3D-галерея «Право веры» – виртуальная возможность посетить, проходившую в Арт-галерее Ельцин Центра выставку о старообрядческой культуре, созданную российским фотографом и исследователем Фёдором Телковым. Выставка проходила с 1 июля по 11 сентября 2022 года. На странице проекта также собраны экскурсии, лекции и материалы о встречах публичной программы к выставке.
На искусственно состаренных черно-белых снимках Фёдора Телкова — современные старообрядцы, их общины и скиты. Это рассказ о людях, предки которых пронесли веру через столетия, несмотря на гонения. Визуально выставка Фёдора Телкова делится на две большие части. Вдоль одной стены — фотографии, на противоположной — сборник интервью, которые художник взял в 2016–2022 годах у представителей старообрядчества различных «согласий»: от священников до мирян, потомков староверов. Они позволяют погрузиться в исторический, социальный и территориальный контекст, в котором живут последователи этого религиозного направления.
3D-галерея «Право веры»
Лекция Сергея Белобородова «История старообрядчества на Урале»
Лекция посвящена истории старообрядчества на Урале в конце XVII – начале XXI веков. Рассмотрели основные причины появления этого уникального явления, этапы и события, а также узнаем об основных центрах уральского старообрядчества и скитничества, о святых местах и выдающихся деятелях староверия. Сергей Анатольевич Белобородов – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории археографических исследований УрФУ, доцент кафедры этнологии и археологии департамента «Исторический факультет» УрФУ, автор более 250 научных и научно-популярных работ по истории старообрядчества, древнерусской книжности, иконописи, истории Урала.
Видеозапись лекции «История старообрядчества на Урале»
Президентский центр Б.Н. Ельцина (7 июля 2022 года)
Лекция Вячеслава Печняка «Люди в чёрном? Костюм уральских старообрядцев в реалиях и стереотипах»
Первый дом человека — его одежда. Не случайно, в традиционной культуре нечисть, не-человек, предстает либо обнаженной, либо лишённой важного элемента костюма (отсутствие пояса, распущенные волосы). Для старообрядчества как этноконфессионального сообщества одежда является еще и эстетическим выражением религиозности и русскости вообще. О том, как эволюционировал традиционный костюм у староверов Урала с XIX века до наших дней рассказано в лекции. Вячеслав Печняк — этнолог, научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга.
Видеозапись лекции «Люди в чёрном? Костюм уральских старообрядцев в реалиях и стереотипах»
Президентский центр Б.Н. Ельцина (14 июля 2022 года)
«Один разговор» с Иваном Эрдневым. «Быть старовером»
Каково это — быть русским последователем старой веры в XXI веке? Можно ли сохранить традиции сегодня? В рамках «Одного разговора» на выставке «Право веры» поговорили о потомках староверов, стирании связи между поколениями и о самых уникальных традициях, сохранившихся по сей день. Встречу провел Иван Эрднев — старший смотритель Музея Бориса Ельцина, выпускник исторического факультета УРФУ. Иван родился в семье старообрядцев Часовенного согласия.
Видеозапись встречи с Иваном Эрдневым «Быть старовером»
Президентский центр Б.Н. Ельцина (19 июля 2022 года)
Лекция Артема Берковича «Традиционная культура глазами уральских фотографов XIX-XX веков»
Как родоначальник фотографии в Екатеринбурге Вениамин Метенков вылепил визуальный образ Урала, а его последователи прошли путь от поэтизации «сельских заводов» до «народного косплея»? Об этом рассказал куратор Центра фотографии «Март» Артём Беркович.
Видеозапись лекции «Традиционная культура глазами уральских фотографов XIX-XX веков»
Президентский центр Б.Н. Ельцина (26 июля 2022 года)
«Один разговор» с героем выставки «Право веры» Сергеем Вахтомовым
На «Одном разговоре» встретились с одним из героев выставки — Сергеем Вахтомовым, старообрядцем из Поморского согласия. Дедушка и бабушка Сергея по материнской линии были старообрядцами. История этой семьи в советское время — череда репрессий и ссылок. В связи с этим вера деда его детям не передалась, но уже позже интерес возник у внуков. У самого Сергея настоящее обращение к вере произошло уже с появлением собственных детей. На встрече поговорили о том, как сохраняются, передаются и возрождаются вера и традиции внутри семьи в XX веке, как семейная память влияет на мировосприятие.
Видеозапись встречи с героем выставки «Право веры» Сергеем Вахтомовым
Президентский центр Б.Н. Ельцина (2 августа 2022 года)
Лекция Елены Степановой «Христианство вчера, сегодня, завтра»
Какие трансформации претерпело христианство за две тысячи лет своего существования? И в чём состоят главные вызовы, которые ставит перед самой распространённой на Земле религией современность? Эти и многие другие вопросы подняла в своей лекции «Христианство: вчера, сегодня, завтра» Елена Степанова — доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания Уральского гуманитарного института УрФУ.
Видеозапись лекции «Христианство вчера, сегодня, завтра»
Президентский центр Б.Н. Ельцина (16 августа 2022 года)
Лекция-концерт «Древнерусское пение на Урале»
Традиции старообрядчества помогли до наших дней сохранить музыкальное наследие древней Руси. Услышать, как поют староверы на богослужении, а также познакомиться с историей, теорией и особенностями уникального знаменного распева позволила прошедшая 7 августа в Ельцин Центре лекция-концерт «Древнерусское пение на Урале».
«Один разговор» с Евгенией Капитонихиной. «Мои старообрядцы в советское время»
Выставка «Право веры» поднимает немало самых разных семейных историй — у многих уральцев предки были старообрядцами. «Один разговор» посвящен жизни самой обычной старообрядческой семьи в годы советской власти. Руководитель пресс-службы Ельцин Центра Евгения Капитонихина рассказывает о своих прапрадеде, прабабушке и деде по материнской линии, которые были старообрядцами. Одни строго почитали, оберегали веру и традиции предков и остались жить в родной деревне Тугулымского района Свердловской области, другие переехали ближе к Свердловску, на Шарташ, и в небольшом советском посёлке не перестали быть староверами, третьи тщательно скрывали семейное старообрядчество, чтобы не потерять работу и возможность получить жильё.