Вячеслав Шмыров о суровом реализме Алексея Германа

11 августа 2023 г.Михаил Лузин
Вячеслав Шмыров о суровом реализме Алексея Германа

Об Алексее Германе, самом «полочном» режиссёре СССР и известном перфекционисте, рассказал член Российской академии кинематографических искусств «Ника» и ведущий киноклуба Ельцин Центра Вячеслав Шмыров. Лекция в Екатеринбурге была прочитана 20 июля, в этот день мастеру исполнилось бы 85 лет.

Алексей Герман (1938–2013) – классик российского и европейского кино. Будучи по образованию театральным режиссёром, он самостоятельно снял всего пять с половиной картин. Как получилось, что он стал кинорежиссёром «до мозга костей» и даже создателем собственного киноязыка? У кого Герман учился, а с кем в своём творчестве полемизировал? Ответы на эти и другие вопросы лектор чередовал с фрагментами фильмов мастера, а также лент, его вдохновивших.

Фильмы на полке

Алексей Герман впервые выступил в качестве постановщика в фильме «Седьмой спутник», снятом в 1967 году совместно с Григорием Ароновым по повести Бориса Лавренёва. В 1971 году он поставил свой первый самостоятельный фильм «Проверка на дорогах» по сценарию Эдуарда Володарского и на основе произведений своего отца, писателя Юрия Германа. С этого фильма начались его прокатные злоключения: ленту обвинили в антисоветской агитации и в дегероизации партизанского движения. В результате «Проверка на дорогах» пролежала на полке 15 лет и вышла на экран только во время Перестройки.

В профессии Алексей Герман остался благодаря помощи руководителя ленинградского БДТ Георгия Товстоногова, а также Константина Симонова, предложившего экранизировать его повесть «Двадцать дней без войны». Этот фильм вышел на экраны в 1977 году.

В 1979 году Алексей Герман приступил к работе над фильмом «Начальник опергруппы» по одноименной повести своего отца. На экран фильм вышел в 1984 году под названием «Мой друг Иван Лапшин», и обрёл статус культового в среде интеллигенции.

Новое время, дав режиссёру невиданные до того возможности, обернулось для него периодом невероятной требовательности к себе и мучительных «долгостроев» – «Хрусталёв, машину!» (1998), «Трудно быть богом» (2013, вышел посмертно).

По словам Вячеслава Шмырова, сегодня Германа вспоминают мало. Между тем, феномен этого режиссёра стал относительно международным: «Это один из наших кинематографических гениев».

В кино из театра

Фильмы Алексея Германа долгое время не выпускали на международные площадки. Но когда лента «Хрусталёв, машину!» попала в программу Каннского фестиваля, она с треском провалилась – никто не мог понять того киноязыка, на котором разговаривал режиссёр. По мнению Вячеслава Шмырова, в этом сказался главный парадокс творчества Германа: он пришёл в кино из театра, прекрасно понимая, что такое театральная условность, и исходя из этого понимания стал ломать киноязык. «Киноязык – это условность, к которой мы привыкли», – говорил режиссёр.

Например, он любил нарушать одно из главных правил кинематографа: актёру нельзя заглядывать в камеру, поскольку это ломает «четвёртую стену». Такой приём встречается в кино редко, и это очень сильное средство выражения.

У Германа с такого приёма начинается фильм «Мой друг Иван Лапшин». Это сцена с отцом в исполнении Александра Филиппенко и мальчиком, от лица которого ведётся рассказ, и ему разрешено заглядывать в кадр. По мнению Вячеслава Шмырова, тем самым Алексей Герман показывает, что этот мальчик – наш агент в прошлом.

Ещё одна важная черта Германа как режиссёра – документальная чёткость показываемого. Например, для фильма «Мой друг Иван Лапшин», действие в котором разворачивается в 1935 году, он собрал гигантское количество довоенных снимков, передающих атмосферу эпохи. И подобный обширный фотоархив он готовил перед каждой лентой.

«Двадцать дней без войны»: реализм фронтовиков

Стремясь усилить реализм показываемого, Алексей Герман грамотно подбирает актёров и расставляет акценты – знаки времени. В качестве примера Вячеслав Шмыров показал фрагмент фильма «Двадцать дней без войны», где главный герой в исполнении Юрия Никулина рассказывает о своём опыте участия в Великой Отечественной: «Я не фронтовик, я человек, по долгу службы бывающий на войне, это другое».

По словам Вячеслава Шмырова, эта позиция характерна для военных корреспондентов, к каковым относился Константин Симонов, автор сценария и вдохновитель этой картины.

– Сегодня ветеранов изображают в общем геройском пафосе. А тогда внутри этого сообщества существовали очень чёткие счёты: кто был в штабе, кто в заградотряде, а кто на передовой. И эти слова – «я не фронтовик» – это слова Симонова, которые доносятся до нас через десятилетия. Потому что с точки зрения настоящих фронтовиков, корреспонденты и другие люди, наезжающие на фронт, без всякого уменьшения их роли, – не их поля ягоды.

Юрий Никулин, играющий роль военного журналиста Василия Лопатина – это настойчивый выбор Германа и Симонова: оба хотели, чтобы фронтовиков в их фильмах играли фронтовики. Госкино долго не хотело утверждать «гайдаевского» актёра на роль, и тогда Симонов пригрозил уходом из коллегии этой организации, что могло стать большим скандалом.

Два Германа и Симонов

Алексей Герман – сын своего отца, Юрия Павловича Германа, известного советского писателя. Когда в 1967 году отец умер, Алексею было 28 лет, и он ещё не начал свою большую карьеру в кино.

Его связь с отцом была феноменальной. По прозе Германа-старшего были написаны сценарии «Проверки на дорогах» и «Моего друга Ивана Лапшина». Герман-младший не мог начать съёмочный процесс, пока не принёс на площадку вещи Юрия Павловича, в том числе его пишущую машинку.

Возможно, за счёт комбинирования документального и «магического» подходов Герман достигал удивительного эффекта: в кинематографической картинке прошлого проглядывало будущее, но это будущее не осознавалось героями, – рассказывает Вячеслав Шмыров.

Персонажи «Ивана Лапшина» выглядят как жертвы истории, а не провидцы: им неведомо, что вскоре убьют Кирова и начнётся волна репрессий. Алексей Герман стремился передать в фильме общую атмосферу тревоги, характерную для того времени.

Как в биографии режиссёра возник Константин Симонов? Он был близким другом его отца и знал Алёшу с детства. Когда писатель узнал, что «Проверка на дорогах» по прозе Юрия Германа лежит на полке, он решил с позиции своего статуса помочь сыну друга. Сюжет фильма «Двадцать дней без войны» тесно связан с жизнью Константина Симонова в годы войны – писатель стал прототипом главного героя, военного журналиста Василия Лопатина. К моменту описываемых в фильме событий (1942 год) реальный Симонов уже выпустил культовое для фронтовиков стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» и женился на Валентине Серовой, знаменитой актрисе театра им. Ленинского комсомола.

В годы войны этот театр был в эвакуации в Фергане, а действие фильма происходит в Ташкенте. Туда направляется Лопатин с редакционным заданием и со своим личным делом – ему важно увидеться с бывшей женой. Играет её Ангелина Степанова, и это очень нечастое появление этой великой мхатовской актрисы в кино.

Степанова – жена Александра Фадеева, – акцентирует внимание на этом моменте киновед. – Когда Союз писателей эвакуировали в Татарию, она возглавляла колонию жён писателей, и ей приписывалось, что именно она отказала Марине Цветаевой в её отчаянном желании стать посудомойкой в писательской столовой.

– Видимо, Герману Степанова была важна как человек этой эпохи, которая прожила весь этот опыт, – рассуждает Вячеслав Шмыров.

На момент съёмок Константин Симонов уже много лет был в разводе с Валентиной Серовой и женат на Ларисе Жадовой. Прототип Жадовой, костюмера эвакуированного театра, в «Двадцати днях» играет Людмила Гурченко. Герман хотел снимать в этой роли Аллу Демидову, но натолкнулся на сопротивление Симонова: оказалось, на пробах Демидова сделала причёску под Валентину Серову, что и стало причиной для раздражения сценариста.

Александр Столпер как вдохновитель и антагонист

В картине «Двадцать дней без войны» есть эпизод о том, как снималось военное кино. Основной киностудией в годы Великой Отечественной была ВЦОК – Всесоюзная центральная объединённая киностудия в Алма-Ате, соединившая в себе эвакуированные кадры Ленфильма и Мосфильма. А в Ташкенте в это время находилась в эвакуации киностудия им. Горького.

В сцене фигурирует режиссёр, прототипом которого стал Александр Столпер. Герман показал его персонажа с одной стороны уважительно, а с другой – уничижительно, так как был на стороне настоящих фронтовиков. Режиссёр сидит в глубокой эвакуации и снимает фильмы, так называемые «Боевые киносборники». Это короткие сюжеты агитационного характера, которые затем собирались в полный метр.

Какие были сюжеты у этих короткометражек? Например, Борис Бабочкин, сыгравший Чапаева в одноимённой ленте, не тонул, выходил на берег и призывал к борьбе до победы. Или сюжет «Случай на телеграфе», в котором Наполеон в потрёпанной треуголке отправляет Гитлеру сообщение из блокадного Ленинграда: «Нападал на Россию. Не советую». Вместе с тем, говорит Вячеслав Шмыров, Александр Столпер – очень важный режиссёр в жизни и Константина Симонова, и самого Алексея Германа.

В числе важнейших источников вдохновения режиссёра он называл ленту Столпера «Живые и мёртвые», снятую по сценарию Константина Симонова в 1964 году и повествующую о трагических днях начала войны. Как это стало возможным – три миллиона пленных, отступление и паника в Москве?

Ещё одной важной кинематографической предпосылкой Германа стала картина Владимира Венгерова «Рабочий посёлок», где впервые раскрылась «новая» Людмила Гурченко: это было смелое решение режиссёра дать красотке из «Карнавальной ночи» роль жены ослепшего фронтовика. Именно в этом фильме Герман и заметил будущую звезду «Двадцати дней без войны».

Герман и его актёры: «Мой друг Иван Лапшин»

Фильм «Двадцать дней без войны» был выдвинут на Государственную премию СССР, но награды не получил. И хуже того, провалился в прокате: его посмотрело два с половиной миллиона зрителей, что совсем немного для страны, где порог окупаемости был 10-20 миллионов зрителей, а «Афоня» или «Служебный роман» собирали по 75 миллионов.

Константин Симонов, который уже был смертельно болен, принял удар на себя. Позвонил в Госкино Филиппу Ермашу со словами: «Я очень подвёл Германа своим произведением, дайте ему хороший сценарий».

И тогда Герман-младший вернулся к фильму по произведению своего отца — «Мой друг Иван Лапшин». Фабула фильма – это история начальника уголовного розыска города Унчанска Ивана Лапшина, короткий кусочек его жизни и жизни его друзей, товарищей и знакомых. События, происходящие в 1935 году, подаются от имени человека (в ту пору 9-летнего мальчика), который рассказывает о них много лет спустя.

Одна из сюжетных линий – в местном театре разыгрывается пьеса «Аристократы» Николая Погодина о перевоспитании криминальных элементов в передовиков производства в советских лагерях. Артисты идут общаться с Лапшиным, чтобы «по Станиславскому» войти в образ своих персонажей. По словам Вячеслава Шмырова, Герман с одной стороны стремился к суровому реализму, а с другой – через разные отступления и режиссёрские приспособления давал понять, что мы смотрим на героев из другого времени.

Чтобы раскрыть свой замысел, он часто обращался к не очень известным артистам. А если брал известных, находил для них специальные роли. Например, великой Нине Руслановой была поставлена непростая задача – сыграть бездарную актрису Наташу Адашову. А тяготившийся своим «водевильным» амплуа Андрей Миронов раскрылся в драматической роли писателя Ханина, едва не погибшего от рук бандитов. На роль Ивана Лапшина сначала утвердили неизвестного актёра из Омского драмтеатра Юрия Кузнецова, а затем Андрея Болтнева из Новосибирска.

«Лапшин как олень – он крупный, и может копытами затоптать любого, но если сам получит удар в переносицу, моментально рухнет, – говорил Алексей Герман. – С одной стороны, он при исполнении, а с другой – нежен душою, и когда наступит 1937 год, первым в эти жернова попадёт именно он».

Вячеслав Шмыров также рассказал о том, как привозил в Ельцин Центр Нину Усатову, которая сыграла в фильме Германа жену бандита Соловьёва. Всё, что осталось от её роли – это сцена, где она бежит на угольную кучу, и что-то кричит. При этом, по признанию Усатовой, она очень долго работала над образом, сама пришивая специальные клипсы к платью.

– Понимаете, какая степень качества была в этом кино, если даже такие усилия уходили на второй-третий план? – задаётся вопросом киновед.

Перфекционист в искусстве

С распадом Советского Союза Алексей Герман переживал тяжёлые времена, – считает Вячеслав Шмыров. Фильмы «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» положили на полку, но в Перестройку показали массовому зрителю и даже выдвинули на премии и фестивали. А затем дух времени радикально изменился.

Замысел фильма «Трудно быть богом» появился у Алексея Германа ещё в 1967–1968 годах, но ввод советских танков в Прагу не позволил его реализовать, так как власти стали пересматривать все производственные планы киностудий. В это время у Алексея Германа, как и у большинства советских художников, появились правила приспособления к действительности, – рассказывает киновед. – И когда эта действительность начала распадаться, стало сложно войти в новое время с другим ощущением свободы. Надо было снова себя перевоспитать, и Герман соблазнился тем, что вернётся к сценарию времён «оттепели». В этом, считает киновед, заключается огромная драма: он десять лет снимал фильм, но в прокат фильм вышел уже после смерти режиссёра – этим занимались его вдова Светлана Кармалита и сын Алексей Герман-младший.

На производство фильма были затрачены колоссальные средства и усилия. Герман болел и замедлял выход картины, но по существу фильм был готов. Видимо, у Германа не было уверенности, что он это десятилетие затратил на плодотворную творческую задачу, – считает Вячеслав Шмыров.

– Я этот фильм смотрел несколько раз. Это абсолютно фантазийная история, не имеющая отношения к советской действительности. И вдруг на первых минутах герои идут в город и насвистывают мелодию песни «Девочка Надя, чего тебе надо?». Эта песня проходит сквозной нитью через творчество Германа – её поют в «Двадцать дней без войны» и потом в «Проверке на дорогах». Как это может быть здесь?

Скорее всего, это знак неуверенности Германа в том, что он делает, и попытка войти в материал через испытанные «магические» ходы, – считает кинокритик. – Он конечно насытил мир фильма грязью, и это тот суровый реализм, через который мы проходили в «Двадцати днях без войны» и в «Моем друге Иване Лапшине», но здесь это никак не помогло.

В заключение лекции Вячеслав Шмыров рассказал несколько личных историй о знакомстве с великим режиссёром.

– Мы были с ним знакомы с 1985 года. Для моего поколения киноведов «Мой друг Иван Лапшин» имел колоссальное значение. Его выпустили на экраны и очень точечно показывали. Я впервые его увидел в кинотеатре «Пламя» в высотке на Садово-Кудринской, но в основном его показывали на окраинах Москвы. Это был такой хитрый способ советской власти выпускать фильмы, которые ей выпускать не хотелось.

Вячеслав Шмыров рассказал, что договорился с Германом об интервью в журнале «Литературное обозрение», но режиссёр был уверен, что интервью не напечатают. Киновед пошёл на трюк: он заявил в редакции, что это будет беседа с сыном знаменитого советского писателя. В итоге Герман смог рассказать и про «Ивана Лапшина», и про другие свои работы.

А незадолго до кончины Алексея Германа Вячеслав Шмыров сделал в Библиотеке киноискусства им. Сергея Эйзенштейна ретроспективу его фильмов, куда приехал из Санкт-Петербурга и сам мастер.

На фото: кинорежиссер Алексей Герман, 1988 год. Андрей Соловьев / ТАСС

Другие новости

Спектакль

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.