Валентин Гефтер: «Век Сахарова» еще впереди»

28 мая 2021 г.Наталья Шурмина
Валентин Гефтер: «Век Сахарова» еще впереди»

Место личности академика Андрея Сахарова в истории XX века и актуальность его идей стали темой для обсуждения на встрече с правозащитником и публицистом Валентином Гефтером, которая прошла в Ельцин Центре 20 мая и стала частью юбилейных мероприятий в честь 100-летия со дня рождения выдающегося учёного, общественного деятеля и мыслителя.

Валентин Гефтер, входящий в Правление Сахаровского центра (решением Минюста РФ от 25.12.2014 года № 1990-р внесена в реестр организаций, выполняющих функцию иностранного агента), приехал в Екатеринбург на открытие выставки «Сахаров. Новый век» и после выступления на торжественной церемонии в Арт-галерее Ельцин Центра уже в более узком кругу продолжил свои размышления о самом известном советском борце за права человека и лауреате Нобелевской премии мира.

— XX век дал нам массу потрясающих личностей, которые передали «факел разума» в век XXI, и Андрей Дмитриевич Сахаров — в их ряду, — подчеркнул Гефтер в ходе встречи. — Для меня в первую очередь Сахаров сегодня — это его наследие, его импульс, который он передал нам, ныне живущим, чтобы претворять в жизнь самые трудные, самые необходимые задачи и такие вещи, без которых общество дальше развиваться не может. В этом смысле Сахаров был гражданином мира, которого волновали проблемы всего человечества. Это фигура вселенского масштаба, и я думаю, что «век Сахарова» еще впереди.

Гефтер, который также возглавляет Институт прав человека и является членом Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, в разговоре с аудиторией, собравшейся в Ельцин Центре, попытался представить и раскрыть три стороны многогранной личности академика Сахарова: социальный мыслитель; человек, формирующий фундаментально трудные задачи и находящий их решение; и «паладин Разума» — так в одной из своих статей Андрея Дмитриевича охарактеризовал известный правозащитник Сергей Ковалёв.

Роль Сахарова как социального мыслителя до сих пор недооценена, но она раскрывается в том числе через его основную теоретическую работу «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», появившуюся в 1968 году, в разгар «пражской весны» — времени, которое стало своеобразным рубежом в судьбе не только учёного, но и мира в целом, считает Гефтер. В этом знаменитом эссе академик рассуждает не только о войне и мире, диктатуре, демографических проблемах и роли науки и научно-технического прогресса, но и о свободе мысли.

— Интеллектуальную свободу Сахаров считал чуть ли не первым из прав человека, потому что свобода выражения мнений — фундаментальное право, основа, — отметил Гефтер. — У нас традиционно принято интеллигенции отводить роль оппонента власти, что, конечно, справедливо, однако Андрей Дмитриевич как-то сказал, что интеллигенты должны заниматься построением идеалов, это и есть их основное занятие. Сахаров выделяет именно построение идеалов как главную задачу мыслящих людей, и мне кажется, что для него как социального мыслителя это очень важно.

Теория конвергенции двух общественных систем стала центральным пунктом всей системы социально-философских воззрений выдающегося учёного и общественного деятеля, который видел будущее в сближении капитализма и социализма, в постепенном стирании различий и границ между этими двумя системами, ведущем к бессмысленности противостояния между ними. С этой теорией часто спорят, некоторые согласны с ней, а кто-то считает её устаревшей. Но важен тот факт, отмечает Гефтер, что Сахаров искал как в капитализме, так и в социализме положительные и отрицательные черты, их сильные и слабые стороны.

Также для понимания Сахарова как социального мыслителя необходимо внимательно изучить и проанализировать его последнюю работу — проект «Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии», которая была написана незадолго до смерти, и где значительная часть текста посвящена защите прав и свобод человека и гражданина.

— Я думаю, что этих примеров достаточно для того, чтобы показать, насколько этот человек неординарно, интересно ставил и решал какие-то конкретные проблемы и задачи как на публичной арене, так и в своей профессиональной работе. Всё это в нём было заложено от рождения, от его собственной природы, которая позволила Сахарову стать выдающимся физиком. Он всегда с удивительной точностью попадал в самую трудную точку любой сферы, на которую обращал внимание. Артур Шопенгауэр как-то сказал: «Талант похож на стрелка, попадающего в цель, недостижимую для других, а гений — на стрелка, попадающего в цель, попросту невидимую для других». Мне кажется, что к Андрею Дмитриевичу и его наследию это высказывание имеет прямое отношение.

Еще одна грань личности академика Сахарова — «паладин Разума». Именно так его называет в одной из своих статей Сергей Ковалёв, напомнил Гефтер.

«Вокруг имени Сахарова можно выстроить разные контексты. Кто-то включает его в один ряд с Махатмой Ганди, Львом Толстым и другими проповедниками ненасильственных изменений. Кто-то склонен сравнивать его с Александром Солженицыным и Лехом Валенсой — выдающимися борцами с тиранией.

Все эти сближения имеют свои резоны. Лично я предпочел бы сопоставить физика Сахарова с геохимиком Вернадским, предложившим понятие „ноосферы“ — разума, становящегося элементом геологической структуры нашей планеты, биологом Тейяром де Шарденом — автором „антиэнтропийной“ теории эволюции и другими создателями новой целостной философии знания, в которой развитие человечества превращается в фактор космического значения», — написал в конце 90-х годов Ковалёв.

Также в ходе встречи был отмечен ещё один момент, который важен для понимания личности Сахарова и всего того, что делал академик на протяжении всей своей жизни. Гефтер считает, что он был человеком толстовского самосовершенствования, которое очень близко для русской интеллигенции.

— Мне кажется, что за последние 20–30 лет внимание людей ушло от каких-то важных фундаментальных вещей. Мы живём реактивно в информационный век и, может быть, живём немножко суетно. Вероятно, что пандемия нас немного повернёт к каким-то более фундаментальным вещам общечеловеческого масштаба, вещам большой глубины. Люди задумаются над тем, что нас объединяет и разъединяет, какие вызовы и угрозы ещё ждут наш мир. Поэтому, как писал поэт Борис Слуцкий, надо думать, а не улыбаться.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.