«Зачем я это помню»: в конкурсе пьес о 90-х новая номинация

23 января 2024 г.Татьяна Филиппова
«Зачем я это помню»: в конкурсе пьес о 90-х новая номинация

В день рождения первого президента России 1 февраля в Ельцин Центре традиционно особая программа: бесплатное посещение музея и галереи, открытие выставки «Свердловские адреса Бориса Ельцина», музыкальный джем и старт IV конкурса пьес о 90-х «Зачем я это помню».

Рассказать о нововведениях IV сезона мы попросили куратора конкурса пьес о 90-х Наталью Санникову.

– В программе конкурса появилась новая номинация – заявка на создание пьесы-байопика. Расскажите об этом.

– В 90-е годы действовали и творили многие яркие личности. Это и поэт Борис Рыжий, и режиссёр Алексей Балабанов, и многие-многие другие. Поэтому в этом году мы добавили еще одну конкурсную номинацию – «Заявка на пьесу-байопик», в которой будем принимать экспликации пьес объёмом не более двух страниц на основе жизни людей 90-х. Заявки на пьесы-байопики нужно присылать на почту конкурса konkurspies@ycenter.ru с пометкой «заявка» в теме письма.

– Приём пьес и заявок начинается традиционно 1 февраля в день рождения Бориса Ельцина. А заканчивается?

– Заканчивается приём пьес 30 апреля. Заявки на байопики будем принимать до 30 марта, чтобы ридерам не пришлось в последний момент читать и пьесы, и заявки одновременно. В мае ридеры конкурса составят шорт-лист, и авторы из него будут приглашены на церемонию награждения примерно в начале июля. А имена победителей будут названы уже на самой церемонии.

– Изменились ли требования к авторам?

– Нет, в конкурсе может принять участие по-прежнему любой желающий.

– Вы организуете конкурс не первый год. Как вам кажется, возраст и состав участников изменился? Стало ли больше профессионалов? Изменилось ли отношение к самим 90-м?

– Для одних участников конкурса 90-е годы – это часть личного опыта, для других, совсем молодых авторов – уже часть истории. Общее для тех и других одно – интерес к эпохе 90-х. За три года, что мы проводим конкурс, отношение к 90-м стало более разнообразным. Авторы пытаются нащупать собственное отношение к этому времени, ищут новые темы, с ним связанные. Например, Леся Гура в пьесе «Колко» исследует, как и почему возникает мифологизация эпохи и её персонажей.

– Возможно, конкурс стал для кого-то профессиональным стартом? Вы отслеживаете судьбу авторов и пьес?

– Да. Например, автору пьесы «Дилемма Дикобразов» Марии Михелёвой, которая заняла призовое место на конкурсе 2023 года, предложила написать сценарий одна очень известная российская кинокомпания. Получится ли у неё – пока говорить рано. Во всяком случае, я желаю ей удачи. А мы ждём новые пьесы от известных авторов и ждём новых имён.

В 2023 году на конкурс пришло 127 пьес. В 2022 году их было 76. В конкурсе участвуют не только профессиональные драматурги, но и те, кто только начинает свой творческий путь. С каждым годом расширяется тематика и география авторов. В пьесах всё чаще поднимается вопрос, как возникали мифы о 90-х, откуда брались, кем конструировались.

В прошлом году первую премию получила Жанар Кусаинова – журналист и драматург из Санкт-Петербурга за пьесу «Они пришли». Тогда Жанар не смогла присутствовать на церемонии, но записала обращение ко всем, кто любит театр и неравнодушен не только к 90-м:

– Для меня победой будет то, когда люди, наконец, поймут, что детство нельзя разрушать. Насилие недопустимо. Любовь неотменяема! Всё остальное – неважно. Есть люди, у которых разные способы существования. Один мой герой строит дома, в которых будут счастливы люди. Другая героиня печёт хлеб. Она осознаёт мир через сытость людей, для которых она это делает. Мой способ существования происходит через текст, – сказала Жанар.

30 сентября состоялась художественная читка пьесы «Они пришли». Пожалуй, самая тяжёлая, потому что речь шла о детях локальных войн, которые спустя тридцать лет тяжело адаптируются к мирной жизни. Война навсегда вошла в их жизнь, перемешав прошлое с настоящим, и некоторые, уже будучи взрослыми, они продолжают вздрагивать от каждого хлопка.

Читку предварила лекция театрального критика, автора журналов «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Современная драматургия» Анны Банасюкевич «Образ 90-х в современной драматургии». Анна – ридер конкурса «Зачем я это помню». Она проанализировала феномен 90-х, до сих пор вызывающий ожесточённую полемику и раскол в обществе. 90-е были ярким, пассионарным эпизодом, когда время неслось вскачь, стремительно менялась не только картинка за окном, но и система ценностей. Все, кто жил в это время, несут на себе печать «лихих 90-х» и до сих пор пытаются понять, что же это было. Пытается и драматургия, которая в последнее десятилетие всё чаще обращается к недавнему прошлому. В своей лекции Анна представила сумму опытов авторов, пишущих о «своих» 90-х.

Вторая премия была присуждена драматургу Светлане Шимоне за пьесу «Моя счастливая семья». Она также записывала видеообращение к участникам конкурса:

– Я занимаюсь драматургией пять лет, и каждая пьеса для меня как сдача экзамена. Моя цель – стать суперпрофессионалом. Попадание в шорт-лист для меня большая победа и переход на следующий уровень. Рада, что меня оценили профессионалы.

Пьесу «Моя счастливая семья» о сложном психоэмоциональном треугольнике, возникшем между дочерью, матерью и её молодым мужем, разыграли 29 сентября актёры Театральной платформы «В Центре».

В этот же день прочла лекцию кандидат искусствоведения, театровед, театральный критик, доцент Российского государственного института сценических искусств, автор журналов «Петербургский театральный журнал», «Театр», «Театральная жизнь», Татьяна Джурова «Автофикшен драматургия и театр». Текстов и спектаклей, созданных методом автофикшен, становится всё больше. Может быть, именно потому, что официоз всё чаще притязает на частную сферу, а личный опыт и его исполнение – как раз то, что можно этому противопоставить. Татьяна Джурова также является ридером конкурса пьес о 90-х.

Мария Михелёва с пьесой «Дилемма Дикобразов», которая получила третью премию, присутствовала лично:

– Безумно счастлива быть именно с этой пьесой и именно на этом конкурсе. Без него этой пьесы бы не случилось. Год назад узнала о его существовании, и с тех пор у меня в голове крутился этот вопрос – «Зачем я это помню?». Размышления вылились в текст пьесы. Спасибо Ельцин Центру за то, что я всё это из себя достала.В дополнение к третьему месту Мария получила специальную номинацию от музея. Она так и называется: «Выбор Музея первого президента России Б.Н. Ельцина».

Художественная читка пьесы «Дилемма Дикобразов» прошла 1 октября с участием актёров Театральной платформы «В Центре». Её предварила лекция театроведа, театрального критика, арт-менеджера, кандидата искусствоведения, доцента школы-студии МХАТ Павла Руднева «Советская послевоенная драматургия: магистральный сюжет». Павел отдельно остановился на преемственности в театре и передаче традиций. Времена меняются, но единая ткань культуры сохраняется и если рвётся, то не до конца. Один поэт начинает там, где заканчивает другой – цитирует он Бродского. Павел анализирует путь, который прошли российские драматурги от эпохи оттепели до наших дней. Он также ридер конкурса пьес о 90-х.

И читки, и лекции были полезными не только для театралов, но и для начинающих авторов. Чрезвычайно полезен был анализ работ, но также полезно и интересно было услышать собственную пьесу, прочитанную в лицах профессиональными актёрами.

Положение о конкурсе пьес об эпохе 1990-х «Зачем я это помню» 2024

Скачать по ссылке

IV конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню» стартует 1 февраля.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.