12 июня в Ельцин Центре в Екатеринбурге открывается выставка карикатур, приуроченная к 25-летию первых президентских выборов в России. На выставке будут представлены работы художников-карикатуристов, активно публиковавшихся в 90-е годы в газетах и журналах новой России.
Демократические преобразования в стране способствовали развитию свободных от цензуры средств массовой информации. А карикатура впервые за многие десятилетия получила возможность быть такой, какой и должна: острой, честной, смешной.
Право на смех гарантировано
Михаил Златковский, куратор выставки в Ельцин Центре:
– У российской сатиры непростая судьба. Последней после захвата власти большевиками настоящей политической сатирой были рисунки в журнале «Новый Сатирикон» в феврале 1918 года, где в весьма неприглядном свете были изображены последствия октябрьского переворота. Всю редакцию тут же сослали рыть окопы вокруг Петрограда, а после выполнения «земляных работ» почти все провинившиеся бежали за пределы страны.
На их место заступили авторы, готовые служить новой власти. Для карикатуристов существовали только две темы: обличение Запада и непримиримая борьба с внутренними врагами власти. В разное время она назначала «врагами» то белогвардейцев и кулаков, то служителей церкви и нэпманов. И только во время Великой Отечественной войны враг оказался настоящим, и политическая сатира впервые за долгие годы оказалась правдива. Но после 1945 года карикатуристы вновь обрушились на вейсманистов-морганистов, космополитов и «врачей-вредителей».
После смерти «отца народов» на первый план вышли внешние враги – американский империализм, колониализм, реваншизм, а объектами внутренней сатиры стали нерадивые председатели колхозов, заведующие овощными базами, спекулянты, стиляги и все те, кто мешал «победной поступи». Невозможно было даже в страшном сне представить публикацию карикатур на руководителей страны.
Настоящая политическая карикатура в стране появилась только во время перестройки. В одночасье на страницах СМИ стали публиковаться «святые» еще вчера символы: серпы и молоты, советский герб и знамена в самых непривычных сочетаниях и положениях. Впервые появились шаржи на первых лиц государства. Публика с удивлением для себя узнала, что можно подтрунивать над сакральными понятиями и субъектами. Газетный рисунок своей лаконичностью и емкостью часто заменял сотни строк текстов. Многие карикатуры ксерокопировались для передачи знакомым.
Ведущая роль в возрождении жанра принадлежала постперестроечным «Московским новостям», где, кроме меня, активно стали публиковаться Игорь Смирнов, Сергей Тюнин, другие известные художники. К началу 90-х годов политическая сатира уже была на страницах всех газет и журналов страны: сначала рисунки перепечатывали из центральных изданий, а позже появились и местные авторы. Именно этим временем датирован бум выставок и конкурсов политической сатиры. И что самое невероятное – не было цензуры. Никакой.
В одном из интервью художник Виктор Богорад недавно сказал: «Расцвет карикатуры в России пришелся на начало 90-х годов. Тогда позволялось все. Можно было рисовать Ельцина как угодно. Он на это не реагировал. Или не показывал вида, что реагирует».
УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ
Василий Александров
Родился в 1950 году в Ленинграде. Окончил Ленинградский механический институт (Военмех).
Первая публикация – в 1973 году в газете «Вечерний Ленинград». С 1983 года – член Ленинградского клуба карикатуристов.
Участник более 450 конкурсов и выставок карикатуры в 43 странах.
Лауреат отечественных и международных конкурсов.
Андрей Бильжо
Родился в 1953 году в Москве. Окончил 2-й Московский медицинский институт по специальности «врач-психиатр» в 1976 году.
Работает в области книжной иллюстрации, авторской книги, анимации, дизайна интерьера.
Член Союза художников России и Союза дизайнеров России. Академик Академии графического дизайна. Почётный член Российской академии художеств.
Основатель ресторана-клуба «Петрович».
Виктор Богорад
Родился в 1949 году в Ленинграде. Закончил ЛЭТИ им Ульянова (Ленина) в 1974 году.
Первая публикация – в журнале «Аврора» в 1973 году. Работал карикатуристом в газетах «СПб Ведомости», «Ведомости», The Moscow Times, «Новая газета (СПб), «Невское Время», в журнале «Город (812)».
Лауреат отечественных и международных конкурсов. Награжден национальной профессиональной премией «Золотой Остап» в 1992 году.
С 1975 по 1985 год был секретарем Клуба ленинградских карикатуристов. Издал 6 книг в самиздате (1980-1986).
Автор и составитель серии «Галереи мастеров карикатуры».
Михаил Златковский
Родился в 1944 году в Тамбовской области. Закончил МИФИ в 1968 году по специальности «Ускорители элементарных частиц» и в 1972 году стал «свободным художником».
Художественного образования нет.
Публиковался с иллюстрациями и карикатурами в центральной печати и за рубежом.
Работал художественным редактором в журнале «Химия и жизнь». Позднее – главным художником в «Литературной газете», «Московских новостях», «Новых известиях».
Член Союза художников и Союза журналистов РФ. Лауреат премии Союза журналистов России «Золотое перо».
Лауреат отечественных и международных конкурсов.
Кавалер ордена Почетного легиона Франции
Алексей Меринов
Родился в 1959 году в Москве. Художественного образования нет. В молодости работал художником-оформителем в театре «Ромэн».
Публикуется с 1983 года. С 1988 года – штатный художник издательства «Московский комсомолец».
Лауреат отечественных и международных конкурсов. Лауреат премии Союза журналистов России «Золотое перо», премия Академии свободной прессы.
Член Союза журналистов Москвы.
Владимир Мочалов
Родился в 1948 году в Москве. Закончил Полиграфический институт, работал на фабрике «Гознака» гравером печатных форм.
Первая публикация – в «Крокодиле» в 1973 году. В 1978 году был принят на должность технического редактора «Крокодила», с 1984 года стал главным художником и членом редколлегии «Крокодила» вплоть до закрытия журнала в 2000 году. Многие годы был постоянным иллюстратором журналов «Юность», «Сельская молодежь», «Пионер». Публиковался в качестве карикатуриста в «Известия», «Московской правде» и многих других изданиях в стране и за рубежом. Автор рисованных персонажей для компьютерных разработок телепередачи «Мультличности». Член МОСХ, член Союза журналистов и Союза художников России. Лауреат отечественных и международных конкурсов. С 2007 года действительный член Российской академии художеств.
Виктор Скрылев
Родился в 1948 году под Одессой. Закончил МАРХИ.
Работал главным художником в «Литературной газете», «Московских новостях», в журналах «Работница», «Крестьянка», «Миша», «Колобок», «Здоровье», «Прямые инвестиции». Оформил множество книг.
Лауреат отечественных и международных конкурсов.
Игорь Смирнов
Родился в 1944 году в Москве. Закончил МХПУ имени 1905 года.
Первый рисунок опубликовал в 1971 году в газете «Красная звезда». Его работы печатались на страницах газет «Правда», «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Известия», «Московские новости», «Литературная газета».
Лауреат отечественных и международных конкурсов.
Член Союза художников и Союза журналистов России.
С 2012 года – действительный член Российской академии художеств.
Сергей Тюнин
Родился в 1942 году в Благовещенске. Окончил Московский текстильный институт по специальности «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и лёгкой промышленности».
С 1968 года публиковал свои карикатуры в «Литературной газете». С 1969 по 1972 год работал художником-дизайнером во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ). С 1976 по 1979 год – художественным редактором журнала «Смена». С 1979 года занимается мультипликацией, сотрудничал с творческим объединением «Экран». В 80-е был заместителем главного редактора журнала «Веселые картинки»
С 2005 по 2008 год публиковал колонку политической карикатуры «В стиле Тю» в журнале «Русский Newsweek». С 1992 года публикуется в газете «Коммерсант».
Лауреат отечественных и международных конкурсов.
Член Союза художников и Союза журналистов России.
Выставка в фойе кино-конференц-зала продлится до 26 июня. Открытие – 12 июня в 16:00. Вход свободный.