Около семи тысяч гостей посетили «Ночь музеев» в Ельцин Центре в Екатеринбурге.

Программа «Ночи музеев» была более чем насыщенной: детская программа, включающая в себя игру «Кто живет в музее?», эко-квест «Я здесь живу!», создание «Города сада» в Арт-галерее и детского эко-пространства в японском стиле, виртуальное путешествие по наиболее интересным музеям столицы, мастер-классы по созданию предметов из пластиковых бутылок.

А еще акция «Стань героем своего комикса», школа художника, представленная медиаинсталляцией Abendland, спектакль «Казус Послера: лекция о современном искусстве», специальная эко-кинопрограмма, включающая фильмы «Бабушки Чернобыля» («Babushkas of Chernobyl») (режиссеры Холли Моррис и Анне Богарт, США, 2015 г.), «Острова и киты» («The Islands and the Whales») (режиссёр Майк Дэй, Великобритания, 2016 г.), «В тени больших деревьев» (режиссер Вадим Витовцев, Россия, 2016 г.), фортепианный концерт в исполнении Владислава Чепиноги, солиста Свердловской филармонии, лауреата всероссийских и международных конкурсов, мастер-классы от ИКЦ «Япония». Всего и не перечислишь.

Ночь музеев в Ельцин Центре

Видео: Александр Поляков

Квинтэссенцией «Ночи музеев» стала востребованная у гостей музейная программа в актуальном формате оne talk «Полная версия». Среди экспонатов – ядерный чемоданчик, березовый сок, знаменитый «ельцинский» троллейбус, макулатурные книги, дозиметр и даже сибирская язва.

– Мы решили следовать общероссийской теме «Года экологии» и организовали Ночь музеев в экостиле, – рассказала директор Музея Б.Н. Ельцина Дина Сорокина. – Мы рассказали об актуальных проблемах, которые существовали не только в 90-е, но и в более ранний период, вплоть до сегодняшнего дня. В рамках детской программы провели несколько занятий для детей разных возрастов, начиная от трех лет, что для нас необычно, потому что наш музей достаточно сложен для восприятия. Детям было интересно узнать, что такое музей, как в нем проходят экскурсии, как они могут познакомиться с нашими экспонатами, витринами и интерактивными программами. Мы провели эко-квест с выходом на набережную реки Исеть, где рассказали о прошлом нашего города, сравнили фотографии начала ХХ века с сегодняшним ландшафтом, выяснили, как изменились облик нашего города, а также восприятие окружающей среды и городского пространства, сделали прогнозы, в каком городе мы хотим жить в будущем. В финале эко-квеста дети соорудили прекрасные дома, придумали инфраструктуру городов мечты – это производит впечатление и вдохновляет. Вечерняя программа музея была обширной: каждые полчаса проходили по две экскурсии, связанные с темой экологии. Мы задействовали в экскурсиях самые актуальные и интересные элементы экспозиции. Вечером на праздник пришло много молодежи, так что Ночь музеев получилась молодой, свежей и интересной.

– Тема экологии в Ельцин Центре во время Ночи музеев была раскрыта очень разнообразно, причем программа была адресована не только детям, но и взрослым, а также поклонникам разных культур. Можно сказать, Ельцин Центр полностью реализовал принцип «все флаги в гости к нам»?

– В этом году мы представили не только саму программу Ельцин Центра, но и программы наших резидентов – «Ньютон-парка», ИКЦ «Япония», компании ТЕЛЕ2, которая предоставила нам благодаря трансляции из Москвы программы наших лучших музеев – Государственной Третьяковской галереи, Государственного Дарвиновского музея, Еврейского музея и центра толерантности.

– Чем Ночь музеев-2017 принципиально отличается от прошлогодней?

– Отличается наш настрой – мы спокойно относимся к огромному потоку посетителей. Гости также уже знают нас как яркий объект.

– Вдохновило ли лично вас и сотрудников Музея Б.Н. Ельцина получение престижной премии «Европейский музей года», награды Кеннета Хадсона?

– Награда дала мощный энергетический заряд. Кроме того, мы увидели очень интересные презентации коллег из других музеев. И были очень рады тому, что стали первым российским музеем, который получил эту престижную награду. Сотрудники очень ею гордятся.

– Какое значение имеет для Ельцин Центра участие в Ночи музеев?

– Это самый посещаемый день в году. Для нас это важный день и большой праздник, на который приходит широкая аудитория.

Кажется, каждый год российские музейщики стремятся «бить рекорды» и сообщают о увеличении количества посетителей и числа музеев, приобщившихся к действу. Музей Б.Н. Ельцина не стал гнаться за количеством гостей, но качеству экскурсий и разнообразию акций уделил огромное значение.

«Когда б вы знали, из какого сора…»

Еще великая поэтесса Анна Ахматова сформулировала принцип превращения бесполезных вещей в полезные в своих знаменитых строках «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» В Ельцин Центре формулировка Ахматовой получила свое наглядное подтверждение.

С самого утра в спортивной зоне Атриума, где обычно играют в настольный теннис и катаются на роликах, начал свою работу мастер-класс для самых маленьких. Малыши от трех лет с педагогами Натальей Носковой и Маргаритой Морозовой познакомились с традициями «очумелых ручек» по превращению бесполезных вещей в полезные. Так, пустые пластиковые бутылки превращались в веселые стаканчики для карандашей, контейнеры для школьных принадлежностей в виде любимых книжных персонажей и героев мультфильмов. Практичные мамы «заказывали» горшки для рассады, а папы – подставки для шурупов и гвоздей. Юных мастеровых, гордо несущих свои «шедевры», можно было встретить и на других детских программах.

«Кто живет в музее?» Музей «от А до Я».

В музее педагоги образовательного отдела подготовили игровое занятие для самой юной аудитории 4+. Посетители, включая взрослых, присоединялись к действу целыми семьями, дабы получить новую интересную информацию и обсудить её вместе с детьми. Разделившись на три команды, участники познакомились с музейными обитателями. Они прослушали обращение супергероя Музея-Добродея и вызвались помочь ему спасти ценные экспонаты от злой феи Пылинды. Для этого им пришлось провести собственное расследование и отыскать спрятавшиеся артефакты.

Маршрут проходил через экспозицию «7 Дней». Самостоятельно, без подсказок родителей, дети отвечали на вопросы, «вычисляли» находки, получали призы и специальные фрагменты пазла, из которых по окончании «путешествия» сложилась карта маршрута. Путешественники побывали и в Мраморном зале Кремля. Заглянули в настоящий троллейбус. Отыскали «ответ» к загадке в обычной городской квартире. Осмотрели магазин с пустыми полками. Побывали в зале, где известные люди с оживающего экрана рассказывали о правах и свободах всех граждан России. Посетили предвыборный штаб и президентский кабинет. Побывали в зале Свободы, чтобы познакомиться со знаменитой картиной Эрика Булатова, которая особенно нуждается в защите от пыли и других воздействий.

В учебном классе путешественники предъявили собранные пазлы и сложили из них маленькую копию картины «Свобода». Перевернув ее, они увидели карту своего маршрута и повторили вместе с педагогом-экскурсоводом, руководителем образовательного отдела Валерией Барминой все усвоенные во время игры знания. Они не только помогли Музею-Добродею спасти «предметы с историей», но и узнали, кто живет в музее, кто проводит в нем экскурсии, как называется собрание предметов, и почему они хранятся под стеклом. А еще они выяснили, зачем нужны музеи и почему люди приходят туда. Воодушевленные новыми знаниями, юные посетители Ельцин Центра отправились в арт-галерею, чтобы построить город будущего – красивый и цветущий город-сад.

Специалист выставочного отдела арт-галереи Ельцин Центра Анастасия Дементьева лично руководила возведением новых районов города будущего. Они утопали в цветах и зелени. Между домами располагались искусственные водоемы. Юные строители позаботились и о детских площадках, и о пешеходных зонах. Главным видом транспорта, по их мнению, в будущем станут велосипеды, самокаты, гидроскутеры – в общем, все, что не загрязняет воздух. К большой стройке присоединялись родители. Тем временем дедушки и бабушки с удовольствием листали художественные альбомы в зоне отдыха. Не осталась без внимания и выставка нашего земляка Эрнста Неизвестного.

Эко-квест: строим эко-сознание будущего

Эко-квест, за который Ельцин Центр взялся впервые, стал увлекательным приключением и своего рода путешествием в прошлое. В ходе квеста ребята воочию убедились, как изменился Екатеринбург, и, возможно в первый раз всерьез задумались о необходимости решения экологических проблем.

– Идея эко-квеста в том, чтобы показать, как трансформировались отношения природы и цивилизации за последние столетия, – рассказала Анна Бородулина, научный сотрудник отдела образования Музея Б.Н. Ельцина. – Ребята ознакомились с ретроспективными фотографиями и увидели, как изменился облик города. Раньше мы активно взаимодействовали с природой, было много деревьев, парки, чистая река. Сегодня же, как убедились ребята, наш город красивый, но о природе в нем заботятся не так, как должно. Во время квеста мы выработали правила сосуществования города и природы. Среди типичных проблем мегаполиса выделили высокую плотность застройки, гигантские дорожные пробки. В финале квеста дети построили эко-город. Мы предоставили юным участникам большое поле для творчества. Из материалов для строительства у детей были ткань, коробки и ножницы. В городе будущего, как полагают дети, не будет машин, используются только экологически безопасные виды транспорта. Также нет в нем и перерабатывающих предприятий, которые уничтожают природу, а также используются солнечные батареи, ветряные мельницы, гидроэлектростанции.

– Что продемонстрировали участникам квеста на фотографиях?

– Мы показали детям набережную такой, какой она когда-то была. Оказалось, ребятам не так просто узнать объекты, которые были изображены на фотографиях. К примеру, не узнали они собор и мост. Но в целом большую часть пейзажей идентифицировали. Мы считаем, что квест – это актуальная программа для лета и для Года экологии.

– Какие принципы сосуществования с природой были выработаны в ходе квеста?

– Участники квеста в один голос сказали, что в Екатеринбурге должно быть больше зеленых зон, предлагали сортировать мусор. Причем выяснилось, что дома они этим активно занимаются. Также ребята предложили перенести промышленные предприятия за пределы города, потому что дым заводов застилает небо. Говорили также об альтернативных источниках энергии. Дети, как оказалось, очень хорошо обо всем информированы.

Без преувеличения, эко-квест – существенный вклад Ельцин Центра в формирование экологического сознания детей. Ведь именно от их понимания экологических проблем зависит то, в каких городах мы будем жить завтра.

– Квест нам очень понравился. Во время него мы узнали, что экологию нужно оберегать и защищать, – рассказали юные участники действа. – Мы поняли, что нужно спасать промышленные города. Это необходимо для того, чтобы мы жили хорошо и качественно, чтобы вокруг нас были деревья и животные, чтобы была чистая вода.

– Насколько экологическая проблема серьезна?

– Она очень серьезна. Люди, сами того не замечая, загрязняют природу и вырубают леса. Свежего воздуха становится все меньше. Мы думаем, что в машинах будущего не будет бензина – электродвигатели гораздо более безвредны. На крышах домов города будущего вырастут деревья, а вокруг будут располагаться газоны. В городе будущего появится и свой водопад с чистой водой, там вообще всегда будет чисто. Экологически чистые города должны быть полезными для здоровья их жителей.

Ночь музеев с японским акцентом

Японские мотивы оказались в Ночь музеев интересными для многих посетителей. Раскрыть секреты мастерства одного из самых загадочных народов мира можно было в фойе возле кино-конференц-зала Ельцин Центра.

– В этом году Ночь музеев посвящена теме экологии, а к этой теме японское искусство имеет непосредственное отношение, – рассказала Елена Крайнова, директор ИКЦ «Япония». – Например, шарики темари японцы по традиции делали из кусочков старого кимоно, что является прекрасным способом утилизации мусора. Оригами – это поделки из кусочков бумаги. Из остатков лент и шелка японцы умеют мастерить заколки. Искусство икебаны также связано с темой экологии. По легенде, однажды после сильной бури буддистский монах увидел упавшую цветущую ветку сакуры. Монах решил, что она погибнет без воды, поставил ее в воду, и так получилась первая композиция икебаны. Икебана в переводе означает «вторая жизнь цветка». Бывает, для ее изготовления мастер обстригает по дороге ветки с кустов. Также в ходе вечера мы взбивали японский чай для чайной церемонии, можно было примерить традиционный японский наряд – в общем, полноценно приобщиться к культуре Японии.

– Какое внимание уделяется в Японии экологическим технологиям? Все помнят трагедию Хиросимы и Нагасаки, которые нанесли огромный удар по экологии Японии.

– Территория России большая, при этом у нас низкая плотность населения. В Японии же она в десятки раз выше, поэтому чтобы жить в чистоте и красоте, японцы просто вынуждены заботиться об экологии. Не удивительно, что многие современные экотехнологии внедряются именно в Японии. Например, в Токио японцы придумали, как, с одной стороны, утилизировать большое количество мусора, а с другой расширить свою территорию. Они сделали несколько островов из прессованного мусора. Возможно, мы в России также подойдем к этому. Да, у нас богатая страна, но когда мы приходим на берега рек, то видим именно мусор.

В самой большой аудитории первого этажа развернулась японская программа экологических мастер-классов. Там посетителей Ельцин Центра встречали девушки в национальных японских костюмах, а каждый гость убеждался: у японцев есть чему поучиться. Например, подарки они заворачивают не в полиэтилен и подарочную бумагу, а в шелковые платки, которые можно многократно использовать. Искусству оформления подарков с удовольствием учились и взрослые, и дети. Всеобщий интерес также вызвал мастер-класс по изготовлению бумажных фигурок оригами. Все поделки посетители унесли с собой, чтобы не забыть, к примеру, последовательность сложения бумаги. «Мы теперь всех в детском саду научим делать лягушку и жирафа!» – поделилась мама шестилетней Ани.

Впрочем, гораздо труднее научиться изготовить шар, вышитый шелком, тем не менее оформить его самостоятельно под руководством мастера получилось у многих. Вообще японцы очень ценят подарки, сделанные своими руками. Они передают их по наследству, как и историю дарения.

Смеемся вместе с комиксами

В рамках Ночи музеев в Ельцин Центре прошла акция «Стань героем своего комикса», собравшая вокруг стола тех, кто попытались стать творцами оригинальных и забавных рисунков. Среди участников акции не было профессиональных художников: задача действа заключалась не в том, чтобы найти нового Бидструпа, а в том, чтобы раскрыть креативный потенциал каждого гостя.

– В нашей жизни все больше комиксов, мы видим их на прилавках, и они становятся все более интересны людям, – рассказали организаторы акции. – Площадка предназначена для тех, кто хочет попробовать рисовать комиксы, для тех, для кого они больше, чем просто развлечение. Уральский Комикс центр существует с 2015 года и решает несколько задач: популяризирует комиксы как инструмент донесения информации, рассказывает о просветительской миссии комиксов в разных странах. В искусстве комиксов важно уметь рассказывать истории. Комикс может быть зарисовкой из жизни, развлечением или способом поднять острые социальные темы. Комикс может заставить думать или сопереживать. В общем, комикс – это не просто картинка.

Медитируем по-фински

Abendland – это мистика по-фински. Это когда в черной-черной комнате на черном экране вырастает огромное дерево. То ли древо познания, то ли олицетворение внутреннего состояния художника.

Медиаинсталляцию Abendland, ставшую в разгар Ночи музеев мастерской художника, аккурат накануне действа презентовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндии в России Микко Хаутала.

– Главную роль в представляемой мною работе играет окружающая среда, – отметил Микко Хаутала. – В Финляндии природе традиционно уделяется большое значение. Не удивительно, что многие произведения европейских художников так или иначе связаны с отношениями человека и природы. Природа лежит в основе жизни человечества. Abendland представляет собой анимацию из трех частей. Посмотрев эту инсталляцию, человек может изменить свое отношение к природе и использованию ее ресурсов. Работы авторов инсталляции неоднократно выставлялись на биеннале в Европе, а также в Москве, Красноярске и Новосибирске.

Юные посетители Ночи музеев изучали инсталляцию с большим любопытством.

– Еще раз хотим вернуться и посмотреть инсталляцию. Она для тех, кто любит помедитировать. Красивая, прикольная, используются интересные цвета, – поделились впечатлениями студентки Мария и Александра.

– Мне понравилась музыка, которая звучит, когда смотришь на инсталляцию, – рассказал начинающий музыкант Иван. – Вообще она продвинутая, интересная, я таких еще не видел.

Новый формат «One talk. Полная версия». Экскурсии light

Музей Б.Н. Ельцина презентовал в рамках Ночи музеев новый формат – «One talk. Полная версия». One talk подразумевает короткий и насыщенный рассказ о каком-либо из наиболее интересных экспонатов музея, неудивительно, что в Ночь музеев экспонаты были связаны с темой экологии.

Дозиметр

Евгений Нохрин и Павел Белянкин подготовили рассказ о бытовом дозиметре «Белла», представленном в «Лабиринте истории ХХ века», в экспозиции, посвященной перестройке, – предмете чрезвычайно популярном в середине 1990-х. Предназначен он был для оценки мощности дозы гамма-излучения. Имел звуковую и световую индикацию превышения доз. Питался от батареи типа «Крона». Выпускался пятигорским заводом «Импульс», львовским радиозаводом «Электрон» и заводом «Тензор» в городе Дубна. Обычные граждане впервые познакомились с ним после страшной трагедии – аварии на Чернобыльской АЭС. Площадь загрязнения после ядерных осадков составила 146 тысяч квадратных километров. Роза ветров в конце апреля 1986 года на Украине была такова, что гигантский шлейф уранового облака ушел в Белоруссию, прибалтийские республики, Калининградскую область, Польшу, Чехословакию и страны бассейна Балтийского моря. Бытовой дозиметр стал столь популярным, что жители вышеперечисленных районов даже ходили с ним на рынок за продуктами. Так мирный атом в сознании миллионов людей перестал быть мирным. В результате на разных стадиях строительства на территории СССР были заморожены десять будущих АЭС.

Макулатура

Еще одна экскурсия «One talk. Полная версия» стартовала во «Втором дне» Музея Б.Н. Ельцина в интерьере обычной московской квартиры, где посетители собрались вокруг популярного книжного блогера Юлии Загородней. Она рассказала, сколько деревьев спасла гражданская инициатива по сбору макулатуры в 70–80-е годы прошлого столетия. Шестьдесят килограммов старых газет и журналов, картонных коробок, оберточной бумаги, устаревших бланков документации могли спасти в среднем одно дерево. Чтобы поддержать граждан в этом благородном начинании, правительство Москвы, а потом и других городов предложило обменивать макулатуру на талоны, по которым можно было купить целые серии популярных изданий: приключенческие романы Александра Дюма, исторические романы Мориса Дрюона и женские романы четы Голон, а также русскую классику, военно-приключенческую литературу и советскую фантастику. Экскурсовод подготовила к просмотру те самые так называемые «макулатурные» издания.

Троллейбус

Одновременно в соседнем зале, в экспозиции «Первого дня», сотрудник экспозиционно-выставочного отдела музея Рамзия Галеева предложила свой «One talk. Полной версии», посвященный троллейбусам – наиболее экологичному виду общественного городского транспорта. Всем пассажирам настоящего московского троллейбуса экскурсовод рассказала, какими были троллейбусы и какие заводы их выпускали. Например, полной неожиданностью для многих экскурсантов стала информация о двухэтажных троллейбусах в Москве - ЯТБ-3 Ярославского автомобильного завода, эксплуатировавшихся с 1939 по 1953 годы. Рассказала Рамзия и о синем троллейбусе МТБ-82, который воспел Булат Окуджава в своей песне из фильма «Цепная реакция» 1962 года.

Когда мне невмочь пересилить беду,

Когда подступает отчаянье,

Я в синий троллейбус сажусь на ходу,

В последний,

Случайный.

«Синие троллейбусы» ездили по Москве в 40-70-х годах прошлого века.

«Полная версия» происходила в троллейбусе более поздней модификации – ЗиЛ–682. Это на нем ездил Борис Ельцин, будучи секретарем МГК КПСС. Таким был необычный стиль его руководства. Ельцин проверял «на себе», как едут москвичи на работу, в каких условиях трудятся, в каких заводских столовых питаются, что могут приобрести в магазинах после рабочего дня. Так троллейбус стал для москвичей символом перемен.

Березовый сок

Секреты изготовления березового сока раскрыла гостям сотрудник Музея Б.Н. Ельцина Анна Карпушина. Он рассказала, что сок, получаемый из деревьев, может добываться не только из березы, но и из клена и дуба. Получение березового сока не требует особых затрат и специального оборудования, достаточно сделать надрез на дереве, прикрепить желобок и подставить под струю любую емкость. В среднем одна береза может давать 2–3 литра сока в сутки. В березовом соке достаточно высокое содержание витаминов, особенно группы В, а также сахара. Из березового сока возможно также приготовление других напитков, например, кваса, сиропа или даже вина. Так, под Свердловском производился винный напиток «БерСо». Березовый сок был популярен в эпоху дефицита как один из наиболее доступных по цене для населения. Традиционно его разливали в трехлитровые банки. Не обошлось и без подделок: березовый сок можно было получить, смешав воду, сахар, лимонную кислоту. Сегодня традиция производства березового сока возрождается.

Ядерный чемоданчик

Научный сотрудник Евгений Емельянов рассказал, что такого уникального экспоната, как представленный в Музее Б.Н. Ельцина ядерный чемоданчик, нет ни в одном российском музее. Ядерный чемоданчик позволяет главе государства из любой точки мира отдавать приказ о применении ядерного оружия. Выражение «ядерный чемоданчик», рассказал экскурсовод, придумали советские журналисты-международники, это была адаптация понятия применительно к русскому языку. В США ядерный чемоданчик называли «ядерным футболом» и «тревожным ранцем», а объект представляет собой не кейс, а кожаную сумку, напоминающую мяч для игры в футбол. Советский аналог ядерного чемоданчика начал разрабатываться в 70-е годы в НИИАА («Научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры имени академика В.С. Семенихина»). Там создавалась система управления АСУ «Казбек» для управления советскими ядерными силами. Ядерный чемоданчик – один из элементов АСУ «Казбек». Первым руководителем, получившим «ядерный чемоданчик», стал генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко. У «ядерного чемоданчика» есть секретная кнопка, позволяющая направить в войска секретный код о применении ядерного оружия. «Ядерный чемоданчик» обычно носит офицер войск связи, одетый форму офицера военно-морского флота.

Сибирская язва

«One talk» сотрудника Музея Б.Н. Ельцина Александры Лопаты был посвящен эпидемии сибирской язвы, которая случилась в Свердловске в 1979 году с апреля по июнь. Болезнь передавалась через контакт с почвой, зараженными животными, употребление в пищу мяса. Инкубационный период длился от двух дней до недели. Симптомы болезни – кашель, головокружение, боль в груди, рвота. Сибирская язва часто заканчивалась летальным исходом. Официальной версией эпидемии было отравление: якобы люди съели «больное» мясо и заболели. По другой же версии эпидемия была связана с деятельностью института, который разрабатывал бактериологическое оружие в Свердловске. В 1972 году СССР подписал конвенцию, согласно которой страна обязалась не участвовала в разработке, производстве и накоплении бакоружия. Однако испытания все-таки происходили. В Свердловске был создан военный городок, где находились секретные лаборатории. В них и осуществлялись бактериологические разработки. По одной из версий, первая вспышка язвы была связана с тем, что один из работников лаборатории проявил халатность, не включил защитные механизмы и споры попали в воздух. Умирали от болезни преимущественно молодые мужчины, так как бакоружие разрабатывалось против военных. В день умирали примерно по пять человек. Могилы людей, умерших от язвы, заливали бетоном, а с больных, которым внушали, что они больны пневмонией, брали подписку о неразглашении информации на 40 лет.

После экскурсий посетители поделились своими впечатлениями от нового формата One talk.

– Мне очень все понравилось, – рассказал 18-летний Илья. – Я послушал разные экскурсии. Понравилось, что они короткие, но в них много информации. Я впервые узнал о сибирской язве, раньше о ней ничего не слышал.

– Я хотел задать после экскурсии вопрос, теряли ли главы государств ядерные чемоданчики, – поделился впечатлениями Кирилл. – Но этот вопрос уже задали за меня. Нам объяснили, что в России такого не происходило никогда. Экскурсия была очень интересной.

– Моя семья собирала макулатуру, благодаря этому мы пополняли библиотеку, – рассказала Мария, пришедшая на экскурсию вместе с детьми. – Когда я побывала на экскурсии, то будто перенеслась в то время, когда мы все очень ценили каждую новую книжку. Спасибо Ельцин Центру за это путешествие во времени!

– Для нас дедушка весной собирал в лесу березовый сок, он делал это сам, – поделился воспоминаниями инженер Павел. – Каждое воскресенье вечером мы ждали, когда к нам приедет дедушка с новой порцией свежего сока. Это было замечательно. Послушав экскурсию, мне захотелось попробовать его снова. Тогда он казался мне довольно безвкусным, я больше любил пить томатный сок, но сегодня понимаю – березовый сок был экологически чистым.

– Мы помним истории, как Борис Николаевич Ельцин ездил на троллейбусе и трамвае вместе с людьми, – рассказала Татьяна Михайловна, гостья Ночи музеев. – Мои коллеги по работе в Свердловске даже встречали его в транспорте. Потом долго жалели, что постеснялись заговорить с ним. Поэтому экскурсия для меня была очень важным событием. Спасибо Ельцин Центру!

До двух ночи по Ельцин Центру гуляли посетители Ночи музеев. И делились своими впечатлениями.

– Мы с моей девушкой здесь впервые, – рассказал студент Игорь. – Чтобы все подробно рассмотреть здесь, понадобится несколько часов. Здесь очень красиво. Мы планируем еще вернуться сюда, чтобы все подробно рассмотреть и прочитать этикетки.

– Я в восторге от Ельцин Центра. Я рад, что Ельцин Центр есть в нашем городе, – поделился впечатлениями гость Ельцин Центра Павел Иванович. – Просто сижу, смотрю на экспозицию – и как на другой планете.

– Мы в Ельцин Центре в пятый раз, не поверите, - рассказали студенты Сергей и Виктор. – Нам здесь очень нравится, подача информации, новые технологии. Здесь все очень современно. Конечно, в силу возраста мы не помним 90-е. Пока мы не посмотрели всю экспозицию, даже не понимали, какое это было суровое и серьезное время.

– Мне понравились короткие экскурсии, – сообщил гость Музея Б.Н. Ельцина Петр. – One talk – очень современный формат, емкий. Для меня 90-е – это время свободы, и этот дух в Ельцин Центре, в его просторных пространствах, как раз есть.

– Нам с женой очень нравится архитектурное решение Ельцин Центра, – поделились впечатлениями Евгений и Ольга. – Купол, много переходов, все как будто воздушное, большие окна. Таких зданий мы в России больше не видели, да и за рубежом, пожалуй, тоже.

– Мы решили обойти все музеи. В Музее Б.Н. Ельцина хорошая, искренняя атмосфера, – рассказала семья Петренко. – Мы хотим еще вернуться сюда утром, чтобы все обойти, рассмотреть все подробности.

– Я приехал в Екатеринбург из США. Впервые в Ельцин Центре, здесь много истории, мне здесь очень нравится, – рассказал Джеймс. – Здесь очень много предметов, которые хочется рассмотреть, много информации. У нас в США немало музеев. Но сравнивать их с Ельцин Центром довольно сложно, потому что у каждого музея своя индивидуальность. Я знаю историю Бориса Ельцина, знаю об его вкладе в российскую демократию. Это очень ценно.

– Музей нам понравился, – рассказали десятилетние школьники, которые несмотря на поздний час пришли на Ночь музеев вместе с классной руководительницей. – Экспозиция очень прикольная. Классные спецэффекты. Все тут отлично. В школе на уроках скучно, а тут нет, история рассказывается интересно, не как на уроке. Это музей на будущее.