Университетская наука в эпоху перемен

3 апреля 2020 г.Татьяна Филиппова
Университетская наука в эпоху перемен

Очередная встреча музейного клуба «Мои 90-е» в Ельцин Центре 8 февраля была посвящена университетской науке.

Перестройка и гласность, исчезновение партийного и идеологического контроля, свобода передвижения и слова, конверсия и рыночные отношения, открывшиеся возможности для обучения и стажировок за рубежом, но при этом продолжающаяся финансовая нестабильность — все это меняло жизнь российских университетов в 90-е годы прошлого столетия.

Постоянные члены клуба и специально приглашённые эксперты поделились личными историями о том, как менялись университеты, как по-новому писали и издавали книги, журналы и монографии, какой была повседневная реальность преподавателей и студентов.

Заседание посвятили столетию Уральского федерального университета — УрФУ имени Бориса Ельцина. А также тридцатилетию Гуманитарного университета — одного из первых частных вузов страны.

Первая выступающая, Людмила Старостова, руководитель отдела развития музея, окончила философский факультет в 1993 году с красным дипломом. Она раздала участникам клуба листы с копиями страниц из ее зачетной книжки с вопросом: «Посмотрите внимательно, не находите ли вы в них ничего странного?». Оказывается, ее курс был последним, кто изучал предмет «История КПСС». Людмила рассказала, что сохранила все свои конспекты. Более того, она хотела бы передать их в дар музею. По ним, считает она, можно увидеть, как советская марксистская философия теряла свою актуальность. Происходила демократизация в университетской системе обучения. Например, можно было самому выбрать второй язык для изучения и заменить посещение одного предмета другим. Более того — получать дополнительное образование на другом факультете. Всё это происходило в начале 90-х. «Для меня обучение в университете в то время — это яркий пример того, как проявлялась свобода в организации учебного процесса и формировании учебного плана, — подчеркнула Людмила Старостова. — Любопытно, что руководство факультета отслеживало, сколько студентов воспользовалось этими изменениями и как это повлияло на их образование. Я этому процессу благодарна, хотя, вероятно, мой рассказ больше не про науку, а про историю».

Еще одной характерной чертой 90-х Людмила назвала «разлив культурологии». Столько часов не читали ни до, ни после. И все были этим очень увлечены, был большой интерес — и он был реализован в учебном плане — к теории и истории культуры.

Среди приглашённых присутствовали преподаватели именно философского факультета. Татьяна Круглова — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры этики, эстетики, теории и истории культуры УрФУ начинала преподавать в 1988 году.

Она мечтала стать советским доцентом, потому что те получали зарплату 320 рублей. По советским меркам очень приличная сумма. Но как раз к тому времени, когда Татьяна пришла на факультет, история с высокими окладами закончилась. Она рассказала, что в начале 90-х сложилась уникальная ситуация, когда не преподаватели учили студентов, а наоборот, студенты учили преподавателей. Главным языком на философском факультете был немецкий, уточнила профессор Круглова, но те, кто со школьной скамьи изучал английский и свободно владел им в начале 90-х, начали открывать для себя ранее неизвестных философов — таких как Деррида, Делёз. Они ходили в Библиотеку иностранной литературы и читали совсем не то, что им велели преподаватели. По мнению Татьяны, это было не бунтом, а скорее самостоятельной инициативой. В 1991 году вдруг прошёл слух, что Жак Деррида приезжает в Москву. Студенты, даже не старшекурсники, сами организовались, поехали в Москву и прослушали его курс, законспектировали лекции. По приезде перевели и сдали в библиотеку. «После этого, — припомнила Татьяна, — мы все как-то встрепенулись и позвали одного из этих студентов к нам на кафедру, чтобы он прочитал нам лекцию. Я помню, как на лекции сидели маститые профессора и доценты и слушали лекцию третьекурсника, который очень внятно и интересно пересказывал нам Дерриду и других интересных французов. Потом эти ребята не стали дожидаться изданий и сами создали маленькую философскую переводную библиотеку. Это стало расползаться по факультету. Был произведен мирный философский переворот. Пошла мода на совершенно другие тексты, и оказалось, что в тот момент они знали эти тексты лучше преподавателей. Они собирали дискуссионные клубы. Мы приходили их послушать. Потом они стали издавать журнал. И мне жаль, что с тех пор этот опыт не повторялся».

Алексей Килин, выпускник исторического факультета, кандидат исторических наук, доцент, рассказал, как в начале 90-х происходил обмен преподавателями, студентами и аспирантами между российскими и зарубежными вузами. Как иностранцы чувствовали себя в нашей стране. Приходилось их опекать в недавно открывшемся для посещения иностранцев городе, иногда селить у себя дома, обеспечивать культурно-досуговую программу. С некоторыми из них Алексей до сих пор поддерживает отношения. У Джеймса Ричарда Харриса был идеальный русский. Ему преподавали язык в университете Торонто русские иммигранты второй волны. Иногда ему приходилось показывать паспорт при знакомстве с девушками, чтобы доказать, что он иностранец. Алексей посоветовал Джеймсу, чтобы не привлекать внимания к себе, называться Женей Харитоновым из Пензы. Пермь была ближе, но это название он просто не выговаривал. Прошло много лет. Джеймс преподаёт в Лидском университете Великобритании. Но если сейчас задать ему вопрос на русском языке «кто ты?», он ответит: «Женя Харитонов из Пензы».

«В 90-е было голодно, холодно, — подытожил Килин, — но ощущение свободы было таким мощным, таким авантюрным, что переходило границы дозволенного». У студентов университета с будущим были связаны большие ожидания, казалось, что им открывается весь мир. Однако жить было трудно. Многие выпускники уходили в бизнес — там нужны были люди, способные структурировать, создавать систему. Те, кто остался в университете, расширяли ниши, придумывали проекты не для того, чтобы двигать науку, а для того, чтобы хоть как-то обеспечивать себе безбедное существование. «Мне и самому, — пошутил Алексей, — хотелось бы послушать про университетскую науку 90-х! Я могу лишь сказать, что, с одной стороны, вузы были брошены и выживали, как могли. С другой, им была предоставлена неограниченная свобода, и студенты могли реально влиять на учебный процесс».

Светлана Быкова, кандидат исторических наук, доцент, согласилась с Алексеем — в 90-е было потрясающее ощущение свободы. Была открытая возможность работать в архивах с документами, считавшимися секретными и хранящимися в папках под грифом «Хранить вечно». Она помнит, насколько волнительно было брать в руки дела, на которых не было ни одной подписи исследователей: «Я шла, как пионер, как следопыт — по совершенно неизведанным ранее тропам». Сейчас многие документы недоступны современным исследователям. Светлана отметила, что в 90-е была ещё одна замечательная возможность — читать переводы зарубежных историков, изучать новые методологии. Открылось огромное количество новых имён. Ещё один феномен того времени — живое общение в рамках проекта «Университет конвертируемого образования». Он был создан благодаря усилиям московских учёных-гуманитариев, но распространялась его деятельность на всё пространство бывшего Советского Союза. «Я всегда буду помнить лекции Марка фон Хагена, Стивена Смита, которые подарили нам новый взгляд на работу с историческими источниками, — рассказала Светлана Быкова. — Среди тех, кто участвовал вместе с нами в методологических университетах, много тех, кто сегодня возглавляет кафедры, защищает докторские диссертации, инициирует новые направления в исторических исследованиях».

Участники клуба рассказывали о том, как возникали в 90-е новые дисциплины. Например, социальная педагогика. Советские методологии уходили в прошлое. Академическая профессура пребывала в растерянности — как читать лекции на старом материале? Эти годы участники клуба назвали временем чистого эксперимента. Говорили, что творчество проявлялось во всём, без длительных согласований применялись новейшие технологии в образовании.

Лев Закс, доктор философских наук, профессор, ректор и учредитель Гуманитарного университета рассказал, как появился первый частный Университет в регионе. Это тоже было веянием нового времени. Качество преподавания было высоким уже потому, что там работали многие университетские кадры.

Гуманитарный университет появился в 1990 году. У истоков его стояли Лев Закс, Геннадий Балдыгин и Светлана Балмаева.

Геннадий Балдыгин окончил философский факультет МГУ. «Когда мы учились, наши преподаватели ездили в зарубежные командировки и рассказывали, как организован учебный процесс там, — рассказал Геннадий Васильевич. — Мы всё это слушали и понимали, чего именно нам не хватает. В 1989 году я разработал учебный план, который мог давать такое образование, которое я хотел бы, чтобы получали наши студенты. Сам я такого образования не получил, но это стало моей мечтой. К этому времени я уже десять лет преподавал в УрГУ. С наступлением перестройки мы разрабатывали программы для гуманитарного факультета, но на базе университета это реализовать не удалось. Тогда появился Гуманитарный университет. 27 декабря 1990 года он прошёл регистрацию — ещё существовал Советский Союз и был колоссальный запрос на образование, — а 1 февраля 1991 года уже началось обучение на четырёх факультетах».

Светлана Балмаева, кандидат философских наук, доцент, рассказала о создании факультета теле- и радиожурналистики на базе Гуманитарного университета, который подарил городу и стране уникальных специалистов.

Сегодня Гуманитарному университету исполнилось 30 лет. Он прошел проверку временем и до сих пор удерживает высокую планку. Многие частные вузы исчезли за это время. Появились платные факультеты в государственных вузах и новые интересные специальности.

За тридцать лет многое изменилось в университетской науке. Слились Уральский политехнический институт и Уральский государственный университет, став одним из главных федеральных университетов страны — УрФУ, которому присвоили имя его выпускника, первого президента России Бориса Ельцина.

Валерия Бармина, кандидат исторических наук, руководитель детского образовательного направления в Ельцин Центре, рассказала, как новые, в основном зарубежные знания вливались в университетскую науку. И как преподаватели буквально «подталкивали» студентов заниматься новыми темами и направлениями. Кроме того, это было благодатное время возвращённой и новой, переводной литературы. Студенты 90-х читали «взахлёб».

Вспомнили книги и авторов, которые привели к настоящему прорыву в понимании отдельных дисциплин не только студентами, но и преподавателями. Среди них — книги о постмодернизме Вячеслава Курицына и Марка Липовецкого, статьи по философии Мераба Мамардашвили, труды по эстетике Теодора Адорно. Увидели свет книги из спецхранов уже в репринтных изданиях. Студенты просили преподавателей провести семинары по Соловьеву, Бердяеву, Шпенглеру, которые предлагали новый взгляд на историю.

Для всех присутствующих, подвели итог участники клуба, 90-е стали временем свободы и обновления. Открылись новые интересные перспективы. Работники высшей школы поверили, что образование может быть другим. Всем хотелось делать что-то новое. Людей вдохновлял сам факт того, что это возможно. Нормой стали публичные дискуссии о том, каким должно быть образование. В них активно принимало участие студенчество.

Лучшим рассказчиком клуба признали Геннадия Балдыгина. Ему подарили фирменный блокнот со знаменитыми словами академика Лихачева на обложке: «Творчества не может быть без свободы».

Традиционно сделали общую фотографию на память на фоне московского троллейбуса, в котором обычно и проходят все собрания клуба «Мои 90-е».

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.