Тамара Эйдельман: «Власть нуждается в обществе»

15 апреля 2016 г.Татьяна Филиппова
Тамара Эйдельман: «Власть нуждается в обществе»

Субботним вечером, 9 апреля, в Ельцин Центре заслуженный учитель России Тамара Эйдельман прочитала лекцию о том, как складывалась история взаимодействия власти и общества в России на протяжении XVI-XIX веков.

В лекции «Власть и общество в России XVI-XIX веков: противостояние или сотрудничество» Эйдельман предложила всем собравшимся: педагогам средней и высшей школы, учащимся, студентам, родителям, чьи дети в этом году сдают ЕГЭ – рассмотреть основные этапы непростых и зачастую трагических отношений. Она сразу оговорилась, что после посещения Музея первого президента и знакомства со всем Ельцин Центром у нее очень оптимистическое настроение.

Предварив лекцию заставкой, на которой фрагментарно представлена работа известного художника Константина Васильева «Холодные глаза волка», Эйдельман сказала:

– Власть все время представляется нам этаким волком, надзирающим за обществом. Но я хочу немножко изменить фокус и показать, что и власть нуждается в обществе и в критические моменты опирается на него. Основная моя идея: все не так плохо, как кажется. Предлагаю всем с оптимизмом смотреть в будущее, хотя предполагаю, что кому-то будет трудно эту идею со мною разделить.

Манеру изложения материала Тамарой Эйдельман трудно отнести к академической. У нее нет разрешенной версии событий. Она пользуется разными, зачастую литературными и художественными источниками, цитирует частную переписку и пытается представить картину событий объемно. Сравнивая, проводя исторические параллели, она постоянно дополняет наше представление об известных событиях. Буднично и даже неформально она рассуждает о знаковых страницах истории, предлагая новые интерпретации и новое осмысление отечественной истории.

Государство пухнет, хиреет народ

Так, описывая Смутное время и попытку общества влиять на власть, она приводит слова Василия Ключевского – российского историка, профессора Московского университета, академика Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, наиболее емко описывающего состояние общества после смерти Ивана Грозного: «Государство пухнет, хиреет народ!»

– Но намечается и позитивный момент, набирают силу Земские соборы – собрания представителей всей русской земли. Это еще не парламент, у соборов нет законодательной власти, они гораздо менее четко организованы, но государство испытывает в них потребность и желание на них опереться, – констатирует Эйдельман. – Мы знаем о четырех наиболее важных соборах в истории страны. В 1584 году, когда восходит на престол Федор Иоаннович – сын Грозного, и создается регентский совет, который возглавляет Борис Годунов. Почему он созывается? Везде, во всех документах и упоминаниях рефреном звучит мысль, что Федор Иоаннович хоть и законный наследник, но слаб умом, и регентский совет необходим. Следующий известный нам и очень важный Собор 1598 года, когда умирает Федор Иоаннович. Прерывается царский род Рюриковичей – это ужасная трагедия для всего народа. Принимает правление на себя регент и брат супруги царя Ирины – Борис Годунов. Земский собор полагает его на власть. Годунов правит семь лет.

Насколько важен собор, который все больше напоминает английский парламент, мы понимаем в 1606 году, когда толпа выкликает на царство Василия Шуйского. Собора не происходит. Но сам Шуйский рассылает грамоты по городам, что собор был, и его выбрали всем собором. Когда Шуйского свергают, снова рассылаются грамоты по городам, что Собора не было и Шуйский – незаконный правитель. Общество обязано Василию Шуйскому многими вещами и особенно крестоцеловальной грамотой, где записаны правила, по которым он будет править, советуясь с боярами и Земским Собором, без суда он никого не будет казнить и ссылать. Мы видим, что роль общества начинает меняться. И уже Михаила Романова в 1613 году выбирает на власть именно Собор. Михаил, законно избранный народом, становится правителем. Смута перевернула все общество и вытолкнула на поверхность истории удивительных персонажей.

Тамара Эйдельман рассказала, как в XVII веке Романовы окончательно «подъели» остатки вольностей. Фактически они сформировали и укрепили вертикаль власти. Они же уничтожили Земские Соборы и местное самоуправление. Раздули до гигантских размеров обслуживающий власть чиновничий аппарат. Благодаря расколу они значительно ослабили церковную власть. Но именно в расколе проявилась настоящая мощь народа. Эйдельман зачитала фрагмент из поэзии Варлама Шаламова. Автор «Колымских рассказов» посвятил поэму церковному расколу. В событиях прошлых веков он увидел современные исторические параллели: разрастание бюрократии, формирование абсолютизма власти, гонения и глумления над собственным народом.

«Отдайте все…»

Лектор предложила необычный взгляд на историческое наследие первого российского императора Петра I, который сам изменил закон о престолонаследии, но не успел назначить преемника. На словах «отдайте все…» перо выпало из его рук, и царь скончался. Началась эпоха дворцовых переворотов, во время которых реальной властью обладал Тайный совет, в него входили олигархи и аристократы, всего семь человек, но они серьезно ограничивали царскую власть. Им подчинялись Коллегии и Сенат. Без них не подписывался ни один царский указ. Ситуация изменилась при племяннице Петра I – Анне Иоанновне, которая разорвала договоренности с тайным советом и начала править самодержавно. Любопытно, что в 1730 году дворяне, съехавшиеся сначала на свадьбу Петра II, но угодившие на его похороны, остались на коронацию Анны Иоанновны и многие из них подписали петиции против тайного совета, в которых предлагали создать структуры на манер английского парламента.

– Если бы им удалось продавить идею парламента тогда, то мы бы сейчас находились совсем в другом положении, – считает Эйдельман. – И Анна Иоанновна и Елизавета Петровна значительно расширили права дворян, открыли множество образовательных учреждений, разрешили домашнее обучение дворян. Но и Петр III, каким бы дурачком его не описывали, сделал очень много для русского общества. Под русским обществом естественно подразумевалось только образованная его часть. Вы только задумайтесь, он опубликовал манифест о дворянской вольности, отменил телесные наказания для дворян, упразднил тайную канцелярию, прекратил преследование старообрядцев, вернул государству церковные земли. Внуки первых свободных дворян – декабристы.

Екатерина II была напугана французской революцией. Но и она провела губернскую реформу, отделила губернаторскую власть от судебной, образовала дворянские собрания и местные органы самоуправления. Она же хотела дать жалованную грамоту крестьянам, но не решилась. Ее подданные еще не были гражданами. Но она говорила, что закон должен быть надо всеми и даже над царем. Было общество и были прогрессивные члены общества, интеллектуалы, которые создавали проекты, ограничивающие царскую власть и дающие свободы обществу.

«Некем взять…»

Наиболее часто лектор обращается к фигуре Александра I, необыкновенно многообещавшего императора. Эйдельман показывает два портрета, где императору 20 лет и где ему 45 лет. И это два разных человека.

Он создал множество учебных заведений – лицеи и университеты, предоставил им огромную свободу. Появляется много выдвиженцев из более низких сословий. Особую роль лектор отвела Сперанскому, автору первой в России прогрессивной Конституции. Благодаря нерешительности Александра он не был осуществлен, поскольку не мог доверить дворянам исполнение реформ. В результате умница Сперанский, которого дворяне считали выскочкой, шпионом Наполеона, под их же давлением был сослан в ссылку.

Он боялся своего окружения и все время твердил: «Некем взять…» Некем взять очередную реформу, утвердить очередной закон, сделать жизнь в российском государстве легче и свободнее. Причастность к гибели отца наложила отпечаток на всю его жизнь и правление. Везде мерещились заговоры дворян. Даже раннюю смерть своих дочерей он воспринимает как наказание.

После его смерти на престол восходит любимый племянник – Николай I, при котором раскол между властью и обществом только растет. Эйдельман называет его трагическим. И снова из-за недоверия к дворянскому окружению спускается «на тормозах» крестьянская реформа, которую готовили прогрессивные члены общества, каждый в свое время – Киселев и Ростовцев.

– Сегодня я была в Музее, видела прекрасные лица тех, кто всего лишь четверть века назад, вместе с первым президентом, сделал гражданские свободы доступными для нас. Мы еще не воздали им должное. Это совершенно особенные лица, похожие на тех, кто отстаивал гражданские свободы двести и триста лет назад. Пока есть такие люди, у нас есть надежда, что общество и власть будут равноправны в своем диалоге, – сказала Эйдельман.

По окончании лекции слушатели смогли задать вопросы. Почти все они касались формирования гражданского общества и его состояния сегодня. Много вопросов задавали родители и учителя относительно системы преподавания истории в школе, официальному освещению некоторых исторических событий в учебниках истории. Старшеклассники спрашивали, как лучше подготовиться к ЕГЭ по истории. Тамара Эйдельман терпеливо и с сочувствием и пониманием ответила на все вопросы, касающиеся преподавания истории в школе. Подсказала, по каким учебникам следует учить историю, и какой подход к изучению кажется ей наиболее эффективным. Один вопрос, пожалуй, выбился из всеобщего ряда. Его задал школьник: «Тамара Натановна, так вы оппозиционер?»

Заслуженная учительница России ответила, что по некоторым вопросам ей приходится быть оппозиционером, чтобы оставаться честной с самою собой.

Другие новости

Театральная платформа "В Центре"

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка

Большое космическое путешествие китёнка и котёнка
Театральная платформа «В Центре» 20 декабря представила детям и родителям новогодний спектакль «Про китёнка и котёнка» – вполне современную историю о том, как важно иметь друзей и быть кому-то нужным …
21 декабря 2024 г.
Лекция

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте

Анна Новикова: как не потерять себя в цифровом лабиринте
Цифровая культура — это не просто технологии, а коренное изменение жизни общества. Она влияет на то, как мы работаем, общаемся и принимаем решения. Анна Новикова, доктор культурологии и антрополог мед…
20 декабря 2024 г.
Выставка

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»

Публичная программа выставки «Двадцать один длинный, один короткий»
В Арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге проходит выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий», которая посвящена развитию современного российского искус…
19 декабря 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.