В день рождения первого президента России 1 февраля в Ельцин Центре традиционно особая программа: бесплатное посещение музея и галереи, открытие выставки «Свердловские адреса Бориса Ельцина», музыкальный джем и старт IV конкурса пьес о 90-х «Зачем я это помню».
Рассказать о нововведениях IV сезона мы попросили куратора конкурса пьес о 90-х Наталью Санникову.
– В программе конкурса появилась новая номинация – заявка на создание пьесы-байопика. Расскажите об этом.
– В 90-е годы действовали и творили многие яркие личности. Это и поэт Борис Рыжий, и режиссёр Алексей Балабанов, и многие-многие другие. Поэтому в этом году мы добавили еще одну конкурсную номинацию – «Заявка на пьесу-байопик», в которой будем принимать экспликации пьес объёмом не более двух страниц на основе жизни людей 90-х. Заявки на пьесы-байопики нужно присылать на почту конкурса konkurspies@ycenter.ru с пометкой «заявка» в теме письма.
– Приём пьес и заявок начинается традиционно 1 февраля в день рождения Бориса Ельцина. А заканчивается?
– Заканчивается приём пьес 30 апреля. Заявки на байопики будем принимать до 30 марта, чтобы ридерам не пришлось в последний момент читать и пьесы, и заявки одновременно. В мае ридеры конкурса составят шорт-лист, и авторы из него будут приглашены на церемонию награждения примерно в начале июля. А имена победителей будут названы уже на самой церемонии.
– Изменились ли требования к авторам?
– Нет, в конкурсе может принять участие по-прежнему любой желающий.
– Вы организуете конкурс не первый год. Как вам кажется, возраст и состав участников изменился? Стало ли больше профессионалов? Изменилось ли отношение к самим 90-м?
– Для одних участников конкурса 90-е годы – это часть личного опыта, для других, совсем молодых авторов – уже часть истории. Общее для тех и других одно – интерес к эпохе 90-х. За три года, что мы проводим конкурс, отношение к 90-м стало более разнообразным. Авторы пытаются нащупать собственное отношение к этому времени, ищут новые темы, с ним связанные. Например, Леся Гура в пьесе «Колко» исследует, как и почему возникает мифологизация эпохи и её персонажей.
– Возможно, конкурс стал для кого-то профессиональным стартом? Вы отслеживаете судьбу авторов и пьес?
– Да. Например, автору пьесы «Дилемма Дикобразов» Марии Михелёвой, которая заняла призовое место на конкурсе 2023 года, предложила написать сценарий одна очень известная российская кинокомпания. Получится ли у неё – пока говорить рано. Во всяком случае, я желаю ей удачи. А мы ждём новые пьесы от известных авторов и ждём новых имён.
В 2023 году на конкурс пришло 127 пьес. В 2022 году их было 76. В конкурсе участвуют не только профессиональные драматурги, но и те, кто только начинает свой творческий путь. С каждым годом расширяется тематика и география авторов. В пьесах всё чаще поднимается вопрос, как возникали мифы о 90-х, откуда брались, кем конструировались.
В прошлом году первую премию получила Жанар Кусаинова – журналист и драматург из Санкт-Петербурга за пьесу «Они пришли». Тогда Жанар не смогла присутствовать на церемонии, но записала обращение ко всем, кто любит театр и неравнодушен не только к 90-м:
– Для меня победой будет то, когда люди, наконец, поймут, что детство нельзя разрушать. Насилие недопустимо. Любовь неотменяема! Всё остальное – неважно. Есть люди, у которых разные способы существования. Один мой герой строит дома, в которых будут счастливы люди. Другая героиня печёт хлеб. Она осознаёт мир через сытость людей, для которых она это делает. Мой способ существования происходит через текст, – сказала Жанар.
30 сентября состоялась художественная читка пьесы «Они пришли». Пожалуй, самая тяжёлая, потому что речь шла о детях локальных войн, которые спустя тридцать лет тяжело адаптируются к мирной жизни. Война навсегда вошла в их жизнь, перемешав прошлое с настоящим, и некоторые, уже будучи взрослыми, они продолжают вздрагивать от каждого хлопка.
Читку предварила лекция театрального критика, автора журналов «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Современная драматургия» Анны Банасюкевич «Образ 90-х в современной драматургии». Анна – ридер конкурса «Зачем я это помню». Она проанализировала феномен 90-х, до сих пор вызывающий ожесточённую полемику и раскол в обществе. 90-е были ярким, пассионарным эпизодом, когда время неслось вскачь, стремительно менялась не только картинка за окном, но и система ценностей. Все, кто жил в это время, несут на себе печать «лихих 90-х» и до сих пор пытаются понять, что же это было. Пытается и драматургия, которая в последнее десятилетие всё чаще обращается к недавнему прошлому. В своей лекции Анна представила сумму опытов авторов, пишущих о «своих» 90-х.
Вторая премия была присуждена драматургу Светлане Шимоне за пьесу «Моя счастливая семья». Она также записывала видеообращение к участникам конкурса:
– Я занимаюсь драматургией пять лет, и каждая пьеса для меня как сдача экзамена. Моя цель – стать суперпрофессионалом. Попадание в шорт-лист для меня большая победа и переход на следующий уровень. Рада, что меня оценили профессионалы.
Пьесу «Моя счастливая семья» о сложном психоэмоциональном треугольнике, возникшем между дочерью, матерью и её молодым мужем, разыграли 29 сентября актёры Театральной платформы «В Центре».
В этот же день прочла лекцию кандидат искусствоведения, театровед, театральный критик, доцент Российского государственного института сценических искусств, автор журналов «Петербургский театральный журнал», «Театр», «Театральная жизнь», Татьяна Джурова «Автофикшен драматургия и театр». Текстов и спектаклей, созданных методом автофикшен, становится всё больше. Может быть, именно потому, что официоз всё чаще притязает на частную сферу, а личный опыт и его исполнение – как раз то, что можно этому противопоставить. Татьяна Джурова также является ридером конкурса пьес о 90-х.
Мария Михелёва с пьесой «Дилемма Дикобразов», которая получила третью премию, присутствовала лично:
– Безумно счастлива быть именно с этой пьесой и именно на этом конкурсе. Без него этой пьесы бы не случилось. Год назад узнала о его существовании, и с тех пор у меня в голове крутился этот вопрос – «Зачем я это помню?». Размышления вылились в текст пьесы. Спасибо Ельцин Центру за то, что я всё это из себя достала.В дополнение к третьему месту Мария получила специальную номинацию от музея. Она так и называется: «Выбор Музея первого президента России Б.Н. Ельцина».
Художественная читка пьесы «Дилемма Дикобразов» прошла 1 октября с участием актёров Театральной платформы «В Центре». Её предварила лекция театроведа, театрального критика, арт-менеджера, кандидата искусствоведения, доцента школы-студии МХАТ Павла Руднева «Советская послевоенная драматургия: магистральный сюжет». Павел отдельно остановился на преемственности в театре и передаче традиций. Времена меняются, но единая ткань культуры сохраняется и если рвётся, то не до конца. Один поэт начинает там, где заканчивает другой – цитирует он Бродского. Павел анализирует путь, который прошли российские драматурги от эпохи оттепели до наших дней. Он также ридер конкурса пьес о 90-х.
И читки, и лекции были полезными не только для театралов, но и для начинающих авторов. Чрезвычайно полезен был анализ работ, но также полезно и интересно было услышать собственную пьесу, прочитанную в лицах профессиональными актёрами.
Положение о конкурсе пьес об эпохе 1990-х «Зачем я это помню» 2024
IV конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню» стартует 1 февраля.