В Ельцин Центре в Екатеринбурге к Международному женскому дню традиционно готовится большая праздничная программа. В этом году творческие и просветительские мероприятия прошли под девизом «Весна состоится при любой погоде».
Программа стартовала в полдень мастер-классами известных уральских художниц, и встречами под абажуром с коллекционерами кукол Барби, монет и комиксов. К этому времени в Ельцин Центре уже много пар, семьи с детьми, женщины с букетами.
В Атриуме была установлена специальная зона для фотографирования, украшенная нежными весенними цветами.
Участники мастер-класса художницы Маши Плаксиной лепили, а потом раскрашивали маски мартовского зайца. Кто-то пастельными, а кто-то яркими красками, соответствующими весеннему настроению. Конечно, все маски неповторимы, у каждой своя палитра и свой почерк. Художница, участница выставки «Девяностые детей» в Арт-галерее, рассказала о различных художественных техниках, которые тут же можно было воплотить в создании собственного весеннего шедевра.
Учиться в день 8 марта чему-то полезному, прикладному стало хорошей традицией в Ельцин Центре, а также делать подарки своими руками.
Цикл встреч «Прекрасная вещь» открыл Алексей Мосин, коллекционер монет, доктор исторических наук, сын известного уральского живописца Геннадия Мосина. Он ведёт собственный ютуб-канал, который называется «Популярная история в монетах», где рассказывает, как в монетах находят отражение самые разные исторические события. Он снимает небольшие 5–7-минутные ролики для школьников, посвящённые Александру Македонскому, Архимеду, византийскому императору Константину и многим другим, с чьими именами связаны известные монеты. Его личная коллекция началась с двухкопеечной монеты 1812 года. Он хотел знать о ней всё. Так в его судьбе переплелись нумизматика и история. Ему задали интересный вопрос: «Почему на монетах, как правило, изображают правителей?».
– Мы живём в век информационных технологий, – пояснил Алексей Геннадьевич. – У нас есть газеты, журналы, телевидение, интернет. В древности ничего этого не было. Монеты были главным поставщиком информации: о стране, её правителе, о том, какой клан держит власть в своих руках, какие достижения есть у государства и культуры. Монеты содержали не только изображения самодержцев, но и различные символы, гербы и девизы. Монета была посланием миру, которая исходит от главы государства, наместника Бога на земле. Разные претенденты на власть чеканили свои монеты. Отчасти это было агитацией, и этому придавалось огромное значение. Монеты даже истребляли после смены правителя. Новый император выпускал новые монеты. Когда было подавлено восстание тайпинов в Китае в XIX веке, император издал указ уничтожить монету «тайпин-таньго». И таких примеров много, – заключил коллекционер.
Слушатели задавали вопросы и на них отвечали. Самые активные получили призы и памятные подарки: билеты в музей, броши, портмоне и другие сувениры с символикой Ельцин Центра.
Творческую эстафету мастер-классов приняла художница Анастасия Крохалева. Её ученики создавали собственный анимационный комикс с помощью нейросети и своей фантазии. Чтобы воспользоваться программой, нужно было сформулировать собственные вводные, вернуться в детство, припомнить любимые игры, мечты и желания, особенные словечки, которые могли бы стать визитной карточкой автора. В мастер-классе участвовали целыми семьями. Два поколения семей обменивались воспоминаниями и личным детским опытом, что делало процесс создания комиксов особенно увлекательным.
В это же время о бумажных комиксах рассказывал коллекционер Роман Кардаков. Свою лекцию он посвятил супергероиням и их трансформации в истории комиксов. Первую супергероиню звали Фантома. Она была королевой джунглей и наводила там порядок. Примерно в это же время, но чуть позже, появились чудо-женщина и женщина-кошка. При этом Фантома даже не была привлекательной. Уильям Марстен, который придумал чудо-женщину, придумал и полиграф. Очевидно, что он был незаурядным человеком.
На некоторое время женщины исчезли из комиксов. Мужчины, вернувшиеся с войны, хотели видеть в них хороших жён, матерей и домохозяек. Появившийся в это время комикс-код запрещал изображать в комиксах что-либо, травмирующее подростков. Мама должна была оставаться мамой.
Однако героиней комиксов в 60-е стала женщина-оса, супруга человека-муравья. Расцвет женских персонажей пришёлся на 80-е годы ХХ столетия.
В 90-е у чудо-женщины добавилось мускулатуры. Она сражалась с отрицательными персонажами наравне с мужчинами. Параллельно в инди-комиксах героини жили обычной жизнью, пока не становились жертвами преступления, как, например, в сериале «Твин Пикс». После смерти у них проявлялись сверхспособности, и они начинали собственное расследование, помогая следователям найти убийцу. В 90-е в комиксах вообще было много мистики.
В 2000-е в комиксах появилось больше разнообразия в женских образах, которые продолжали свою жизнь в сериалах и анимационном кино.
Внимательные слушатели ответили на вопросы коллекционера и получили билеты в музей, сувениры и подарки.
Цикл «Прекрасная вещь» завершился встречей с Алиной Гильмитдиновой – коллекционером кукол Барби, искусствоведом и арт-медиатором. Она рассказала слушателям, кто же такая кукла Барби и почему она так популярна? Оказалось, что у куклы есть официальная биография. Её зовут Барбара Миллисент Робертс. Она появилась на свет 9 марта 1955 года в американском штате Висконсин. У неё есть родители и она вполне успешная молодая леди. Более того, она идеальна во всех отношениях. Настоящее совершенство, к которому должна стремиться каждая девочка. Куклы Барби были не только блондинками и брюнетками, но принадлежали к разным профессиям и даже национальностям.
В музее 8 марта проходил марафон экскурсий «Красота вне протокола».
Первая экскурсия о визите английской королевы Елизаветы II в Россию началась с рассказа о подарке президенту и его супруге, выставленном в витрине Стены подарков – ларце из ценных пород дерева с множеством выдвижных ящичков, в которых рассредоточены семена растений из королевского сада. Большинство из них Наина Иосифовна посадила и вырастила в своём саду. И королева, и первая леди – обе были увлечены садоводством.
Дарительница — одна из самых известных женщин в мировой политике: королева Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, иных владений и территорий, глава Содружества и защитница веры. Как правило, она один лишь раз за срок своего правления посещает какое-либо государство. Знаменательно то, что она посетила Россию во время президентства Бориса Николаевича в 1994 году. О том, как готовился и проходил визит монаршей особы, рассказывали посетителям музея.
Следующая экскурсия «Модная революция: «Бурда моден» рассказывала о том, как сбылась мечта Раисы Горбачевой, и в СССР появился журнал «Бурда моден» на русском языке. Всё началось с визита в Оффенбург советской делегации в мае 1986 года. Сотрудники Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли использовали поездку в Дюссельдорф на полиграфическую ярмарку Drupa для осмотра типографий семейства Burda и знакомства с издательством Anne Burda. Отношения были более чем доброжелательные, и уже в марте следующего года москвичи увидели первый номер Burda Moden на русском языке. Без преувеличения можно сказать, что это было грандиозное событие.
Экскурсия «Президентский парфюм» поведала историю создания «президентской» туалетной воды «Уральская тайга» и «Наина», которую сегодня можно приобрести в сувенирном магазине музея. Специалисты парфюмерного дома Galimard решили воссоздать ароматы, составленные Борисом и Наиной Ельциными в 2002 году при посещении их фабрики в Грасе. О том, как создавались духи, какие нотки оказались ведущими у Наины Иосифовны и Бориса Николаевича, указывают ли они на черты характера их создателей, рассказала экскурсовод музея.
Ещё одним знаковым событием этого дня стал Поэтический марафон в центральной части Атриума – «Все они как одна непохожи». В течение полутора часов слушатели совершили экскурс в современную женскую поэзию – бойкую, дерзкую, нежную, порой неожиданную, полную ощущения, неудержимо наступающей весны. Стихи Веры Полозковой, Александры Аксёновой, Саши Бест и Стефании Даниловой читали артисты екатеринбургских театров, начинающие поэты, строители, коммерсанты и сотрудники Ельцин Центра. Их чтение перемежалось с вокалом специального гостя программы – солистки группы «Дзинь», актрисы и режиссёра Театральной платформы «В Центре» Лизы Неволиной.
Не только любители поэзии, но и поклонники музыки отдохнули душой под большим оранжевым абажуром. «Винил под абажуром» – подарок от Радио СИ, специальный виниловый сет, подготовленный Антоном Клипсой и Юрой Облеуховым из группы «Курара». Свои «Виниловые беспорядки» они подарили всем любителям винила и качественной музыки.
Музыкальная вечеринка в Атриуме для всех посетителей Ельцин Центра в этот день предварила концерт из многолетнего авторского цикла Алексея Гориболя «Послушайте!» – «Любовь и жизнь женщины».
Гостьей Ельцин Центра в этот вечер стала обладательница титула «Лучшее меццо-сопрано мира» Олеся Петрова, исполнившая вокальные циклы Роберта Шумана и Александра Чайковского, песни и романсы Густава Малера, Сергея Рахманинова, Леонида Десятникова. Певица стала настоящим подарком меломанам и любителям классики. За роялем, как всегда, бессменный Алексей Гориболь, он же и ведущий вечера. Алексей рассказал не только о своём знакомстве и сотрудничестве с Олесей Петровой, но и о жизни тех композиторов, которых она исполняла. Не случайно цикл называется просветительским.