III Екатеринбургский еврейский кинофестиваль

6 октября 2020 г.
III Екатеринбургский еврейский кинофестиваль

Осенью в Екатеринбург возвращается фестиваль еврейского кино

III Екатеринбургский еврейский кинофестиваль (3-й ЕЕКФ) пройдет с 12 по 17 октября в Ельцин Центре и Доме Кино.

В программу 3-го Екатеринбургского еврейского фестиваля вошли лучшие художественные, документальные и короткометражные картины 4-го и 5-го Московских еврейских кинофестивалей, прошедших в 2018 и 2019 годах. Многие фильмы были представлены на таких престижных киносмотрах, как Международный фестиваль Tribeca (Нью-Йорк), Американский фестиваль независимого кино Sundance, Международный фестиваль документальных фильмов Hot Docs (Канада), кинофестивали в Торонто, Пекине, Гонконге, Салониках и другие.

Официальный сайт, расписание сеансов

3-й ЕЕКФ откроется российско-украинской документальной картиной «Into_нация большой Одессы» режиссера Александра Бруньковского с участием Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Леонида Бараца, Ростислава Хаита и других. Картина была отмечена главным призом 4-го Московского еврейского кинофестиваля и Британской премией «Золотой Единорог». На церемонии закрытия фестиваля будет показан фильм-победитель 5-го Московского еврейского кинофестиваля «Неортодокс» израильского режиссера Элирана Малка, посвященный теме борьбы за свободу выбора и проблеме дискриминации по национальному признаку. Картина была также представлена на Пекинском международном кинофестивале в 2019 году.

Среди участников 3-го Екатеринбургского еврейского фестиваля: фильм «Неповиновение» о девушке, не принимаемой еврейской ортодоксальной общиной из-за ее нетрадиционной сексуальной ориентации; документальная драма «Адвокат» о женщине, защищающей в суде палестинских боевиков и радикалов. Духоподъемное документальное кино «93-я королева» рассказывает историю о женщине, принадлежащей еврейской ортодоксальной общине, которая решается занять «мужскую профессию» - стать гражданским судьей. Экспериментальная картина «В прах» рассказывает о мужчине, переживающем кончину своей супруги и ищущем ответы на вопросы о природе смерти. Сатирическая анимация «Седер-Мазохизм» предлагает современную трактовку историй об исходе евреев из египетского рабства и осмысляет место женщины в этом контексте.

  • Егор Одинцов, генеральный продюсер российских еврейских кинофестивалей:

«За годы проведения у фестиваля сформировалось свое лицо - мы показываем редкие фильмы, посвященные злободневным темам современного еврейского общества. Екатеринбург — прогрессивный центр России, в нем с такой же скоростью, как и в столице, развиваются новые тенденции, город имеет большую культурную значимость, а екатеринбуржцы открыто включаются в актуальную повестку. Мы надеемся, что нам вновь удастся стать ярким и интересным событием как для еврейской диаспоры, так и для любителей авторского кино».

  • Константин Фам, продюсер российских еврейских кинофестивалей:

«Екатеринбург, являясь столицей Урала и фактически сердцем России, всегда был также важной культурной точкой нашей страны. Если Москва и Санкт-Петербург часто копируют идеи запада, то в Екатеринбурге идеи рождаются, появляются самородки, которым под силу определить ход национального кинематографа. Наш фестиваль показывает все самое интересное, что произошло за последнее время в кино на еврейскую тему. И мы будем очень рады, если соберем на наших площадках екатеринбургскую активную публику и сможем создать правильную среду для появления уникальных деятелей культуры, таких как, например, Григорий Александров, Алексей Балабанов, Николай Коляда, Алексей Федорченко».

  • Александр Борода, президент Федерации еврейских общин России, раввин:

«Расширение географии Еврейского кинофестиваля говорит не только о его растущей популярности, но, в первую очередь, об актуальности и злободневности представляемых на фестивале картин как с художественной, так и с тематической точек зрения. Настоящие фильмы интересны не только определенной целевой аудитории. За счет своей разножанровости и беспристрастности в отражении ситуации, бытующей в производстве картин на еврейскую тематику, это кино охватывает более широкую аудиторию, становясь культурным событием для совершенно разных групп людей. Уверен, что постоянные поклонники Екатеринбургского фестиваля с нетерпением ждут его открытия».

В 2019 году Еврейскому кинофестивалю в России исполнилось 5 лет. К своему московскому юбилею фестиваль представил более 50 авторских фильмов из разных стран, осмысляющих еврейскую идентичность, вопросы свободы и сохранения традиций, место еврейской женщины в современном обществе. С каждым годом усиливается влияние фестиваля на международном уровне, растет число заявок от иностранных режиссеров из США, Канады, Великобритании, Швейцарии, Израиля, Нидерландов, Германии, Дании и многих других стран. Являясь единственной в России площадкой для популяризации еврейского кино, фестиваль также создает поле для развития российского кинематографа в этой области и приветствует участие соотечественников. Неизменной чертой фестиваля остается сфокусированность на поддержке актуального кино еврейской тематики, а также разноплановость картин с точки зрения авторской мысли и киноязыка. Фестиваль быстро реагирует на тенденции и откликается на современную повестку, поэтому в его программе множество художественных и документальных картин, поднимающих вопросы гендерного равенства и прав как женщин, так и мужчин, конфликта ортодоксальных слоев и быстро развивающегося глобального мира. В то же время в смотре участвуют фильмы, по-новому исследующие исторические события еврейского народа и отдельных ярких личностей.

Важным достижением фестиваля является качество параллельной программы и образовательных мероприятий. Для каждого фильма оргкомитет организует творческие встречи и Q&A с создателями, привлекает профессиональных спикеров для лекций, мастер-классов и обсуждений тем, поднимающихся в картинах.

Проведение 3-го ЕЕКФа планировалось весной 2020 года, но из-за пандемии коронавирусной инфекции и последующего введения режима самоизоляции, было принято решение о переносе киносмотра на более благоприятное время.

Все мероприятия пройдут в традиционном для фестиваля формате с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических норм и ограниченным количеством участников.


Организатор: фонд Ark Foundation

Генеральные партнеры: Фонд Президентских грантов, Федерация еврейских общин России, международная студенческая еврейская организация «Гилель».

Официальные партнеры: видео продакшн «Big Bag Films», кинотеатр «Дом Кино», Ельцин Центр, сеть отелей «Оригинальные отели», еврейская организация «Менора»

Линейные партнеры: проект «Лимуд LABS».

Генеральные информационные партнеры: информационное агентство ТАСС, радиостанция «Эхо Москвы в Екатеринбурге», городской информационный портал e1.ru, издания Sobaka.ru (Екатеринбург) и The Village (Екатеринбург).

Официальные информационные партнеры: Киноафиша.info, STMEGI, Jevents, издания «Уралнаш», Kuda.Go (Екатеринбург), «Молодежный Екатеринбург».

Программа 3-го Екатеринбургского еврейского кинофестиваля

Фильм открытия

3-й ЕЕКФ откроется российско-украинской документальной картиной «Into_нация большой Одессы» режиссера Александра Бруньковского. Фильм – размышление о малой родине, о том, почему даже любя родной город, люди покидают его. Премьера состоялась на Московском международном кинофестивале в 2018 году, картина стала лучшей в конкурсе 4-го Московского еврейского фестиваля и была отмечена Британской премией «Золотой Единорог». Также фильм был представлен на Одесском международном кинофестивале, фестивалях «Послание к человеку» (Санкт-Петербург), «Окно в Европу» (Выборг) и показан на российской неделе кино в Нью-Йорке.

О фильме:

Город Одесса специально создавался, как прибежище для людей разных национальностей и вероисповеданий. Юмор — особый язык, который помогает одесситам общаться и уживаться друг с другом. Об одесском юморе и одесском акценте ходят легенды. Но — парадокс — из этого города постоянно уезжают люди! Его любят, но его оставляют, как дети свою маму. Герои фильма — Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Леонид Барац, Ростислав Хаит, Валерий Тодоровский, Оксана Фандера, Виктор Лошак, Михаил и Анатолий Контуш и другие рассказывают о феномене города у Черного моря. Фильм снимался в Германии, Израиле, Украине, России, Австрии, Франции.

Из рецензии на Cinemaflood (http://cinemaflood.com/intonation-of-big-odessa-2018/):

  • Кинокритик Георгий Сульгин:

«На протяжении полутора часов незнакомые друг с другом люди мистическим образом говорят об одном и том же: о своей тоске по дому, об особенностях менталитета одесситов, специфичности их диалекта и уникальности юмора, а также о внешнем виде самого города, чья архитектурная пестрота вполне соответствует многообразию этнического состава. Национальное разнообразие Одессы, как считают герои фильма, — главная первопричина её абсолютной непохожести на любой другой город мира. Интонация — это не просто каждая нота по отдельности, а отношения различных нот между собой. Одесса — это нотная грамота, в которой нотами являются её жители. Чем больше различных нот вступают в это взаимодействие, тем глубже и богаче получается мелодия».

Фильм закрытия

Фильмом закрытия фестиваля в Екатеринбурге станет картина-победитель 5-го Московского еврейского кинофестиваля «Неортодокс» израильского режиссера Элирана Малка. Картина была также представлена на Пекинском международном кинофестивале в 2019 году.

О фильме:

1983 год, Израиль. Сефард и вдовец Яков Коэн решает начать борьбу, когда его дочь, которую он воспитывает в одиночку, исключают из школы только потому, что она не ашкеназка. Движимый чувством несправедливости, Коэн с друзьями собирают политическую партию ШАС (существует и по сей день и входит в Кнессет), до конца не осознавая с чем ему придется столкнуться.

  • Из интервью с режиссером на сайте Jewish.ru на русском языке. Режиссер Элиран Малка:

«Любое политическое движение начинается с идеи, визионерства, видения будущего. Было оно и у основателей ШАС, но пришедший успех требовал встраивания в существовавший госаппарат. И какой бы чистой ни была изначальная идея, она быстро теряет свое обаяние и очарование – государственная машина перемалывает всё. Через это проходит любая партия. И фильм, по большому счету, не только о ШАС, но и о природе политики как таковой. Это история о людях, которые «подходят» на начальном этапе и оказываются «лишними» на новом уровне развития. Просто потому, что они не умеют играть в политические игры».

Художественное полнометражное кино

1. «Неповиновение»; режиссер Себастьян Лелио; Ирландия, Великобритания, США; 2017

Ронит Крушка вынуждено возвращается в общину ортодоксальных евреев в северном Лондоне на похороны своего отца-раввина. Ее приезд и встреча с подругой детства Эсти и духовным преемником отца Довидом рождает неприятие и многочисленные споры.

Мировая премьера фильма состоялась на международном фестивале в Торронто.

2. «В прах»; режиссер Шон Снайдер, США, 2018

У хасида Шмуэля, живущего на севере штата Нью-Йорк, в одночасье умирает жена. Он, не в силах отпустить её и двинуться дальше, начинает исследовать вопросы разложения её тела в могиле, прибегнув к помощи профессора естествознания.

Фильм получил приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале Tribeca

3. «Седер-Мазохизм»; режиссер Нина Пэйли; США, 2018

Авторская интерпретация библейских эпизодов со многочисленными галлюциногенными музыкальными номерами: все подряд - исторические и не очень - персонажи (от Иисуса и Моисея до венер палеолита) танцуют и подпевают самым разнообразным релевантным теме песням от Moses Supposes из фильма «Поющие под дождем» до Let My People Go Луи Армстронга.

Фильм получил приз зрительских симпатий на Международном анимационном кинофестивале Animator

4. «Неортодокс»; режиссер Элиран Малка, Израиль, 2018

1983 год, Израиль. Сефард и вдовец Яков Коэн решает начать борьбу, когда его дочь, которую он воспитывает в одиночку, исключают из школы только потому, что она не ашкеназка. Движимый чувством несправедливости, Коэн с друзьями собирают партию ШАС (существует и по сей день и входит в Кнессет), но ему придется столкнуться с миром грязной политики.

Мировая премьера состоялась на Пекинском международном кинофестивале. Фильм – победитель 5-го Московского еврейского кинофестиваля.

5. «Кадиш»; режиссер Константин Фам; Россия, Беларусь; 2019

Завещание бывшего узника концлагеря сталкивает и переворачивает жизнь двух молодых людей из разных миров, проливая свет на трагическую историю их семьи.

Фильм получил Гран-при международного кинофестиваля Eurasian Creative Guild Film Festival (UK), а также был награжден в номинации «Лучший сценарий» на Открытом российском фестивале кино и театра «Амурская осень»

Документальные полнометражные фильмы

1. «Бобби Джин»; режиссер Мария Миранда; Дания, Швеция, Израиль, США; 2017

После десяти лет ошеломительной славы в Израиле, американская танцовщица Бобби Джин выводит накал страстей на новый уровень: она решает уйти от великого наставника и хореографа Охада Нахарди и от своего возлюбленного, и вернуться в Соединенные Штаты. Твердо решив добиться успеха, Бобби создает собственные перфомансы: неистовые, индивидуальные, и стирающие все границы.

Фильм стал победителем на Международном кинофестивале Tribeca

2. «Адвокат»; режиссер Рэйчел Ли Джонс; Израиль, Канада, Швейцария; 2019

Леа Цемель называют адвокатом дьявола: в израильских судах она защищает в том числе палестинских боевиков и радикалов. Она постоянно проигрывает дела, но не может отступиться от правозащитной миссии: право на защиту в суде имеет любой, и здесь не важны национальные предубеждения.

Фильм получил приз жюри на Международном фестивале в Гонконге; призы FIPRESCI и Golden Alexandr на Международном фестивале документального кино в Салониках. Участвовал в престижном фестивале независимого кино Sundance

3. «Дина Рубина. На солнечной стороне»; режиссер Станислав Митин; Россия; 2018

Откровенный и эмоциональный портрет известнейшей русско-израильской писательницы и киносценариста, лауреата многих престижных литературных премий Дины Рубиной. Вместе с режиссёром и другом Станиславом Митиным Дина возвращается в свое детство и юность, проведенные в Ташкенте, рассуждает о московском становлении в творчестве и делится эмоциями от эмиграции в Иерусалим. Фильм наполнен отрывками из знаменитых произведений писательницы, эпизодами из фильмов, созданных по Рубиной, и зарисовками из ее теперешней жизни.

4. «Антон Чехов и Исаак Левитан: двойной портрет в интерьере эпохи»; режиссер Галина Евтушенко; Россия; 2019

Картина посвящена двум великим русским художникам. Её создатели сделали акцент не на бытовой истории дружбы Чехова и Левитана, а на родстве их творческих усилий, на сходстве и различии их характеров. Авторы фильма не предлагают безоблачную картину. В интерьере эпохи сделана попытка создать противоречивый, подчас запутанный мир, где выявляются тончайшие нюансы поведения крупных, великих личностей. Взаимопроникновение творческих методов, взаимовлияние двух гениев — вот основной мотив фильма.

5. «93-я королева»; режиссер Пола Эйзелт; США; 2018

Рэйчел Фрейер живёт в бруклинском районе Боро-парк, в еврейской ортодоксальной общине, где место женщины на кухне. Мужчины не могут даже пожать ей руку, таковы обычаи в общине. Рэйчел хочет быть более самодостаточной, для этого она собирает сообщество женщин района, они занимаются вопросами здравоохранения и правозащиты, пытаясь при этом оставаться верными жёнами и матерями. Разумеется, это приводит к разнообразным конфликтам. Американские критики писали об этом фильме так: «Забудьте о Супергёрл и Чудо-женщине, если вы хотите посмотреть кино о настоящей женщине-супергероине в действии, попробуйте фильм "93-я королева"».

6. «Бейтар Иерусалим. Навечно чист»; режиссер Майя Зинштейн;Израиль, 2016

Футбольный клуб «Бейтар Иерусалим» - самая популярная и противоречивая футбольная команда Израиля, единственный клуб Премьер-лиги, который никогда не подписывал контрактов с арабскими игроками. В середине сезона 2012/13, в результате закрытого трансфера, осуществленного владельцем клуба, русско-израильским олигархом Аркадием Гайдамаком, в команду перешли двое игроков-мусульман из Чечни. Эта сделка стала причиной самой националистической кампании за всю историю израильского спорта, в ходе которой дела клуба вышли из-под контроля. Один сезон этого знаменитого клуба — это отражение истории израильского общества и идеи личной идентичности, политики и денег, а также взгляд на то, как национализм уничтожает и команду, и нацию изнутри.

На Международном кинофестивале RiverRun фильм получил спецприз жюри.

Художественное короткометражное кино

1. «Суета сует»; режиссеры Алексей Туркус, Алексей Шелманов; Россия; 2017

История любви в провинциальном городе с юмором, чудесами и национальным колоритом.

2. «Травелог Тель-Авив»; режиссер Самюэл Патти; Швейцария; 2017

Этот нарочито небольшой мультфильм словно нарисован карандашом в блокноте на бегу, как смазанные туристические фотографии Тель-Авива. Лес ног рейверов на танцполе техно-вечеринки вдруг рифмуются с ногами, одетыми в форму военных в противогазах, а выстрелы где-то вдалеке - со взрывами фейерверков на свадьбе. Потрясающе живые и в то же время исполненные буквально парой точнейших карандашных штрихов образы молодого, бьющего энергичностью по голове города, который ни на секунду не забывает ни о прошлом, ни о войне в настоящем: тель-авивцам просто не дают об этом забыть.

Фильм получил приз 5-го Московского Еврейского кинофестиваля

3. «Внешний круг»; режиссер Адам Барух; Великобритания; 2017

Во время долгого и утомительного процесса религиозного обращения Даниэль со своей невестой Катериной решают получить благословение его большой и шумной семьи иракских евреев. На ежегодном застолье в честь Рош Ха-Шана природная элегантность Катерины и ее чистая английская наследственность немедленно располагает к себе семью жениха, однако вскоре становится ясно, что несмотря на теплую и приветливую атмосферу, не все готовы ее принять.

Фильм участвовал в еврейских кинофестивалях Англии и Атланты.

4. «Шемира»; режиссер Адам Уэллс; Великобритания; 2017

Майер, жертва самого большого преступления в истории человечества, проводит последнюю ночь вместе со своей любимой, Лией. Спустя шесть десятилетий с того дня, когда Лиа стала его женой, смерть разлучает их. История фильма происходит на протяжении одной ночи, во время традиционного еврейского ритуала шемира, согласно которому тело ушедшего необходимо сторожить от момента смерти до захоронения. Мы становимся невидимыми свидетелями интимного и личного прощания - потока воспоминаний Майера, начиная от тех, которые кажутся незначительными и случайными, и заканчивая судьбоносными и непредвиденными.

Фильм участвовал в конкурсных программах еврейских кинофестивалей в Чикаго, Сан-Диего, Палм Бич.

5. «Почтальон в трусах»; режиссеры Даниэль Бинстед, Бен Цив; Израиль; 2016

Два брата помогают эксцентричному почтальону, который только что влюбился в первый раз, отправиться в фантастическое путешествие.

Фильм участвовал в конкурсных программах еврейских кинофестивалей в Вашингтоне, Сан-Диего, Гонконге.

6. «Другими словами»; режиссер Таль Кантор; Израиль; 2015

Человек вспоминает момент упущенной возможности пообщаться со своей дочерью. Их короткая встреча спустя годы подрывает его мир и делает слова бессмысленными.

Фильм является призером и победителем многих фестивалей, таких как: 19-й Брюссельский фестиваль короткометражных фильмов, 11-й Афинский анимационный фестиваль, Анимационный фестиваль Иерусалимской анимации, Майский еврейский кинофестиваль, Еврейский кинофестиваль в Сан-Диего.

Документальное короткометражное кино

1. «Сын моего отца»; режиссер Гиллель Рейт; Израиль; 2018

Моше Мишурис, 37-летний одинокий ашкеназ, переехавший вместе с отцом из России, живет в крохотной квартире вместе с престарелым отцом. Их основной доход - пожертвования зрителей их YouTube-канала об иудаизме на русском языке. Моше одинок, он дважды делал предложения разным девушкам, но в итоге ничего не срослось. Когда он идёт к своднице, он то ли надеется, что все же сойдется с кем-то, то ли, наоборот, боится этого. Самое неожиданное - открытый финал: режиссер оставляет Моше в растерянности, но не в одиночестве, потому что он в любом случае остается со своим отцом, почти святым человеком, посвятившим жизнь своей вере.

Фильм победил на фестивале Maaleh Graduation Awards, участвовал в международном фестивале документальных фильмов в Канаде Hot Docs

2. «Эдек»; режиссер Малькольм Грин; Великобритания. 2018

Экспериментальная картина сделана в клиповой манере. Строго говоря, это и есть клип на рэп-трек, смикшированный из записанного монолога 86-летней женщины по имени Джанин, пережившей Холокост, дополненного куплетами, зачитанными молодым американским рэпером Капу. Симфония жизни и памяти, ритма и слов, исполненная при помощи радикального киномонтажа, повествует о загадочном человеке по имени Эдек.

Фильм получил особые премии на Канадском кинофестивале короткометражного кино, а также на фестивалях Best Shorts Competition, Impact Docs Awards

3. «Шаббат в Wendy’s»; режиссер Рейчел Майерс, США, 2017

Фильм документирует трогательную районную традицию, по которой пожилые евреи съезжаются на шаббат и празднуют его прямо посередине фастфуд-ресторана Wendy’s (аналог Burger King). Сначала этому пытались противостоять работники заведения, но упорные бабушки и дедушки вызвали менеджера, и он разрешил им занять несколько столов, чтобы послушать раввина, преломить халу и поесть бургер безо всякого бекона и картошку фри всего за четыре доллара.

Приз победил на международном фестивале Tribeca, получил приз зрительских симпатий на Еврейском кинофестивале в Сиэтле и Gold Coast International Film Festival

4. «166 камер»; режиссер Давина Пардо; Великобритания, США; 2017

Рассказ о Еве Шлосс, жертве Холокоста и сводной сестре Анны Франк, и о ее новом амбициозном проекте: сохранить свою историю в виде интерактивной голограммы, которая сможет разговаривать с будущими поколениями.

5. «Бильсвилль»; Мейзи Джейкобсон; Канада; 2017

Документальный фильм о Билле Анханге, канадском одаренном художнике-самоучке.

Фильм победил в номинации «За достижения в кинорежиссуре» на кинофестивале Toronto Youth Shorts, участвовал в Международном кинофестивале в Ст.Люьисе.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.