В Ночь музеев, 19 мая, эпицентром культурных событий Екатеринбурга стал Атриум Президентского центра Б.Н. Ельцина, где открылась масштабная выставка «Главные кадры. ТАСС открывает фотоархивы».
860 тысяч фотографий из пленочного архива, лучшие из которых представлены зрителю, – выставка «Главные кадры. ТАСС открывает фотоархивы» стала «избранным» ТАССа, своего рода огромной мозаикой жизни страны начиная с 20-х годов ХХ века.
На панорамном экране в Ельцин Центре, прямо над Атриумом, где разместилась выставка, протянулась «полноводная» «Река времени» – около трех тысяч «свежих» фотографий, запечатлевших сегодняшний день России и ее первых лиц.
Днем, задолго до открытия, на выставке побывала Наина Иосифовна Ельцина, которая внимательно осмотрела фотографии, задержавшись возле экспозиции, рассказывающей о советском Свердловске, среди героев которой – Борис Николаевич Ельцин, еще в качестве народного депутата СССР (во время выступления на общегородском митинге в Свердловске) и первого секретаря Свердловского обкома КПСС (на субботнике). Выставку Наина Иосифовна охарактеризовала лаконично – «замечательная». Подробнее же высказалась на открытии.
– Мне очень понравилась выставка, и я рада, что она открылась в Ельцин Центре, – сказала Наина Ельцина. – ТАСС – старейшее информационное агентство в России. На выставке показана Свердловская область тогда, когда Борис Николаевич еще не был президентом. Я вспомнила свои детские и студенческие годы, 60-е и 70-е, я работала в Свердловске более 30 лет. На выставке представлены фотографии заводов, промышленности, я также посмотрела их с удовольствием. Фотография – особенное искусство, она запечатлевает прошлое, а оно волнует, потому что рассказывает о прошлом и навевает много воспоминаний, вспоминаются тяжелые годы и радостные моменты жизни.
По словам Наины Иосифовны, фотографии, представленные на выставке, – история, и Екатеринбург заслуживает принимать выставку после Москвы («премьера» выставки прошла в Манеже – ред.). И с этим не поспоришь, ведь фотографы, чьи работы составили выставку, – лауреаты престижных наград и премий, в том числе международных. На «фирменных» кадрах ТАССовских фотографов (среди них – известный уральский фотограф, тассовец Анатолий Грахов) училась молодежь, снимки охотно брали на свои страницы ведущие советские (затем российские) и зарубежные печатные издания. Фотоискусство ТАСС по праву являлось синонимом качества, поскольку соединяло художественность с оперативностью, присущей информационному агентству.
– У меня большой опыт работы в большой советской газете, а потом в антисоветской, – рассказал исполнительный директор Президентского центра Б.Н. Ельцина Александр Дроздов. – Фотография сродни живописи. Да, фотография зависит от качества техники, но это и ручная работа, потому что все рождалось в лаборатории. Ценно то, что эта выставка – развернутый учебник фотографии, запечатлевший историю нашей страны, черно-белую и затем цветную. Это имеет художественную ценность и это погружение во время. Еще при жизни Бориса Николаевича Ельцина нам удалось получить архив ТАСС, посвященный 90-м, и появилась книга «90-е. Страна».
Фотографы Телеграфного агентства Советского Союза могли работать как на его территории, так и за пределами страны, и благодаря этим особым условиям всегда находились в эпицентре событий, в том числе политических, при этом информация ТАСС всегда отличалась точностью и выверенностью. Так что не случайно знаменитый роман Юлиана Семенова, а затем и одноименный многосерийный художественный фильм «ТАСС уполномочен заявить» (1984, режиссер Владимир Фокин) с «главным разведчиком» страны Вячеславом Тихоновым в одной из главных ролей был назван именно так, и когда фильм показывали по ТВ, улицы пустели. Впрочем, крылатая фраза, ставшая названием фильма, стала таковой еще в 30-е.
Но еще в 1902 году, с подачи императора Николая II и по инициативе одного из выдающихся государственных деятелей начала ХХ века министра финансов Сергея Витте, появилось «протоТАСС» – первое Торгово-телеграфное агентство (ТТА) на базе Торгово-промышленной газеты. Так что можно себе представить, какие уникальные снимки хранятся в архивах главного информационного центра страны.
– Негативы лежали в конвертах, на каждом была написана тема, где и когда были сняты кадры, кто их авторы, теперь эти кадры получили вечную жизнь, – подчеркнул генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов. – Собрана фотохроника жизни страны. То, что вы видите, еще не видел никто.
– Конверты с негативами хранились в ящиках в огромных шкафах, – рассказал руководитель редакции фотоинформации ТАСС Константин Лейфер. – Мы вынули конверты, отсканировали негативы и все подписи. Выставка организована так, что посетитель будто проходит через нашу картотеку, а стенды с фотографиями напоминают окна здания ТАСС в Москве. Почему люди ходят в музей, несмотря на то, что есть сайт музея? Потому что это личный контакт, обратная связь. И это очень важно. Одно дело увидеть фотографии в интернете и поставить «лайк», а совсем другое – посмотреть самому.
Сергей Михайлов, генеральный директор ТАСС
Видео: Александр Мехоношин
Лучше один раз увидеть, чем один раз «лайкнуть»
«Апофеоз войны» знаменитого фотографа Евгения Халдея, всемирная выставка «ЭКСПО–67» в Монреале, ракета-носитель космического корабля «Союз ТМ-10» перед запуском, Никита Хрущев, первый космонавт Юрий Гагарин, академик Дмитрий Лихачев, академик Лев Ландау на прогулке, мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак во время вручения Ордена Дружбы Наталье Бехтеревой, актриса Софи Лорен и режиссер Витторио де Сика в перерыве между съемками, актриса Марина Влади, провожающая в последний путь Владимира Высоцкого, поэт Евгений Евтушенко, певец Федор Шаляпин – это далеко не полный список героев фотоснимков, представленных на выставке выставка «Главные кадры. ТАСС открывает фотоархивы». Помимо фотографий на выставке – и оборудование, к примеру фототелеграфный аппарат «Рекорд», буквопечатающий аппарат СТ-35.
– Мне очень понравилась выставка, на ней все узнаваемо, и испытываешь гордость за свою страну в разные периоды, – поделилась впечатлениями уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. – Выставка – подарок для города. Я журналист, и мне особенно понравились фотографии Анатолия Грахова, которого я хорошо знала, приезжала к нему домой, поздравляла с днем рождения. На фотографиях – много лиц, и я рада, что на них изображены и простые люди. Выставка очень органично смотрится в Ельцин Центре: именно Ельцин подарил нам свободу слова, мнений. Это настоящая история страны в лицах, которую не подменишь, поскольку это фотография.
– Для меня, как для человека с историческим образованием, уникальность выставки в том, что за каждой фотографией, даже самой простой, стоит большая история, – рассказала смотритель выставки Татьяна Помазуева. – Чувствуется ответственный подход к каждой съемке. Это ощущается и в сюжетах, и в композиции кадров. Без преувеличения, по снимкам можно воссоздать всю нашу историю. Каждый снимок на выставке неповторим. В ходе экскурсии мы делаем акцент на космосе, теме Великой Отечественной войны, кино, сцене и современниках эпохи.
Экскурсанты, узнавшие секреты фоторабот от Татьяны Помазуевой, также не остались равнодушными к экспозиции.
– Нам здесь интересно, во многом благодаря рассказу о предыстории фотографий, – сказала участница экскурсии старшеклассница Дарья. – Сами фотографии яркие, исторические. Сегодня многим представителям молодого поколения интересен Советский Союз.
– Мне интересна выставка, здесь много полезной информации, прежде всего для молодых людей, мы не зря сюда приехали, – рассказала посетительница выставки Эльвира. – История всегда интересна, на эту выставку нужно приводить школьников.
Ельцин без цензуры
На следующий день после открытия выставки прошла встреча с куратором выставки Ниной Гомиашвили, фоторедактором ТАСС Андреем Бабушкиным и экс-фотографом ТАСС Борисом Кавашкиным.
Углубившись в воспоминания, Борис Кавашкин рассказал, что за каждым фотокорреспондентом ТАСС в советские времена был «закреплен» один регион, куда он ездил два-три раза в год, и одна союзная республика. К примеру, сам Кавашкин освещал жизнь Ростовской области и Литвы. Не удивительно, что опытным тассовцам есть что вспомнить. По словам Нины Гомиашвили, на «премьере» выставки «Главные кадры» в московском Манеже собрались все фотографы легендарного информационного агентства.
– Это настоящие «старики-разбойники», – поделилась впечатлениями Нина Гомиашвили. – Фотограф с «корочкой» ТАСС в советские времена – это было круто, потому что открывались все двери, и можно было делать что угодно.
Также Нина Гомиашвили подтвердила, что фотографии, представленные на выставке, по-настоящему уникальны, и при подготовке экспозиции довелось работать, помимо прочих, со снимками, которые никогда не покидали здание ТАСС.
Зашла на встрече речь и о том, как в фотоработах возникают публицистические сюжеты, ведь зачастую снимки ТАСС несут не меньше информации, чем текстовая новость.
– Когда на фотографии изображено, к примеру, что около станции метро в центре Москвы стоят мусорные ящики, и в них одновременно роются старушка, молодая девушка и собаки, – это фотопублицистика, – пояснил Борис Кавашкин. – Публицистический взгляд возникает во время съемки сам. Он или есть – или его нет, научиться этому специально нельзя. Материалы и фотографии всегда обсуждались во время «летучек», где за иной снимок в начале творческого пути «прилетало» раз, потом другой… это была постоянная школа. Говорить же о том, что фотографов выпускал журфак МГУ, нельзя. Приходили к нам оттуда молодые ребята – и не выдерживали, уходили.
Рассказали фотографы и о цензуре, которая после 1991 года ушла из фотографии.
– Помню, во времена Горбачева мы поехали в Нижневартовск, – рассказал Андрей Бабушкин. – Михаила Сергеевича сопровождала Раиса Максимовна, она была в туфельках, а там грязь. Так на грязь доски положили, чтобы она могла пройти. Потом попросили показать снимки, чтобы их утвердить. Я привез отпечатанные фотографии. Посмотрел их Александр Яковлев – и загнул уголки у четырех или пяти снимков. Значит, не утвердил. Мы не могли понять, в чем дело, фотографии были хорошими. Оказалось, что на тех снимках, где были загнуты уголки, не было самого Яковлева. А вот Ельцина было фотографировать гораздо проще.
– Он был контактный, доступный, – продолжил Борис Кавашкин. – После I Съезда народных депутатов его буквально не отпускали с улиц. К нему запросто подходили, задавали вопросы, спорили. И мы благодарны были ему за то, что он понимал ситуацию и не обращал на нас, фотографов, внимания. Никогда ни он, ни кто-либо из его окружения не пытались нас останавливать.
– Есть прекрасная серия фотографий, где Ельцин и Клинтон во время визита Ельцина в Белый дом смеются, почти до слез, – добавила Нина Гомиашвили. – Это фотографии ТАСС. Также есть фотографии, где Борис Николаевич играет на ложках, поет, танцует…
– После 1991 года можно было снимать, что угодно, – продолжил Борис Кавашкин. – Выбор фотообъектов был однозначный – то, что происходит в стране, митинги, очереди, пустые прилавки. Это показывали так как есть. К тому же, были открыты границы, были сняты ограничения для работы иностранных фотографов, а мы с ними соревновались.
Освещали фотографы ТАСС и военные действия в Чечне, оказывались под обстрелами, причем жили фотографы порой у чеченцев.
– Если нужно было что-то снять, они отвозили нас на машинах и ждали, сколько нужно, – отметил Андрей Бабушкин.
Также поделились тассовцы впечатлениями от посещения Музея Б.Н. Ельцина.
– Музей мне очень понравился, это эпоха, и в музее ты как будто проходишь сквозь нее, – сказал фоторедактор ТАСС Андрей Бабушкин.
– Музей мне понравился, понравился кремлевский кабинет Бориса Николаевича, – добавил бывший фотограф ТАСС Борис Кавашкин. – Также мне понравилось то, как показан Ельцин в музее. Зачастую о президентах говорят только как о политических деятелях, а в музее он человек.
– Выставка – результат большой работы, – рассказывает Сергей Михайлов. – Это бесценная летопись страны, летопись, которая на глазах разрушалась, так что еще два-три года – и старые негативы рассыпались бы, а мы потеряли бы удивительный бесценный архив. Сейчас он обрел вторую жизнь «в цифре». На выставке каждый кадр удивителен: когда я смотрел старые кадры фотохроники, то проводил в архиве дни. Это невероятный материал, от кадров невозможно оторваться. Это хроника эпохи за сто лет, сделанная по дням. К примеру, я не знал о существовании пистолета для пельменей, который здесь экспонируется. На выставке представлены потрясающие снимки первого отряда космонавтов и освоения космоса, фантастические фотографии промышленности, удивительные мода и жизнь людей, снимки, о которых мало кто знает. Например, фотография Джины Лоллобриджиды и Элизабет Тейлор, когда они встретились в одинаковых платьях. Таких фотографий больше нет. Здесь запечатлена эпоха, начиная от 20-х годов ХХ века. Мы привезли малую толику того, что отснято. Также мне кажется, что «река времени» очень идет Ельцин Центру, потому что содержит много современных фотографий последних двадцати лет, к примеру, снят открытый буквально на днях Крымский мост. Наш архив растет каждый день.
– Вы не раз были в Музее Б.Н. Ельцина – какие впечатления он оставил?
– Думаю, это один из лучших музеев в современной России. Он сделан профессионально, технологично, согласно современным канонам музейного дела. Он действует на все человеческие эмоции. Я могу сравнить его с Еврейским музеем и Центром толерантности.
– Как вы относитесь к Борису Ельцину?
– С большим уважением, это удивительный лидер, который сделал для России столько значимых вещей, что навсегда вписал свое имя в историю.
– Какой след оставила в вашей душе эпоха 90-х?
– У меня сложное отношение к 90-м. Было много хорошего, много плохого, как и в любой эпохе. Помню условия, в которых мы тогда жили, нюансы, связанные с криминалом. В то же время была радость побед. В 1990 году мне было 19 лет, а 19 лет – период прорывов, когда ты все можешь и идешь вперед.
Выставка продлится до 27 июня. Вход свободный. График работы: с 10 до 21 часа.