегии».

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.