В Ельцин Центре в Екатеринбурге 15 марта состоялась встреча с руководителем отдела специальных проектов портала «Такие дела» Сергеем Карповым. Он рассказал, как с помощью новых медиатехнологий можно научиться доступно и интересно говорить с аудиторией о социальных проблемах.

Выступление Сергея Карпова началось с краткого экскурса в историю развития изображения, поскольку визуальный материал делает любое информационное сообщение наиболее эффективным. С течением времени визуальный опыт увеличивается, и удивлять людей становиться всё сложнее, особенно если ваша первоочередная задача – рассказать им о социальной жизни и вовлечь в благотворительный процесс. В отделе специальных проектов «Таких дел» решили делать это посредством развлечений. Геймификация, интерактивность и user-generated content, то есть материал, предоставленный самими читателями, стали основными инструментами для достижения цели:

– На мой взгляд, это три основные штуки, которые помогают зрителю, во-первых, пробиться сквозь травмирующий опыт, во-вторых, получить удовольствие, а в-третьих, стать соавтором того сообщения, которое вы даете, – считает Сергей. – Таким образом, пользовательская информированность превращается в осмысленный опыт.

Сергей подробно разобрал со зрителями два специальных проекта, чтобы они смогли увидеть, как вышеперечисленные технологии работают на практике. Проект «Жили-были» должен был состоять из серии некрологов о бездомных людях, но воспоминаний волонтеров оказалось недостаточно для их написания. Кроме того, у создателей совсем не было визуального материала, потому что никто никогда не снимал этих людей. Поэтому они сделали мультики по мотивам воспоминаний и придумали «День бездомного человека», который позволил проекту «Жили-были» выйти за рамки онлайн-формата и привлечь внимание общественности к проблеме бездомности.

Круглый стол с Сергеем Карповым. Новые медиа и НКО: эмпатия или кэш

Мы всегда делаем внутри спецпроектов то, чего никогда не делали раньше, потому что не интересно делать то, что вы знаете и умеете, – говорит Сергей. – Лучше всего ставить себе какие-то вызовы и обрастать людьми, которые позволят вам расширить свои возможности.

Так случилось и с проектом, направленным на дестигматизацию представлений о ВИЧ-инфекции у подростков и молодежи. Сотрудники портала пообщались с детьми, имеющими положительный ВИЧ-статус, и узнали, с какими проблемами они сталкиваются каждый день. Рассказать об этом в формате документального кино было нельзя, поэтому приняли решение снять игровое и интерактивное. В процессе просмотра фильма «Всё сложно» зритель отвечает на вопросы, тем самым влияет на судьбу главной героини и знакомится с жизнью таких людей.

– Мы хотим сделать так, чтобы пользователи, которые никогда не соприкасались с социальным миром, поняли, что «социалочка» – это не то, когда все помирают и плакать надо, а вот так, по-другому, может быть. Вы можете развлекаться, чувствовать, и это может быть даже грустно, но это не травмирует вас.

Портал «Такие дела» ориентируется не на количество посетителей, а на социальный эффект, достигнутый благодаря тому или иному выпущенному материалу. По словам Сергея, вызвать сопричастность в человеке для них существенно важнее, чем получить большой охват.

Портал «Такие дела» – это медиапроект благотворительного фонда «Нужна помощь» — фонда поддержки и развития благотворительных, общественных и социально значимых инициатив в России. Основным направлением деятельности фонда является развитие благотворительного сектора в России, а также повышение уровня его профессионализации.