Театральная платформа «В Центре»: любимому городу посвящается

31 августа 2017 г.Татьяна Филиппова
Театральная платформа «В Центре»: любимому городу посвящается

Новый сезон театральной платформы «В Центре» открылся двумя спектаклями, посвященными Свердловску-Екатеринбургу. Премьеры были включены в специальную программу Ельцин Центра в Екатеринбурге, подготовленную ко Дню города.

«Сны Екатеринбурга», несмотря на шумное уличное празднование, 19 августа собрали полный зал. Спектакль сделан в стиле вербатима – современного документального спектакля. Повествование сродни литературному жанру non-fiction: сюжет основан на документальных событиях и рассказах реальных жителей города. Собирали материал драматурги Ирина Васьковская, Елена Аксенова-Пулинович и Сабрина Карабаева. Сложили их в единую историю автор идеи режиссер Александр Кудряшов и драматург Ярослава Пулинович. За разговорами о снах в интервью жителей города просматривается их отношение к нему, взгляд на проблемы Екатеринбурга и то, каким они представляют его сегодня. Из снов, рассказанных менеджерами, кондукторами, пенсионерами, студентами, уличными музыкантами и рабочими, складывается общая история города. По своей сути «Сны Екатеринбурга» – признание в любви к родному городу. Главная героиня разговаривает с городом, выясняет с ним отношения, ссорится, предъявляет претензии. Она не может для себя решить, уехать или остаться. Есть другие города, в которых ей бывало хорошо, но по прошествии времени она неизменно возвращалась сюда. Героиня словно исследует природу собственной привязанности. В голову лезут сотни воспоминаний, а иногда и город подкидывает ей нехитрые шарады, из которых героиня узнает, что город всегда любил и оберегал ее. И у них гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Хочется отметить работу художника-постановщика Александры Микляевой. Ею оригинально решено оформление спектакля. Вместо декораций – мощный, динамический черно-белый видеоряд, который впечатляет размахом мелькания. Кажется, что зрители и артисты несутся на огромной скорости из настоящего в прошлое и обратно. Минимум реквизита: старый телефон, стулья, гимнастические шары и огромные куски зеркального пластика. Все предметы живут, трансформируются, перемещаются по сцене, помогая героям перевоплощаться. То существуют обособленно, то складываются в знакомые и знаковые виды города. Возникает щемящее чувство общности с происходящим на сцене.

Символично, что окончание спектакля совпало с праздничным салютом в честь Дня города. Их разделяли полчаса – как раз столько, чтобы покинуть зал и выбрать место на стилобате Ельцин Центра, где в ожидании фейерверков собралось множество горожан.

Уличный спектакль-променад молодого драматурга Марии Конторович «Мой Екб» стартовал 20 августа прямо от Ельцин Центра. Зрители собрались у входа в Ельцин Центр, расположившись на лавочках, и наблюдали бурную сцену выяснения отношений между женихом и невестой. Прибежавший на крик охранник вежливо попросил влюбленных немедленно прекратить публичную ссору и покинуть территорию Ельцин Центра. Вслед за женихом и невестой публика ретировалась за угол Театра Драмы, где уже разыгрывался следующий акт спектакля – пионеры в пилотках и красных галстуках хоронили в черном гробу отцовский кожаный ремень как символ телесных наказаний. Главная героиня Маша – бойкая девица двадцати лет. Она с восторгом рассказывает зрителям о любимом городе, о своем детстве, первой влюбленности.

Повествование от первого лица начинается и заканчивается у Ельцин Центра, как у места, вокруг которого оживает история города и горожан. Вслед за юным экскурсоводом зрители путешествуют по реальным и вымышленным историческим событиям, происшедшим по пути следования экскурсии. Но это чуть больше, чем просто променад. Это знакомые места, люди, образы, размышления. Они удивительным образом совпадают с ельцинскими местами. Вот два дома, в которых он жил с семьей в разное время. Вот Белый дом, который построил Ельцин. А вот гимназия, где учились его дочери Елена и Татьяна. А вот площадь 1905 года, куда 20 августа 1991 года пришли почти десять тысяч человек, чтобы противостоять ГКЧП и поддержать Ельцина. А вот исторический центр города – Плотинка, которая, по указу Бориса Николаевича, стала официальным местом празднования Дней города.

Маша с братишкой тащат зрителей за собой – по своим памятным местам. На набережной им встречается призрак, который помнит, как сто лет назад под покровом ночи вывозили из Ипатьевского особняка тела расстрелянных: Николая II, его жены императрицы Александры Федоровны, княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, цесаревича Алексея, лейб-медика Боткина и еще троих приближенных.

Здесь же, на набережной Исети, участникам променада встречаются кладоискатели. На месте Ельцин Центра до революции был респектабельный район, здесь обитал зажиточный люд. Многие после революции побросали дома и уехали за границу. После здесь часто находили клады, особенно при сносе старых построек. Легенды о кладах и тайных подземельях живы до сих пор.

Другая легенда – о старом лавре. Если на это лавровое дерево повязать ленточку и загадать желание, то оно непременно сбудется. Машин брат раздал всем ленточки, и старый лавр вмиг преобразился.

Тут же встретилась и Машина мама. Она учинила отпрыскам форменный допрос: голодны ли, тепло ли одеты, сделаны ли домашние дела и когда они вернутся домой. Тут же суматошная женщина выдала всем по прянику из бумажного пакета, потому что голодными гулять нельзя. Принимая пряники, зрители улыбались: многим это напомнило сцены из детства.

На смешном «пацанском» языке Маша рассказывала истории своего детства. Вот здесь в доме жил один из цареубийц, дожил до старости и сошел с ума, стал палить по прохожим «из того самого нагана».

У первой в городе высотки Дома чекистов зрителям встретились дети чекистов. Они играли в классики и тараторили свои считалочки на злобу дня – из городского фольклора 30-х годов прошлого столетия. Согласно народному преданию, из Дома чекистов забрали всех. Кого посадили, кого расстреляли – никто не уцелел. А сейчас это вполне респектабельный дом со своей историей.

У дома Профинтерна – alma mater знаменитого екатеринбургского рок-клуба – зрителей встретил отряд панков «Красное знамя». В руках у них были кастрюли, сковородки и швабра с красной майкой, которой они размахивали в такт своим речёвкам:

«Красное знамя – единый язык!
Красное знамя! Мощней, чем кадык!»

Променад продолжился вдоль улицы 8 Марта, бывшей кафедральной площади, ныне – площади 1905 года, где до сих пор стоит памятник Ленину и собираются ветераны коммунистической партии. Маша вспомнила ледовые городки своего детства, горки и аттракционы.

К зрителям присоединился сошедший с пьедестала Ильич. Он примкнул к променаду, чем очень насмешил Машу и ее попутчиков.

К Маше подкатила подруга Лиза на велике. Она предложила пойти к мосту и потрясти Исеть на предмет русалок. На суд зрителей появляются русалки, которые спорят между собой: кто красивее, у кого глаза больше, кому подбросили пустой пакет из-под чипсов. Они сообщают, что городские власти довольно плохо почистили пруд, и наперебой рассказывают зрителям, какие сокровища в виде мусора скрываются на дне реки.

Под мостом Маша и Лиза предаются воспоминаниям. Лиза признается, что когда ей грустно, то хочется петь.

Действие спектакля, как было обещано, завершилось у Ельцин Центра – излюбленного места отдыха горожан. Первые зрители, пришедшие на премьеру, устали, но были довольны и не хотели расходиться. Среди них, ничем не выделяясь, присутствовала автор пьесы Мария Конторович – ученица Николая Коляды, участник фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и конкурса драматургов «Евразия». Вслед за главной героиней вместе со зрителями она прошла по улицам своего детства.

Другие новости

Лекция

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии

Свердловский конструктивизм родом из Финляндии
Об удивительной судьбе финского гражданина Ивана Антонова, который построил Городок чекистов, рассказал урбанист Никита Сучков – исследователь авангардной архитектуры, автор и руководитель проекта «Дни конструктивизма на Урале», основатель и руководитель Музея конструктивизма «Ячейка F», старший научный сотрудник Музея Москвы. Его лекция состоялась 7 августа в Арт-галерее Ельцин Центра в рамках событийной программы выставки «Как строилась советская власть»
13 августа 2019 г.
Выставка

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии

Ночь в музее – фотовыставка ночной Японии
В Круглом зале Ельцин Центра в рамках фестиваля «Неделя японских искусств» 5 августа открылась фотовыставка Марии Голомидовой «Ночь в Японии».
13 августа 2019 г.
Лекция

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»

Залина Маршенкулова: «Любая женщина, которая считает себя личностью, — это феминистка»
28 июля в Ельцин Центре выступила Залина Маршенкулова — ведущая телеграм-канала «Женская власть», создательница сайта Breaking Mad, участница кампании #нивкакиерамки. Она поговорила с аудиторией о феминизме.
9 августа 2019 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.