Новый сезон театральной платформы «В Центре» открылся двумя спектаклями, посвященными Свердловску-Екатеринбургу. Премьеры были включены в специальную программу Ельцин Центра в Екатеринбурге, подготовленную ко Дню города.
«Сны Екатеринбурга», несмотря на шумное уличное празднование, 19 августа собрали полный зал. Спектакль сделан в стиле вербатима – современного документального спектакля. Повествование сродни литературному жанру non-fiction: сюжет основан на документальных событиях и рассказах реальных жителей города. Собирали материал драматурги Ирина Васьковская, Елена Аксенова-Пулинович и Сабрина Карабаева. Сложили их в единую историю автор идеи режиссер Александр Кудряшов и драматург Ярослава Пулинович. За разговорами о снах в интервью жителей города просматривается их отношение к нему, взгляд на проблемы Екатеринбурга и то, каким они представляют его сегодня. Из снов, рассказанных менеджерами, кондукторами, пенсионерами, студентами, уличными музыкантами и рабочими, складывается общая история города. По своей сути «Сны Екатеринбурга» – признание в любви к родному городу. Главная героиня разговаривает с городом, выясняет с ним отношения, ссорится, предъявляет претензии. Она не может для себя решить, уехать или остаться. Есть другие города, в которых ей бывало хорошо, но по прошествии времени она неизменно возвращалась сюда. Героиня словно исследует природу собственной привязанности. В голову лезут сотни воспоминаний, а иногда и город подкидывает ей нехитрые шарады, из которых героиня узнает, что город всегда любил и оберегал ее. И у них гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Хочется отметить работу художника-постановщика Александры Микляевой. Ею оригинально решено оформление спектакля. Вместо декораций – мощный, динамический черно-белый видеоряд, который впечатляет размахом мелькания. Кажется, что зрители и артисты несутся на огромной скорости из настоящего в прошлое и обратно. Минимум реквизита: старый телефон, стулья, гимнастические шары и огромные куски зеркального пластика. Все предметы живут, трансформируются, перемещаются по сцене, помогая героям перевоплощаться. То существуют обособленно, то складываются в знакомые и знаковые виды города. Возникает щемящее чувство общности с происходящим на сцене.
Символично, что окончание спектакля совпало с праздничным салютом в честь Дня города. Их разделяли полчаса – как раз столько, чтобы покинуть зал и выбрать место на стилобате Ельцин Центра, где в ожидании фейерверков собралось множество горожан.
Уличный спектакль-променад молодого драматурга Марии Конторович «Мой Екб» стартовал 20 августа прямо от Ельцин Центра. Зрители собрались у входа в Ельцин Центр, расположившись на лавочках, и наблюдали бурную сцену выяснения отношений между женихом и невестой. Прибежавший на крик охранник вежливо попросил влюбленных немедленно прекратить публичную ссору и покинуть территорию Ельцин Центра. Вслед за женихом и невестой публика ретировалась за угол Театра Драмы, где уже разыгрывался следующий акт спектакля – пионеры в пилотках и красных галстуках хоронили в черном гробу отцовский кожаный ремень как символ телесных наказаний. Главная героиня Маша – бойкая девица двадцати лет. Она с восторгом рассказывает зрителям о любимом городе, о своем детстве, первой влюбленности.
Повествование от первого лица начинается и заканчивается у Ельцин Центра, как у места, вокруг которого оживает история города и горожан. Вслед за юным экскурсоводом зрители путешествуют по реальным и вымышленным историческим событиям, происшедшим по пути следования экскурсии. Но это чуть больше, чем просто променад. Это знакомые места, люди, образы, размышления. Они удивительным образом совпадают с ельцинскими местами. Вот два дома, в которых он жил с семьей в разное время. Вот Белый дом, который построил Ельцин. А вот гимназия, где учились его дочери Елена и Татьяна. А вот площадь 1905 года, куда 20 августа 1991 года пришли почти десять тысяч человек, чтобы противостоять ГКЧП и поддержать Ельцина. А вот исторический центр города – Плотинка, которая, по указу Бориса Николаевича, стала официальным местом празднования Дней города.
Маша с братишкой тащат зрителей за собой – по своим памятным местам. На набережной им встречается призрак, который помнит, как сто лет назад под покровом ночи вывозили из Ипатьевского особняка тела расстрелянных: Николая II, его жены императрицы Александры Федоровны, княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, цесаревича Алексея, лейб-медика Боткина и еще троих приближенных.
Здесь же, на набережной Исети, участникам променада встречаются кладоискатели. На месте Ельцин Центра до революции был респектабельный район, здесь обитал зажиточный люд. Многие после революции побросали дома и уехали за границу. После здесь часто находили клады, особенно при сносе старых построек. Легенды о кладах и тайных подземельях живы до сих пор.
Другая легенда – о старом лавре. Если на это лавровое дерево повязать ленточку и загадать желание, то оно непременно сбудется. Машин брат раздал всем ленточки, и старый лавр вмиг преобразился.
Тут же встретилась и Машина мама. Она учинила отпрыскам форменный допрос: голодны ли, тепло ли одеты, сделаны ли домашние дела и когда они вернутся домой. Тут же суматошная женщина выдала всем по прянику из бумажного пакета, потому что голодными гулять нельзя. Принимая пряники, зрители улыбались: многим это напомнило сцены из детства.
На смешном «пацанском» языке Маша рассказывала истории своего детства. Вот здесь в доме жил один из цареубийц, дожил до старости и сошел с ума, стал палить по прохожим «из того самого нагана».
У первой в городе высотки Дома чекистов зрителям встретились дети чекистов. Они играли в классики и тараторили свои считалочки на злобу дня – из городского фольклора 30-х годов прошлого столетия. Согласно народному преданию, из Дома чекистов забрали всех. Кого посадили, кого расстреляли – никто не уцелел. А сейчас это вполне респектабельный дом со своей историей.
У дома Профинтерна – alma mater знаменитого екатеринбургского рок-клуба – зрителей встретил отряд панков «Красное знамя». В руках у них были кастрюли, сковородки и швабра с красной майкой, которой они размахивали в такт своим речёвкам:
«Красное знамя – единый язык!
Красное знамя! Мощней, чем кадык!»
Променад продолжился вдоль улицы 8 Марта, бывшей кафедральной площади, ныне – площади 1905 года, где до сих пор стоит памятник Ленину и собираются ветераны коммунистической партии. Маша вспомнила ледовые городки своего детства, горки и аттракционы.
К зрителям присоединился сошедший с пьедестала Ильич. Он примкнул к променаду, чем очень насмешил Машу и ее попутчиков.
К Маше подкатила подруга Лиза на велике. Она предложила пойти к мосту и потрясти Исеть на предмет русалок. На суд зрителей появляются русалки, которые спорят между собой: кто красивее, у кого глаза больше, кому подбросили пустой пакет из-под чипсов. Они сообщают, что городские власти довольно плохо почистили пруд, и наперебой рассказывают зрителям, какие сокровища в виде мусора скрываются на дне реки.
Под мостом Маша и Лиза предаются воспоминаниям. Лиза признается, что когда ей грустно, то хочется петь.
Действие спектакля, как было обещано, завершилось у Ельцин Центра – излюбленного места отдыха горожан. Первые зрители, пришедшие на премьеру, устали, но были довольны и не хотели расходиться. Среди них, ничем не выделяясь, присутствовала автор пьесы Мария Конторович – ученица Николая Коляды, участник фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и конкурса драматургов «Евразия». Вслед за главной героиней вместе со зрителями она прошла по улицам своего детства.